Файл: Одаренные дети: проблемы, поиски, пути воспитания и обучения ( Понятие одаренности, ее признаки и виды ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представленные результаты позволяют наглядно увидеть, что в общем итоге низкие значения имеют классы, занимающиеся по традиционной программе, а классы, имеющие какую-либо специализацию и наличие углубленного изучения предметов, имеют в общем итоге показатели в пределах нормы.

Однако, отметим, что лишь по субтесту №1 и №6 средние значения исследуемых из разных классов демонстрируют средний уровень, а по другим субтестам – низкие показатели.

Для более детального изучения рассмотрим каждый субтест отдельно.

Результаты субтества №1 представлены на рисунке 1.

Представленные данные, позволяют говорить о следующем: в субтесте № 1 средние значения 3а класса ниже, чем в 3б классе. В 4а классе и в 4б классе среднее значения имеют приблизительно одинаковый уровень и они выше тех, которые демонстрируют учащиеся в 4в классе. То есть, учащиеся, обучающиеся по традиционной программе Школа России демонстрируют низкие показатели по субтесту 1, а значит мы можем предположить, что и уровень сформированности умения анализировать текст имеют ниже, чем дети, обучающиеся в других классах по специализированным программам.

Рисунок 1. Результаты субтества № 1 в группах испытуемых по методике ГИТ.

Рисунок 2. Результаты субтества № 2 в группах испытуемых по методике ГИТ.

Представленные результаты субтеста 2 (рисунок 2) свидетельствуют о том, что уровень овладения программными знаниями по математике, способность к рассуждению среди учащихся третьих классов не имеет существенных отличий, в параллели 4-х классов существенные различия наблюдаются в 4а классе, что вероятнее всего связано с обучением по программе углублённого изучения математики, а именно эти способности, выявляет субтест 2.

На рисунке 3, представлены результаты субтеста 3, которые позволяют предполагать, что речевое развитие, а также сформированность письменной речи в 3 б выше, чем в 3 а классе; а в 4 в ниже, чем в 4а и в 4б классах, таким образом учащиеся, занимающиеся по традиционной образовательной программе имеют показатели ниже. Чем учащиеся, занимающиеся по специализированным программам.

Рисунок 3. Результаты субтества № 3 в группах испытуемых по методике ГИТ.

Рисунок 4. Результаты субтества № 4 в группах испытуемых по методике ГИТ.


Рисунок 4, демонстрирует результаты по субтесту «Различия. Согласно представленным данным, учащиеся существенных различий между классами не имеют.

На рисунке 5 отображены результаты по субтесту 5, они наглядно демонстрируют наличие существенных отличий между учащимися 3а (занимающихся по общеобразовательной программе и 3б (занимающихся по специализированной программе). В параллели 4-х классов существенных отличий в показателях обще групповых значений не выявлено.

На рисунке 6, представлены результаты субтеста 6, которые выявляют существенные различия в способностях к анализу отношений, понятий, умению проводить аналогии. 4а класс демонстрирует наиболее высокие результаты.

Рисунок 5. Результаты субтества № 5 в группах испытуемых по методике ГИТ.

Рисунок 6. Результаты субтества № 6 в группах испытуемых по методике ГИТ.

Интересным является факт, что в 4а классе учащиеся изучают общеобразовательному программу с математическим уклоном. В остальных классах показатели примерно равные.

На рисунке 7 представлены результаты субтеста 7. Учащиеся 4а класса демонстрируют наиболее высокие результаты сформированности способности к произвольной деятельности. Самые низкие результаты имеют учащиеся 3а и 3б классов, то есть учащиеся как общеобразовательной программы, там и учащиеся специализированной программы. В то же время учащиеся 4в класса имеют достаточно высокие показатели по сравнению с остальными участниками исследования.

Рисунок 7. Результаты субтества № 7 в группах испытуемых по методике ГИТ.

Таким образом, можно предположить, что на развитие произвольности в деятельности наличие или отсутствие специфики образовательной программы не оказывает влияние.

В связи с тем, что детальное изучение результатов, показанных разными классами испытуемых позволило выявить нам различия, то для изучения особенностей одаренных детей сформируем две группы:

  1. дети с высоким общим показателем по ГИТ (основная группа);
  2. дети с низким показателем (контрольная группа независимо от их принадлежности к классу).

Показатели средних значений в сформированными нами группах представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Показатели средних значений по ГИТ в основной и контрольной группах испытуемых

С/тесты

1

2

3

4

5

6

7

Общий итог

Основная группа

9,56

6,51

7,68

29,77

10,44

20,94

28,02

112,92

Контрольная группа

5,49

3,79

4,77

18,66

6,97

9,51

19,30

68,47


Для проверки достоверности различий применим критерий Стьюдента. Результаты обработки данных представлены в таблице 3.

Согласно представленным данным, можно утверждать, что между основной и контрольной группа имеются достоверные различия средних значений (t=1,98).

Таблица 3.

Достоверность различий по Стьюденту в группах испытуемых по методике ГИТ

Класс

Группа

m2

Tрас

3 А

Основная группа

117,3

0

0

3,78

Контрольная группа

59,38

63,04

223,85

3 Б

Основная группа

112,92

24,02

96,30

4,75

Контрольная группа

62,85

16,48

14,31

4 А

Основная группа

111,71

9,25

10,81

7,33

Контрольная группа

75,10

14,02

14,05

4 Б

Основная группа

114

12,72

81,01

3,92

Контрольная группа

76,88

14,85

12,98

4 В

Основная группа

113,1

12,73

40,61

5,81

Контрольная группа

69,8

16,27

14,71

Итог

Основная группа

112,92

14,45

9,95

12,21

Контрольная группа

68,47

16,62

3,24

Таким образом, мы можем обоснованно говорить о том, что обучение по специализированной программе в общеобразовательном учреждении закладывает качественно отличные основы для развития одаренности. Так, дети, занимающиеся в «математическом классе» имеют достоверно выше уровень формирования способностей к проведению аналогий, способностью к рассуждениям и т.д. А учащиеся, занимающиеся по общеобразовательным программам, в целом имеют уровень освоения необходимых знаний, умений и навыков в дальнейшем успешном обучении ниже, чем дети, занимающиеся по специализированным программам.

Иными словами, специализированные программы, дают ребенку возможность для более глубокого развития своих способностей, для развития того или иного вида одаренности. Такие дети лучше способны анализировать текст, имеют развитую способность к рассуждению, им характерно высокое речевое развитие, развитое логическое мышление.


Мы не можем утверждать, что именно специализированные программы отвечают за успешность и форсированность своих учеников в будущем, но можем говорить о том, что именно качественно составленная и реализуемая программа специализированного обучения закладывает основы для развития одаренности детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы одаренности – неисчерпаемый источник всевозможных исследований, теорий, концепций развития и т.д. именно потому, что одаренность – является непременным источником прогресса.

Современное общество стремительно развивается, каждый день бешенные темпы развития требуют от личности все новых и новых свершений, а чтобы быть успешным – нужно проявлять много стараний и активности. Поэтому, уже с самого детства, множество учебных заведений дополнительного образования, стараются увидеть и развивать одаренность в детях, чтобы дать им шанс быть успешными в жизни, именно в той области, в которой они имеют особенные способности.

Несомненно, существует множество подходов к пониманию сущности одаренности, точек зрения на проблему ее развития. Однако до сих пор спрос на наличие современных, научно-обоснованных методах работы с детьми с различными видами одаренности актуальна.

В ходе теоретического изучения проблемы одаренности мы раскрыли понятие одаренности, рассмотрели ее виды и критерии, изучили вопрос подхода к развитию одаренности в образовательных учреждениях. Вся проделанная работа еще раз подтверждает предположение о том, что развитие одаренности – необходимый источник развития современных детей, источник возможности приобретения успеха, заложенного в природных задатках, помноженных на упорный труд.

Проведенное эмпирическое исследование подтвердило нашу гипотезу, обучение по разным образовательном программам действительно создает качественно различные условия для развития одаренности детей.

В ходе исследования мы установили, что обучение по специализированным образовательным программам, предполагающим углубленное изучение той или иной области знаний, позволяет ребенку более качественно приобретать знания, умения и навыки, которые не только позволяют ему успешно осваивать программу, но и закладывают базу для развития способностей.

Практическая значимость данной работы подтверждена. Использование теста ГИТ в работе с учащимися начальных классов позволит работникам образовательных учреждений быстро и качественно выявить не только особенности ученика, сформированные знания, умения и навыки в той или иной сфере знаний, а также использовать эти данные, как основу для дальнейшего пристального изучения одаренности учащихся.


Одаренность в настоящее время определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Поэтому, говоря об одаренности, нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться, ведь вопросы одаренности представляют собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин.

Работа с одаренными детьми, должна осуществляться в три этапа: амнестический, диагностический и формирования неординарных способностей ребенка. и рассматривая каждого ученика, как неповторимую личность, способную в будущем стать великим деятелем или политиком, или медиком или ученым.

Дальнейшая работа в этом направлении исследований видится нам в расширении выборки, охвате других возрастных категорий, а также введении дополнительного инструментария, позволяющего диагностировать не только одаренность учащихся, но и их личностные особенности, а также описать особенности личности учащихся обладающих разными видами одаренности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н. В. Алексеева – Волгоград : Учитель, 2011. – 182 с.
  2. Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать /Е.С. Белова - М.: Флинта, 1998. - 144 с.
  3. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, М., 1998. – С. 41-59.
  4. Власенко, С.В. Инновационные формы обучения в современной системе повышения квалификации педагогов / С.В. Власенко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: Научно-теоретический журнал. Выпуск 1 (18). - 2014, С. 5 - 12.
  5. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух. - М.: Знание, 1991. – 309 с.
  6. Глухова В.А. Социально-психологическая интеграция одаренных учащихся в группе и развитие их интеллектуальных и творческих способностей : автореф. Дис … канд. Психол. Наук. Челябинск, 2010, 26 с.
  7. Дюсембаева Т.К. Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. -С. 89-91. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11151/ (дата обращения 10.02.2020).
  8. Дудырева, Н.В. Психологическая готовность учителя к работе с одаренными обучающимися: дисс. канд. псих. наук. - Ярославль, 2013. - 249 с.
  9. Дьяченко О.М. «Одаренный ребенок» / под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г. – 190 с.
  10. Кара Ж.Ю. Художественная одаренность и пути ее развития. / Одаренный ребенок. № 6 – Изд. : Москва, 2011. С. 133-136.
  11. Касперская О. В. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми / О. В. Касперская. – Волгоград: Учитель, 2011. –119 с.
  12. Комарова, С.Я., Развитие детской одаренности в системе дополнительного образования / С.Я. Комарова, Н.В. Малышева, С.И. Рябинина // Молодой ученый. - 2016. - № 11. - С. 1458-1459.
  13. Котова, И.Е. Проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми / И.Е. Котова, Н.В. Лобанова, Ж.В. Плохотникова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара: АСГАРД, 2016. - С. 195-197.
  14. Леви, В.Л. Нестандартный ребенок / В.Л. Леви. – М.: Знание, 1983. – 208 с.
  15. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия» / Н.С. Лейтес. Москва - Воронеж; 1997 г. – 214 с.
  16. Матюшкин, А.М. Загадки одаренности / А.М. Матюшкин. - М.: Школа-пресс, 1993. – 320 с.
  17. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / М.В. Межиева. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. 128 с.
  18. Одаренность и ее развитие // Сборник статей и методических материалов международной науч-практич. Конф. 14 апреля 2017 г. / под ред. проф. В.Ф. Габдулхакова. Казань, 2017. - 407 с.
  19. Осипова, С.Н. Проектная деятельность в работе с одаренными детьми / С.Н. Осипова // Интерактивная наука. - 2017. - № 12. - С. 103 - 105.
  20. Степанов С.С. «Психологический словарь для родителей» / С.С. Степанов. М., 1996. – С.34-35.
  21. Пяткова, О.Б. Некоторые аспекты профессиональной подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми / О.Б. Пяткова // Международный научный журнал «Символ науки» - 2016. - №3. - С. 115 -118.
  22. Шлакина Л. Г. Азбука для одаренных детей / Л. Г. Шлакина – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 253 с.