Файл: Пробелы в законодательстве и способы их восполнения(Объективные причины несовершенства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Пробелы в законодательстве составляют некую часть той работы Президента Российской Федерации, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, министерства и иных федеральных органов власти, судов, прокуратуры, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которую необходимо выполнять с целью совершенствования, в целом, всей правовой системы России.

Недостатки права были, есть и будут. И в данной курсовой работе я познакомлю Вас с основным причинами появления некоторых из них, постараюсь приблизиться к тематике военной и государственной службы, дабы более глубоко знаком с этой правовой системой, в связи с тем, что сам являюсь сотрудником органов службы безопасности, одной из Федеральных органов исполнительной власти.

В первой главе я постараюсь раскрыть суть пробелов в законодательстве России – как несовершенство правовой системы, и на примере ипотечно-накопитальной системы, постараюсь погрузить читателя в основные моменты проблематики правового регулирования выше указанного механизма приобретения жилья военнослужащими как объективными причинами несовершенства.

Также выделю проблему неверной оценки законодателем существующих общественных отношений на примере денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, со статьями и выдержками из нормативно-правовых актов в качестве подтверждения субъективных причин «пробелов».

И в заключение, добавлю про «дорогие законы» – реализация права обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях. Что будет являться экономическим фактором. А так же идеологический фактор образования пробелов в законодательстве объяснит, по какой причине Государство не готово вернуться в Советский Союз (патриотическая идеология).

Вторая глава раскрывает проблематику законодательства, в части касающейся ситуаций, не являющихся пробелами правовых отношений.

Черту можно провести таким образом: закон регулирует те отношения, которые являются наиболее значимыми для общества. Отсутствие установленных законом правил может привести к хаосу и беспорядку, мы не будем знать, чем руководствоваться в спорах и ежедневной жизни. В тоже время, закон не регулирует, и не должен регулировать, отношения между людьми, не представляющие опасности для общества. Примером послужит порядок получения материальной помощи военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в связи с их тяжелым материальным положением как «молчание» права.


Так же добавлю недостатки законодательства по ношению военной формы одежды женщинами-военнослужащими, которые недостаточно закреплены в нормативно-правовом отношении.

Третьим пунктом главы, для представления максимально общей картины, я сравню две статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых указано про два наказания при разных умыслах убийства.

Третья глава – она же основная – является логическим завершением образования пробелов в законодательстве – это способы устранения выявленных и указанных выше недостатков, а именно, три способа преодоления (устранения) пробелов:

  • аналогия закона;
  • субсидиарное применение права;
  • аналогия права.

1. Пробелы в законодательстве – несовершенство правовой системы

1.1. Объективные причины несовершенства

Социальные отношения в мире с каждым годом усложняются. Государство издает все увеличивающееся количество нормативных актов, призванных регулировать эти отношения. Однако далеко не всегда удается охватить те или иные сферы жизни, и тогда возникает пробел в праве.

Пробел в законодательстве это отсутствие нормы, при помощи которой необходимо решать конкретные жизненные ситуации, требующие правового регулирования.

В свою очередь, пробелы в законодательстве бывают объективные и субъективные.

Объективные, если в момент принятия соответствующих норм права не существовало тех отношений, которые впоследствии заявили о себе в качестве нуждающихся в правовом регулировании.

Примером может послужить накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих в России. Её правовые, организационные, экономические и социальные основы установлены Федеральными законами от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»[1], от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»[2], от 28 июня 2011 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений в статьи 64.1 и 77 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)»[3] и Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»[4], а также перечнем приказов Министра обороны, Постановлений Правительства Российской Федерации, и иных нормативных правовых актов.


С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» № 117-ФЗ[5], который с 2009 года заработал в штатном режиме.

Фактически, до 2004 года законодательство не знало про накопительно-ипотечную систему, и поэтому не существовало норм его регулирования.

Еще одним примером может послужить отсутствие правил пребывания в пограничной зоне между пограничными рубежами России и странами Содружества Независимых Государств.

Пограничная охрана в СССР существовала с 1918 года[6], но в связи со сложением полномочий президента СССР Михаилом Горбачёвым 25 декабря[7] и принятием декларации о прекращении существования СССР Советом Республик Верховного Совета СССР 26 декабря 1991 года[8], появилась необходимость образования правил пребывания в пограничной зоне и для бывших союзных республик.

Одним словом, до распада советского союза, не существовало норм и правил пребывания в пограничной зоне для граждан нынешних СНГ, а следствие этого, отсутствовали нормы их регулирования.

1.2. Субъективные причины как неверная оценка существующих правовых отношений

Законодатель по каким-либо причинам сделал неверную оценку существующих общественных отношений и в силу этого что-то недосмотрел, упустил, неточно выразился, создал противоречие между нормами.

К субъективным причинам можно отнести денежное довольствие военнослужащих, которое должно обеспечивать достойную жизнь для самих военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей. Несмотря на то, что в последние годы денежное довольствие военнослужащих регулярно повышается, такое его увеличение, по сути дела, является не более чем поправкой на инфляцию, что незначительно улучшает их материальное положение.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»[9], денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.


А отсутствие достойного денежного обеспечения точно не стимулирует качественное исполнение обязанностей военной службы.

Также согласно п. 7 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»[10], военнослужащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

А как следствие этого, с учетом загруженности служебного времени и практическим отсутствием выходных дней, у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, практически отсутствует свободное время для дополнительных заработков, что влечет к невозможности заниматься и указанными выше видами деятельности, для получения дополнительного дохода, чтобы как-то улучшить свое финансовое положение.

Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»)[11], также размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»)[12], и ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, ежемесячная надбавка за особые достижения в службе, премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, устанавливаются в размерах от 65 до 100 процентов (трех окладов денежного содержания (в расчете на год) – по п. 21)[13] (п. 17 – 21 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»)[14] и др.


По факту указанные дополнительные выплаты составляют примерно 5-30 процентов, так же в учет не берутся постоянные переезды военнослужащих и членов их семей к новому место несения службы по «ротации». Оплата багажа, вещей и др. (п. 1.2. ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих)[15] производится чаще всего в конце года. В связи с этим военнослужащие пользуются услугами кредитных организаций под большой процент из-за срочности.

Вроде бы все возможные препятствия предусмотрены законодательством в сфере военной службы, но не все. Это и есть неверная оценка существующих правовых отношений, которая возникла сама, непредумышленно.

1.3. «Намеренные пробелы»

В некоторых случаях необходимость правового регулирования соответствующих отношений очевидна, но они, тем не менее, остаются неурегулированными. В этом случае отсутствие соответствующей нормы носит название «намеренные пробелы».

Они могут существовать под влиянием экономических обстоятельств. Принятие любого закона связано с определенными затратами по его осуществлению. В силу этого «дорогие» законы могут быть отвергнуты.

Первым, что приходит на ум – это реализация права обеспечения военнослужащих по контракту и членов их семей, признанных нуждающимися в жилом помещении…

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»[16], государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 2.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»[17], обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: