Файл: Факторы, обеспечивающие сохранность качества продовольственных товаров (на примере рыбных консервов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от вида тары и упаковки маркировка подразделяется на: транспортную и потребительскую.

На потребительской маркировке имеется штриховой код – товарный номер, наносимый на упаковку в виде штрихового машиночитаемого символа и является средств систем автоматической идентификации товара. Штриховой код не дает гарантии качества товара, а может характеризовать его лишь непосредственно.

Главным назначением маркировки будет доведение основных сведений о товаре до потребителей, а также идентификация товара.

Функции маркировки.

Информационная функция – доведение до заинтересованных субъектов всех необходимых сведений о товаре, регламентируемых Федеральным законом «О защите прав потребителей».

В соответствии с данным Законом продавец обязан предоставить приобретателю следующую информацию о товаре:

  • адрес (место нахождения);
  • фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), импортера;
  • наименование технического регламента или иное обозначение об обязательном подтверждение соответствия товара;
  • сведения об основных потребительских свойствах товаров;
  • сведения о составе (в т.ч. наименования использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, а также компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если их содержание в таком компоненте превышает 0,9 %);
  • о пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки), а также о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  • информацию об энергетической эффективности товаров при необходимости;
  • срок службы или срок годности товаров, а также сведения о действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при их невыполнении, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.[12]

Идентифицирующая функция – доведение до потребителей, продавцов, экспертов и контролирующих органов информации, позволяющей идентифицировать товары – установить их соответствие действующим законам, ГОСТам, договорам по ассортиментной принадлежности, качеству и безопасности.


Эмоциональная и мотивационная функции – воздействие маркировки товара на психоэмоциональное состояние потребителей для удовлетворения эстетических потребностей, а также мотивации покупки. Отметим тот факт – что в современных условиях производители стремятся привлечь внимание покупателей к своим товарам с помощью упаковки и маркировки для увеличения доли продаж.

Структура товарной маркировки.

Товарная маркировка будет первым информационным блоком, с которым встречается потребитель при покупке товара, и содержит всю основную информацию.

При ϶ᴛᴏм маркировка товаров должна быть:

  • четкой и разборчивой, выделяться или размешаться на фоне, контрастном по отношению к цвету упаковки (изделия);
  • устойчивой к воздействию климатических факторов;
  • сохраняться в течение всего допустимого срока использования товара;
  • достаточной для обеспечения безопасного обращения с товарами.

В структуре маркировки можно выделить три основных элемента:

  • текст;
  • рисунок;
  • информационные знаки.[13]

Текст наиболее распространенный элемент, наиболее доступный для потребителей и других субъектов рыночных отношений. В тексте товарной маркировки могут быть использованы все формы товарной информации.

К нему предъявляют требования в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя», а также ГОСТами на маркировку групп непродовольственных товаров.

Маркировка продовольственных товаров должна содержать следующую информацию:

  • наименование продукта и его вид, сорт, марку;
  • наименование страны, производителя и его адрес;
  • массу нетто или объем продукта;
  • состав – наименования основных ингредиентов, входящих в состав продукта, включая пищевые добавки;
  • пищевую ценность (калорийность, количество белков, жиров и углеводов, а также наличие витаминов);
  • условия хранения;
  • срок годности, дату изготовления;
  • способ приготовления (для полуфабрикатов и продуктов, предназначенных для детского питания);
  • рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых добавок);
  • обозначение нормативно-технического документа, на основании кᴏᴛᴏᴩого произведен товар; информацию о подтверждении соответствия.

Маркировка непродовольственных товаров должна содержать следующую информацию:

  • наименование товара;
  • наименование страны, производителя, его адрес;
  • назначение (область использования);
  • основные ϲʙᴏйства и характеристики;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования;
  • обозначение нормативно-технического документа, на основании кᴏᴛᴏᴩого произведен товар;
  • информация о подтверждении соответствия.[14]

Рисунок наносится на товар для выполнения эмоциональной и мотивационной функции. Именно наличие красочного рисунка способствует выбору товара потребителями. При этом он не всегда присутствует на маркировке.

Информационные знаки представляют собой краткие и информативные изображения, несущие определенную информацию. Многие информационные знаки расшифровать под силу только специалистам в области торговли. Применяемые в настоящее время информационные знаки разделяют на следующие группы: товарные знаки, знаки наименования мест происхождения товаров, знаки соответствия или качества, штриховые коды, компонентные знаки, размерные, эксплуатационные, манипуляционные, предупредительные, экологические.

Маркировка бывает следующих видов:

  • производственная – маркировка, наносимая предприятием – изготовителем товаров и регламентируемая в первую очередь ФЗ «О защите прав потребителей» и действующими техническими регламентами на продукцию;
  • торговая – маркировка, наносимая поставщиком или продавцом товаров (услуг).

Производственная маркировка.

Носители производственной маркировки – этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.

Этикетка – основной носитель информации о товаре, на кᴏᴛᴏᴩой указываются все сведения, необходимые для субъектов рыночных отношений. Этикетки печатаются типографским способом и приклеиваются на товар или упаковку, наносятся литографическим способом на банки консервов, наносятся с помощью лазера на этикетку или сам товар (дата изготовления и срок годности товара).

Кольеретки – специальный вид этикетки, наносимый на горлышко бутылки алкогольной и безалкогольной продукции. Стоит заметить, что они не содержат большого объема информации, а иногда на них наносят исключительно фирменный знак или наименование товара.

Стоит отметить, что основная функция кольеретки – создание эстетического образа.

Вкладыши – разновидность этикетки, кᴏᴛᴏᴩая содержит основные сведения о товаре и вкладывается в упаковку товара, когда поместить всю необходимую информацию на коробке не представляется возможным. Иногда помимо информативной части содержит рекламу. Чаще всего вкладыши можно увидеть в упаковках парфюмерно-косметических товаров, кондитерских товаров и лекарственных средств.

Бирки – носители маркировки, которые могут пришиваться, приклеиваться, подвешиваться на товар. На бирках в основном указывают фирменное наименование или товарный знак.


Ярлыки точно так же, как и бирки, прикладываются, приклеиваются, пришиваются или подвешиваются на товар, но в отличие от бирок содержат больше информации, например сорт, марку, размер, дату выпуска и др.

Контрольные ленты имеют небольшой размер, содержат в основном символическую информацию, дополняющую информацию на этикетках, ярлыках и бирках, а также могут быть использованы в случае потери основной информации. Чаще всего размещаются на одежде и обуви.

Клейма и штампы – обозначения установленной формы, наносимые на товары, а также на упаковку и этикетки. Учитывая зависимость от того, где они нанесены, их делят на производственные и торговые, а в зависимости от ϲʙᴏего назначения – на ветеринарные, карантинные, товароведные.

Примерами клейм и штампов служат ветеринарное клеймение туш убойных животных, вдавливание даты изготовления в сыры, штампование фирменной упаковки для предотвращения фальсификации товаров.

Носители торговой маркировки – товарные и кассовые чеки, а также ценники.

Торговая маркировка в отличие от производственной несет в большей степени информацию о продавце, а наносится традиционно не на товар, а на носители. Информация, которая должна содержаться на данных носителях, регулируется Постановлением Правительства № 55 «Правила продажи отдельных видов товаров».

Кассовый чек – документ, подтверждающий совершение договора купли-продажи. Это фискальный документ, имеющий отношение к уплате налогов, должен содержать следующие реквизиты: наименование предприятия-продавца, номер контрольно-кассовой машины, дату продажи, стоимость покупки.

Товарный чек выдается вместе с кассовым чеком при продаже непродовольственных товаров. При продаже продовольственных товаров может выдаваться вместе с кассовым чеком для детализации купленных товаров в отчетных документах, а при отсутствии контрольно-кассовых машин – в качестве подтверждения совершения купли-продажи. Должен содержать следующие реквизиты: наименование предприятия-продавца, наименование товара, размерные характеристики, цену, дату реализации.

Ценник – документ, который служит для доведения краткой информации о товаре и его цене до потребителя и будет основанием для совершения сделки купли-продажи, поэтому в магазинах размешается строго под продаваемым товаром. Должен содержать следующую информацию: наименование предприятия-продавца, наименование товара, наименование предприятия-изготовителя, сорт, марку, срок годности, цену за единицу.[15]


На обороте ценника продавец ставит дату заполнения, подпись заполнившего лица, а также печать организации. К сожалению, большинство ценников в розничной торговой сети не соответствует предъявляемым к ним требованиям.

Глава 2. Оценка маркировки и тары образцов рыбных консервов

2.1 Характеристика исследуемых образцов

Для оценки упаковки и маркировки продовольственных товаров были отобраны два образца рыбных консервов, изготовленных на ООО «БАЛТФИНТРЕЙД» по заказу ООО «ПО «Темп-XXI век» торговой марки «Знаток». Внешний вид образцов продукции представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Внешний вид образцов рыбных консервов

Образец 1. Консервы рыбные стерилизованные «Сайра тихоокеанская натуральная с добавлением масла». Продукция изготовлена в соответствии с требованиями ГОСТ 13985-2000 «Консервы рыбные в томатном соусе. Технические условия».

Образец упакован в металлическую банку из лакированной белой жести, стандартного размера, цилиндрической формы. На банку наклеена бумажная индивидуальная художественно оформленная этикетка, содержащая информацию, предъявляемую нормативно-техническими документами к маркировке рыбных консервов. Банка укупорена стандартной металлической крышкой (рис.2).

Образец 2. Консервы рыбные стерилизованные «Килька балтийская неразделанная в томатном соусе». Продукция изготовлена в соответствии с требованиями ГОСТ 16978-99 «Консервы рыбные натуральные с добавлением масла. Технические условия».

Упаковка образца является стандартной сборной металлической банкой из лакированной белой жести, цилиндрической формы. На банку нанесена индивидуальная бумажная этикетка, красочно оформленная и содержащая информацию по маркировке рыбных консервов. Банка закрыта металлической крышкой с ключом для вскрытия банки, что облегчает процесс открывания рыбной продукции перед потреблением (рис.2).

Рисунок 2. Общий вид тары образцов рыбных консервов

Образцы рыбных консервов исследовались по состоянию упаковки и содержанию маркировки в соответствии с требованиями нормативно-технических документов на данную пищевую продукцию.