Файл: Характеристика общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины (Методология теории).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению А.И. Косарева, предмет теории государства и права составляют:

– природа и назначение государства и права;

– закономерности их возникновения, развития и функционирования;

– система основных понятий юриспруденции.

Если к оценке данного вопроса подходить с исторической точки зрения, то необходимо отметить, что по мере развития государства, изменений государственно-правовой действительности изменялись и подходы в определении предмета теории государства и права, его содержание. Так, если в советский период развития российского государства особое внимание уделялось таким категориям, как «государство диктатуры пролетариата», а позднее «общенародное государство», «государство развитого социализма» и другим, считавшим на тот период наиболее актуальными, то сегодня приоритетным становится понятие «правовое социальное демократическое государство». В зависимости от исторической обстановки изменяются и методы преподавания. Классики педагогической мысли установили неразрывную связь политико-правового режима, типа государства с методами преподавания. Так, еще в свое время А. Дистервег отмечал, что догматический метод имеет аристократическую природу, а развивающийся – демократическую. Первый пригоден для самодержавных стран, а второй – для будущих граждан конституционных государств[4].

С учетом изменившихся условий и подходов В.В. Лазарев полагает, что в предмет истории государства и права входят не только реальные государственно-правовые отношения, процессы, явления и категории, но и представления людей на этот счет, связанные с их сознанием, психологией и идеологией.

По В.В. Лазареву, «предметом общей теории права и государства выступают право и государство как явления общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры»[5]. Обобщенную характеристику предмета теории государства и права, учитывая онтологический и гносеологический аспекты, предлагают М.И. Абдуллаев и С.А. Комаров. Они полагают, что, во-первых, теория государства и права изучает закономерности, присущие государству и праву как особым явлениям, формирующимся в обществе, закономерности функционирования государства и права на определенном этапе исторического развития (онтологический аспект). Во-вторых, теория государства и права изучает закономерности происхождения (источники) государственноправовых явлений (гносеологический аспект). В-третьих, теория государства и права строит весь процесс познания государственно-правовых явлений в зависимости от того, какой тип понимания права и государства положен в основу правопонимания (цивилизованный, формационный) в то или иное построение курса. При различиях в определении предмета теории государства и права необходимо указать на то, что данная наука имеет дело с различными сторонами и процессами государственно-правовой жизни. Подводя краткий итог, с учетом мнений ряда авторов можно выявить элементы предмета теории государства и права, к числу которых следует отнести: сущность и социальное назначение государственно-правовых явлений; закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; систему категорий и понятий (право, государство, их сущность, функции и формы); принципы, аксиомы, презумпции, фикции теории государства и права.


Принцип – основополагающее начало, аксиома – бесспорная, не требующая доказательств истина. Презумпции – предложение, основанное на вероятности признания факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное. Фикции – приемы, заключающиеся в том, что действительность подводится под какую-либо условную форму; правотворческую, правоприменительную и интерпретационную практику; практические рекомендации по вопросам государственного строительства. Предмет теории государства и права, как и всякой науки, не остается неизменным.

Социальная практика ставит перед данной наукой все новые и новые вопросы, настойчиво требует их разрешения, выработки научных рекомендаций и выводов по вопросам общественного развития. Прав в этой части М.Н. Марченко считая, что предмет теории государства и права, как и отдельные составляющие его части, не является застывшим, а с течением времени изменяется и развивается[6].

Неизменной остается только основа, а именно общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, к числу которых следует отнести, прежде всего, вопрос возникновения и становления государства и права на определенном этапе развития общества, обусловленность характера и уровня развития государства и права характером и уровнем развития экономики и общества. Отметим, что в этом вопросе наметились определенные изменения.

По мнению А.Б. Венгерова, теория государства и права постепенно начинает впитывать элементы синергетики – формирующейся науки о самопроизвольных, самоорганизационных, случайностных процессах. Венгеров считает, что «конструктивная роль случая в общественном развитии состоит в том, что он позволяет объяснить субъективный фактор в государственно-правовой жизни общества, позволяет наряду с закономерными причинно-следственными связями учитывать и случайностные, вероятностные связи»[7]. В конечном итоге в зависимости от уровня конкретно-исторических и иных условий развития общества, уровня развития общественного сознания, культуры и идеологии меняются и представления о государстве и праве, характере их взаимосвязи и взаимодействия, их месте и роли в жизни общества.

По мнению А.И. Косарева, в раскрытии предмета теории государства и права следует выделять ряд аспектов: отвергая проявления вульгаризма органической теории и не отрицая значение экономического фактора, роли социально0классовых отношений, религии и культуры и т. д., первичным, исходным в развитии государства и права признается человеческий фактор – состояние народа, этноса, в частности различия Востока и Запада, специфика государственности России; ценностной ориентации на передний план необходимо ставить показатель внутренней гармонии, понимаемый как подвижное, меняющееся равновесие прежде всего прогрессивной и стабилизирующей, консервативной (традиционной) тенденций развития; осуществление цивилизованного подхода к пониманию государства и права. Их бытие представлено рядом сменяющих друг друга или параллельно сосуществующих цивилизаций, проходящих в своем развитии, как и отдельный индивид, стадии раннего, зрелого, позднего возраста.


Таким образом, предмет теории государства и права – это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты.

2.2 Методология теории государства и права

Методология, в том числе и юридическая – это философская, мировоззренческая система, на которой построена наука. Метод науки не избирается произвольно, он задан спецификой самого предмета и отвечает на вопрос: как и каким образом осуществляется процесс познания? Следовательно, методы теории государства и права – это особые (специфические) приемы и способы, с помощью которых данная наука осуществляет процесс познания. Методология представляет собой систему методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности по раскрытию сущности предмета, явлений действительности. Метод тесно связан с содержанием науки, хотя эти понятия и не тождественны с теорией, ибо без теории он беспредметен, а теория без метода лишается предмета исследования. Существует тесная связь теории и практики, важна опытная проверка истинности знаний. Практика довольно часто выступает критерием истины. Метод особенно важен для теории государства и права, так как его используют и отраслевые юридические науки, ведь теория государства и права формирует методологическую основу для всех юридических наук.

Методология теории государства и права включает в себя различные приемы и способы осуществления познавательной деятельности:

1 Общенаучные методы исследования государства и права. Научную методологию государства и права можно представить как обусловленную философским миросозерцанием совокупность определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений. В нее входят как общефилософские принципы познания, так и общие, специфические и частные способы, приемы познания государственно-правовых отношений. Философские, мировоззренческие подходы опираются на использование как рационального, так и эмпирического в познании. Первые связаны с развитием понятийного аппарата, вторые – с наблюдением и экспериментом. Используются методы восхождения от абстрактного к конкретному, взаимосвязи исторических и логических приемов и другие. С точки зрения научного знания в процессе познания основополагающее значение имеют диалектические методы. Диалектика есть учение о наиболее общих, закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания. Большинством наук используются методы диалектики, которые воплощаются в таких ее категориях, как количество и качество, форма и содержание, сущность и явление и многие другие.


2 Специальные (особенные) и частные методы познания. Общие методы не могут раскрыть особенности государственно-правовых явлений, наряду с ними используются и специальные методы исследования. К ним следует отнести, во-первых, сравнительно-правовой метод, то есть сопоставление государственно-правовых систем в разных обществах и условиях; во-вторых, метод конкретно-социологический – учет социальных факторов (наблюдение, анкетирование, эксперимент и т. п.); в-третьих, формально-логический (догматический) метод, который применяется при изучении нормативных сторон правовых систем, формирует приемы толкования правовых норм и формального анализа действующего законодательства, так как формальность есть неотъемлемое свойство права; в-четвертых, системно-структурный метод, который изучает государство и право как комплексный институт и процесс; в-пятых, метод правового моделирования, исходящий из идеи подобия. При этом интенсивное развитие науки, в том числе компьютерных технологий, привносит ряд частных специфических методов исследования. Среди них можно назвать математический, статистический, кибернетический, классификационный, метод правовой аналогии и другие.

Таким образом, методология – это учение о методах познания и преобразования действительности. Метод в науке, в научной деятельности – это знание, с помощью которого добывается новое знание. То есть один и тот же фрагмент знания в одном случае может рассматриваться как теория (разрабатываемое знание), а в другом – как метод (знание, с помощью которого разрабатывается теория). В науке метод часто определяет судьбу исследования, его можно сравнить с инструментами познания, «ключами» к тайнам общества и природы.

Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Ф. Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он утверждал, что «даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги». Метод сам по себе не представляет полностью успеха в исследовании действительности: важен не только хороший метод, но и мастерство его применения. В процессе научного познания используются разнообразные методы.

В соответствии со степенью их общности они применяются либо в более узкой, либо в более широкой интерпретации. Каждая наука, имея свой предмет изучения, применяет особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта.


Глава 3. Проблемные вопросы теории государства и права как учебной дисциплины. Соотношение теории государства и права с гуманитарными и отраслевыми юридическими науками

3.1 Теория государства и права как учебная дисциплина

Как учебная дисциплина теория государства и права представляет собой систему определенных теоретических сведений, построенных в соответствии с конкретной учебной программой и предназначенных для подготовки специалистов того или иного профиля. Это одна из дисциплин, изучаемая в юридических вузах. Она представляет собой совокупность части знаний, полученных наукой, которые предусмотрены для передачи студентам в процессе обучения с помощью специальных приемов. Курс теории государства преподается в процессе проведения лекций, семинарских занятий, при написании курсовой работы.

В соответствии с программой курса студенты должны усвоить основные понятия об изучаемых явлениях, их признаки. Курс выполняет вводную и мировоззренческую функцию: формирует правовую и политическую культуру студентов.

Теория государства и права как учебная дисциплина, во-первых, базируется на теории и государства и права как науки. В учебную дисциплину включаются лишь те знания, которые получены научными способами и прошли социальную апробацию. Поэтому закономерно, что чем выше уровень юридической науки, тем содержательнее и полнее аналогичная учебная дисциплина. Во-вторых, ее рамки более узки, чем рамки науки теории государства и права, так как в учебную дисциплину включается только часть материала (наиболее важного, существенного), которым располагает наука. В-третьих, она более субъективна, чем наука теории государства и права, так как представляет собой позиции и взгляды разных авторов. Другими словами, если система теории государства и права как наука обусловлена системой изучаемых государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена, то как учебная дисциплина она во многом произвольна, зависит от усмотрения составителей учебной программы, конкретного преподавателя. Структура учебной дисциплины теории государства и права как учебной дисциплины формировалась на протяжении длительного времени. Если обратимся к историческому опыту, то в русском дореволюционном (до 1917 г.) правоведении довольно четко разграничивались теория права, философия права и энциклопедия права, что не могло не сказаться на структуре преподаваемых учебных дисциплин. Полагаем, что в этом был заложен определенный смысл. Вопрос состоял в том, что энциклопедия права главное внимание уделяла раскрытию основных правовых понятий и их сущности, то есть именно с этого должно собственно и начинаться юридическое образование. С этих позиций определялись задачи энциклопедии права: зафиксировать в первоначальном приближении основные элементы фундаментальных (теоретических) знаний о праве, общие для отраслевых юридических дисциплин, выраженные в связях целого (правовой теории) через систему юридических понятий, и на этой основе сформулировать логическую форму правового мышления, ее обобщающую направленность. Как отмечал еще в начале ХХ века Н.М. Коркунов: «Если человек ознакомится со значением отдельных терминов, с разделением науки на отдельные отрасли и с содержанием каждой из них, его изучение права не сделается от этого осмысленным. Получить краткое понятие о частях – не значит еще получить понятие о целом. Соединение частей в одно живое целое не есть вовсе такое легкое и простое дело, чтобы оно само собой давалось каждому, ознакомившемуся с частями». «Именно постольку, поскольку система понятий может быть интерпретирована как одно целое (развитое) понятие сущности предмета, эта система понятий представляет собой теорию». Таким образом, энциклопедия права по существу является первым шагом на пути к осмыслению права как целого социального феномена.