Файл: Одаренные дети: проблемы, поиски, пути воспитания и обучения ( Понятие одаренности, ее признаки и виды ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОДАРЕННОСТИ
1.1 Понятие одаренности, ее признаки и виды
1.2. Направления работы с одаренными детьми в сфере образования
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1 Методы исследования, описание выборки
2.2 Организация и проведение исследования
- Художественная одаренность. Предполагает высокие достижения в области исполнительского мастерства в живописи, музыке, скульптуре, а также художественного творчества, актерские способности.
- Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Предполагает быстрое овладение основополагающими понятиями, легкое запоминание и сохранение информации. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Однако одаренность носит избирательный характер, то есть в одних предметах ребенок может показывать выдающиеся результаты, а в другой области – низкую эффективность.
- Творческая одаренность. Вид одаренности, вызывающий больше всего споров о правомерности ее выделения в отдельный вид. Психолог А.М. Матюшкин в своих работах настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности -- творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Однако существуют концепции, высказывающие прямо противоположное мнение, утверждающие, что существование творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида одаренности правомерно [14].
- Социальная одаренность. Предполагает исключительную способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Может выступать предпосылкой к высокой успешности в нескольких областях, к способности любить, понимать, ладить и сопереживать. Может быть предрасположенностью к профессиям педагога, психолога, социального работника.
Критерии выделения одаренности:
- Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;
- Степень сформированности (актуальная и потенциальная одаренность);
- Форма проявлений (явная и скрытая одаренность);
- Широта проявлений в различных видах деятельности (общая (или умственная) и специальная одаренность);
5. Особенности возрастного развития (ранняя и поздняя одаренность).
Таким образом, любой индивидуальный случай детской одаренности должен быть подробно изучен и оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. А сама одаренность, как психологический феномен может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.
1.2. Направления работы с одаренными детьми в сфере образования
Существование объективной потребности в обучении детей с разными способностями и задатками с использованием разного педагогического подхода привело к созданию различных образовательных программ, которые применяются в образовательных учреждениях [11].
Все программы обучения, независимо от того, для каких детей они предназначены, делятся на три категории:
1.образовательные (ускоренное, обогащенное обучение);
2. образовательно-развивающие;
3.развивающие (личность, мышление).
Образовательные программы всегда нацелены на то, что ребенок получил определенный круг знаний, умений и навыков в различных содержательных областях.
Существует два подхода к построению образовательных программ для одаренных детей:
- Ускорение процесса обучения. Дети учатся по обычным школьным программам, но им дается возможность продвигаться в том темпе, который соответствует их индивидуальным возможностям.
- Изменение содержания обучения в сторону его обогащения. Это путь углубленного или расширенного изучения отдельных тем, проблем, предметов и целых научных областей, позволяющий одаренным детям продвигаться в освоении интересующих их предметов и областей значительно дальше, чем их сверстникам.
Развитие творческого мышления и личности ребенка - первоочередная задача при обучении одаренных детей, именно это и является целью развивающих программ, где главное – это не овладение знаниями в каких-либо областях, а на развитие высших мыслительных процессов – логического, творческого, критического мышления, умения решать проблемы [11].
Среди развивающих программ существуют специально направленные на развитие творческого мышления и умений решать проблемные ситуации, что способствует дальнейшему развитию творческих и интеллектуальных возможностей детей. Такие программы изучают проблемы «открытого типа» с поощрением к стимулированию и выдвижению новых идей, развитию методов и навыков исследовательской работы, поощрению создания работ с использованием разнообразных нестандартных материалов.
Также для одаренных детей популярно использование развивающих программ с основной задачей - развивать эмоционально-личностную сферу ребенка. Это позволяет отслеживать и контролировать возникновение проблем в эмоционально-личностном развитии, связанных с отставанием в развитии этой сферы по сравнению с интеллектуальной Эмпирические исследования, доказали, что такие программы способствуют устойчивому состоянию эмоциональной сферы, развитию самопознания и снятию поведенческих проблем. То есть развивающие программы помогают раскрыть и реализовать творческий потенциал одаренных детей.
Образовательно-развивающие программы ставят задачи усвоения знаний развития творческой личности ребенка как равноправные. В реальной деятельности это реализуется через внедрение новых методик обучения (пример такой системы образовательно-развивающей программы – обучение по программе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова).
Рассматривая такие программы применительно к одаренным детям, стоит учитывать все разнообразите таких программ. Разработка и внедрение образовательно-развивающих программ – приоритетное и перспективное направление развития образования [10].
За рубежом популярны другие формы организации, к примеру выделение внутри одного класса групп с разными уровнями умственной одаренности. То есть одаренным можно учиться в своем классе, но в группе сверстников близких им по уровню способностей, занимаясь по специально разработанной программе. Доказана высокая эффективность данного метода при наличии специально разработанной программы для одаренных детей.
Однако, существуют некоторые противоречия среди педагогов, относительно специализированных школ для одаренных поскольку это дает дополнительные заботы о других категориях учащихся и формирует завышенную самооценку у одаренных, причисляющих себя к элите школы. Однако, если обратиться к экспериментальным исследованиям в этой области, то можно увидеть совершенно противоположную картину – а именно обучение среднестатистических детей вместе с детьми, имеющими высокий умственный уровень благоприятно влияет на самооценку, поскольку существует постоянный стимул со стороны учеников быть на уровне. Однако, экспериментальные данные подтвердили и тот факт, что учащиеся с очень высокой успеваемостью как правило высокомерны в общении с учениками, отстающими в программе [15].
Таким образом, становится очевидным, что проблема создания однородных по умственному уровню классов до сих пор является актуальной. Этот вопрос требует досконального и длительного изучения, подкрепления экспериментальными данными. А также, решение этого вопроса в каждом конкретном случае должно учитывать конкретные социально-психологические обстоятельства, поскольку одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1 Методы исследования, описание выборки
Испытуемые – учащиеся начальных классов в количестве 50 человек. Исследование проводилось на параллели третьих классов на базе общеобразовательного учреждения (школы), где обучаются респонденты.
База эмпирического исследования – это многопрофильное учебное заведение, с обучением по гуманитарному, естественно-математическому и технологическому профилю.
В исследовании принимали участие учащиеся, обучающиеся в разных классах по разным образовательным программам.
Так, 3а – традиционная программа
3б – программа «Система Эльконина-Давыдова
4а - Программа «Школа 2100 – математический класс»;
4б – программа «Школа 2010 – лингвистический класс».
4в- традиционная программ
В специализированные классы, учащиеся поступали, сдавая психологическое тестирование, а зачисление происходило с учетом результатов и академической успеваемости, и наличия по результатам тестирования высокого уровня и уровня «выше среднего» уровня развития детей. Поскольку в этих классах предполагалось преподавание более сложных образовательным программам. Однако по мере обучения в эти классы добавлялись учащиеся, которые не проходили отбор.
2.2 Организация и проведение исследования
В исследовании использовались следующие методики:
- Групповой интеллектуальный тест развития интеллектуальных способностей (для диагностики интеллектуальных способностей учащихся 10-12 лет (М.К. Якимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой, 1993 год. Цель методики - насколько к моменту исследования ребенок овладел предлагаемыми в заданиях словами и понятиями, а также умением выполнять с ними некоторые логические действия.
Задачи: проанализировать успешность обучения при переходе из класса в класс; сравнить эффективность различных программ и методов обучения; оценить результативности работы педколлектива и отдельно взятых педагогов; установить причины школьной неуспеваемости; выявить учащихся, нуждающихся в индивидуальных программах обучения.
Методика включает в себя 7 тестов. Каждый тес имеет строго фиксированное время.
Тест 1 "Инструкции" (выявление способности анализировать текст). Время работы - 4 мин. Max балл - 20.
Тест 2 "Математика" (определение уровня овладения программными знаниями по математике, способности к рассуждению). Время работы - 6 мин, Max балл - 20..
Тест 3 "Предложения" (определение речевого развития). Время работы - 5 мин, Max балл - 20.
Тест 4 "Различия" (определение умения сравнивать понятия). Время работы - 2 мин, Max балл - 40.
Тест 5 "Числовые ряды" (определение уровня развития логического мышления). Время работы - 4 мин. Max балл - 20.
Тест 6 "Аналогия" – (определение уровня развития анализа отношений понятий). Время работы - 3 мин, Max балл - 20.
Тест 7 "Символы" – (определение уровня развития произвольности деятельности). Время работы - 4 мин. Max балл = количество баллов х 0,2.
Исследование проводилось в небольших группах по 10-15 человек на специально подготовленных рабочих тетрадях.
К батарее тестов прописаны нормативные показатели. При набранном количестве баллов с превышением возрастной нормы – говорят о наличии высокого уровня интеллектуального развития учащегося.
2.3 Анализ результатов и их обсуждение.
Проведенное психологическое исследование показало следующие результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1.
Показатели средних значений испытуемых по методике ГИТ
Субтесты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Общий итог |
3 "А" |
4,88 |
3,55 |
3,93 |
18,50 |
6,05 |
10,60 |
15,03 |
62,58 - низкий |
3 "Б" |
6,39 |
3,35 |
5,83 |
21,01 |
7,63 |
10,15 |
20,47 |
74,87-норма |
3 "В" |
7,40 |
5,76 |
5,64 |
18,35 |
8,22 |
15,13 |
27,89 |
88,42-норма |
4 "Б" |
7,52 |
3,78 |
6,12 |
25,78 |
8,36 |
11,78 |
17,55 |
80,90-норма |
4 "В" |
5,13 |
5,06 |
4,90 |
20,90 |
7,76 |
11,22 |
22,76 |
77,76-низкий |
Среднее значение |
6,273 - средний |
4,305 - низкий |
5,287 - низкий |
20,911 – низкий |
7,613 - низкий |
11,785 -низкий |
20,741 - средний |
76,915 -низкий |