Файл: Пробелы в законодательстве и способы их восполнения(Объективные причины несовершенства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • жилого помещения в собственность бесплатно;
  • жилого помещения по договору социального найма;
  • единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В связи с тем, что государство практически не имеет в собственности жилые помещения (примерно 10-15 тысяч по всей России), также по договору социального найма стране выдавать квартиры военнослужащим не выгодно, потому что основная масса этих квартир находится в закрытых военных городках (рано или поздно служебное жилье может закончиться, и не будет возможности выдавать его контрактникам действующим, которым до предельного возраста и увольнения в запас Вооруженных Сил нужно прослужить еще не один год).

В итоге остается последний главный вариант – это единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Экономически предлагаю представить, чтобы обеспечить всех военнослужащих по контракту и членов их семей, с учетом того момента, что у контрактников в среднем 2 ребенка (то есть среднестатистическая военная семья состоит из четырех человек), и, из учета квадратных метров на каждого члена семьи (норматив жилого помещения на человека установлен в размере 12 кв. м., при этом для отдельных категорий нуждающихся граждан учетная норма площади может быть увеличена, например, для ветеранов – 18 кв.м.) (Постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. №-63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения»)[18]. Это какая колоссальная сумма выплаты получится для всех военнослужащих, которые уйдут на пенсию и потребуют реализации своего жилищного права в один день?!

Несмотря на то, что семья или гражданин встает в очередь и претендует на материальную помощь, ее оказание не всегда осуществляется в тот же год, что и постановка в очередь. Денежных субсидий не хватает на всех нуждающихся, очередь продвигается, но медленно.

Российская Федерация как бы ей не хотелось улучшить качество жизни свих граждан, чисто из экономических соображений не сможет сделать так, чтобы военнослужащие-пенсионеры одновременно все получили свои заслуженные жилые помещения. Не хватить бюджетных средств.

Под влиянием политических факторов. Невозможность достигнуть консенсуса в законодательном органе может отдалить регулирование соответствующих отношений.

Современные словари определяют консенсус как общее согласие по спорным вопросам, мнение, которого придерживаются все или большинство.


Примером политических факторов образования «умышленных» пробелов в законодательстве может послужить невозможность Государства путем юридического консенсуса установить способ компенсации исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих»[19] предусмотрено два вида компенсации: предоставление дополнительных суток отдыха, либо предоставление по желанию военнослужащих вместо дополнительных суток отдыха денежной компенсации. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в служебных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы (Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 (ред. от 31.12.2019) «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы») Приложение № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха) [20]. Иными словами, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, за переработанное служебное время, имеет три вида компенсации:

  • денежная компенсация;
  • компенсация дополнительными сутками к основному отпуску, но не более 60 суток в год;
  • компенсация днями отдыха военнослужащего.

Тем самым, если Государство устроит «народное голосование», большинство граждан проголосуют, очевидно, за денежную компенсацию. Из экономических соображений, России это невыгодно, так как появятся дополнительные расходы, которые необходимо будет закладывать в бюджет, когда проще, с учетом экономического кризиса, который переживает страна, предоставить дни отдыха и т.д.

Под влиянием идеологического фактора. Это означает идеологическое неприятие значительной части населения соответствующего явления общественной жизни. Иногда приходится ждать, когда уровень правовой культуры народа позволит урегулировать соответствующие отношения.

Если попробовать отнести попытку создания военно-идеологического управления в Вооружённых силах России. Сам факт полноценного развития системы безопасности страны априори связан с качественным патриотическим воспитанием. Все последние годы идут разговоры о необходимости совершенствования патриотического воспитания в рядах российской армии, структурах МВД, ФСБ и других силовых сегментах. Однако всякий раз эти разговоры остаются неудовлетворенными со стороны представителей общественности, упираются в достаточно скользкий тезис: мол, совершенствование патриотического воспитания есть первый шаг к формированию государственной идеологии, а это уже нарушение п. 2 ст. 13 Конституции РФ («Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»)[21].


Сегодня такой принцип, который связан, скорее не с демократией, а со вседозволенностью, однозначно даёт понять, что дальнейшие попытки придерживаться именно его при формировании системы безопасности государства могут привести к расколу и разрушению основ государственности. Армия по определению должна представлять собой единый механизм, который строится на едином идеологическом фундаменте, где главное звено идеологии – патриотизм в самом что ни на есть классическом понимании этого термина.

В этой связи вполне позитивно воспринимается новость о том, что в комиссии Общественной палаты РФ по вопросам национальной безопасности родилась инициатива возрождения в Вооружённых силах страны управления, которое реально займётся военно-идеологической работой с личным составом. Инициировал создание военно-идеологического управления (ВИУ) председатель упомянутого комитета Общественной палаты Александр Каньшин.

Казалось бы, для чего городить огород и идти по пути возврата советского Главного Политуправления СА и ВМФ, ведь и сейчас в Вооружённых силах ведёт свою деятельность Главное управление воспитательной работы ВС РФ. Но в том вся и загвоздка, что ГУ ВР – это структура, которая сама постоянно сталкивается с проблемой: что именно брать за основу воспитательного процесса, если любая попытка создать единую воспитательную конфигурацию в армии России часто встречает ультралиберальное сопротивление и незаинтересованными в полноценном развитии ВС России господами «обзывается» построением государственной идеологии, запрещённой Конституцией. Получается, что само Главное управление воспитательной работы (работы с личным составом) находится в странной позиции: ему поставлены цели (организация воспитательной работы в ВС РФ в интересах проведения государственной политики в области обороны и безопасности; организация патриотического воспитания военнослужащих, информационно-разъяснительной работы в ВС РФ по повышению авторитета и престижа военной службы, сохранению и приумножению патриотических традиций и т.д.), но часто выполнении этих целей трансформируется в формальность вследствие отсутствия объективно единой базовой идеологии. Странность этой позиции ещё и в том, что работа ГУ ВР как бы балансирует на уровне антиконституционности, так как любая «особливо правозащитная» организация имеет право поднять волну и объявить, что 18-летних призывников «насилуют» обязательной идеологией, запрещённой основным сводом законов страны.


Изменится ли на деле ситуация, если вместо Главного управления воспитательной работы в Вооружённых силах Российской Федерации сегодня появится Главное военно-идеологическое направление (ГВИУ)? Ведь тем же «правозащитникам», привыкшим к весьма однобокой «правозащите», ничто не помешает попытаться и ГВИУ объявить вне закона. И самое интересное, что действующее российское законодательство будет на стороне именно «правозащитников», заботящихся о незыблемости принятой в 1993 году Конституции. Если так, то можно создавать любые управления под абсолютно любыми названиями, наполнять их профессиональными кадрами, но этот самый пункт второй статьи 13-й Конституции РФ будет выступать серьёзным барьером для того, чтобы единая патриотическая основа Вооружённых сил действительно была единой и патриотической.

Одним словом, у армии при наличии такой статьи Конституции просто нет юридических шансов на единую патриотическую идеологию, уровень правовой культуры народа не позволит урегулировать соответствующие отношения.

2. Ситуации, не являющиеся пробелами в законодательстве

2.1. Если право «молчит»

Таковыми не являются многие ситуации отсутствия норм права, в том числе, если право «молчит» по какому-либо вопросу, это свидетельство того, что законодатель не считает нужным регулировать данное отношение правовыми средствами.

Каждый день мы сталкиваемся с законом в повседневной жизни. Он регулирует многие процессы, о которых мы не задумываемся – покупки в магазине, оплата проезда в общественном транспорте. От СМИ мы узнаем, что кто-то в очередной раз принял закон о чем-то.

Примером послужит порядок получения материальной помощи военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в связи с их тяжелым материальным положением.

Согласно п. 2.1. ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»[22] военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в том числе военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, может оказываться единовременная материальная помощь в случаях, размерах и порядке, которые определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (за исключением военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), Генеральным прокурором Российской Федерации в отношении военнослужащих органов военной прокуратуры, Председателем Следственного комитета Российской Федерации в отношении военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.


То есть в выше указанном Федеральном законе нет информации о том, если у военнослужащего возникло тяжелое материальное положение, государство само должно выплатить контрактнику материальную помощь в связи с тяжелым материальным положением. Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту необходимо обратиться рапортом к командиру войсковой части.

Если же ежегодная материальная помощь, согласно п. 3 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 993 «О выплате военнослужащим премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и ежегодной материальной помощи»[23], военнослужащим, имеющим право на получение материальной помощи, но не обратившимся за ней в текущем году, материальная помощь выплачивается одновременно с выплатой им денежного довольствия за декабрь текущего года. То в связи с тяжелым материальным положением материальная помощь без соответствующих рапортов выплачиваться не будет.

Аналогично выступает ситуация с получением подъемного пособия в связи с переездом на новое место несения службы.

2.2. Вид общественного отношения урегулирован правом, но недостаточно конкретно

Первая мысль, которая возникает в данном случае, это ношение военной формы одежды для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту – женщин, которые в скором времени собираются родить ребенка.

Ни в одном нормативно-правовом акте эта ситуация не прописана. Есть лишь практика.

Форму устанавливает командир части и, если на встречу женщине-военнослужащей идти он не хочет, то ей необходимо обратиться в женскую консультацию, а в дальнейшем в санчасть к военному медику (на всякий случай) и на основании справки, выданной врачом, написать рапорт об освобождении ношения военной формы.

Как правило, положительно решают вопрос на более поздних сроках. Также возможно в форме рапорта попросить обеспечить военной формой одежды подобающего (теперь) размера.

При этом тактично напомнить, что согласно Устава ВС РФ, неустанная забота о нуждах подчиненных есть постоянная обязанность каждого начальника (Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 21.02.2019) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»)[24].