Файл: Одаренные дети: проблемы, поиски, пути воспитания и обучения ( Понятие одаренности, ее признаки и виды ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОДАРЕННОСТИ
1.1 Понятие одаренности, ее признаки и виды
1.2. Направления работы с одаренными детьми в сфере образования
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1 Методы исследования, описание выборки
2.2 Организация и проведение исследования
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество ставит высокие стандарты перед человечеством, соблюдая которые мы постоянно стремимся к прогрессу. Детская одаренность – один из этих стандартов. Ее природа – самое загадочное и интересное явление, а вопросы диагностики и развития одаренности – остаются вечными, ведь каждое поколение имеет свои черты, свои проявления одаренности, свои таланты. Неопределенностью современного мира определяется потребность в высокой активности человека, в способности нестандартно мысли, возможности много знать и уметь.
Раннее выявление одаренности, вопросы обучения и воспитания одаренных детей – основа теоретических изысканий многих психологов, педагогов, философов. Теоретическим изучением одаренности занимались многие исследователи, среди них Н. Лейтес, описавший особенности психики одаренных детей; Н.Н. Подьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А. Матюшкин, изучающие принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста; В.А. Моляко, исследовавший и описавший структуру одаренности. Зарубежные психологи также внесли огромный вклад в развитие вопроса одаренности. Среди них Американские Дж. Рензулли, Дж. Гилфорд и др.) описывающие в своих работах творчество (креативность) как важный элемент всех видов одаренности, не имеющие возможности существовать отдельно, а только в системе творческого компонента; Э. Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс. И. и др. В области изучения специализированной среды обучения для развития одаренности, для увеличения возможностей проявления индивидуальных особенностей ребенка наиболее известны работы Ю.З. Гильбуха [3].
Таким образом, становится очевидно, что одаренность, как одна из характеристик возможной личностной уникальности, как способность к успеху в какой-либо области жизнедеятельности представляет для теоретической и практической науки большой интерес, ведь в современном обществе - обществе глобальных изменений, с непрерывной творческой эволюцией, на которую могут воздействовать механизмы, сочетающие в себе социальные и индивидуальные факторы, является совершенно непредсказуемым. Успешность современного человека – это прежде всего творческие усилия личности, помноженные на возможности и способности, заложенные природой.
Все мировое сообщество одной из своих приоритетных целей и задач ставит прежде всего использование интеллектуального потенциала личности, способности к интенсивному приобретению знаний [4]. В связи с этим педагоги и ученые находятся в ситуации постоянной мобилизации, решая главную задачу – подготовить личность, способную интегрировать в современный высокотехнологичный мир знания и информацию, ведь главный двигатель прогресса на современном этапе развития общества это прежде всего применение комплексного подхода «наука-технология-инновация», а современный востребованный специалист в той или иной области непременно должен обладать ценными знаниями и способностью их применять.
В этих условиях наблюдается возрастающий интерес отечественной науки и практики к различным видам работы с одаренными детьми. Если раньше задачей образования считали формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, то в современных реалиях акцент делается на воспитание творческой, активной личности, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
В настоящее время востребованными будут люди, которые умеют искать новые пути решения предложенных задач, способны мыслить не шаблонно, находить выход из проблемной ситуации. До недавнего времени считалось, что дети имеют приблизительно равные интеллектуальные возможности, а образование необходимо для того, чтобы научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако исследования давно доказали, что существуют качественные различия между детьми. Есть дети с более развитым интеллектом, есть дети с более развитым умением классифицировать, способностями к творчеству, умениями обобщать, находить взаимосвязи. Они непрерывно ищут ответ на самые разные вопросы, вызывающие интерес, они самостоятельны, активны, любознательны. Таким образом становится очевидным, что раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей задает один из главных ориентиров совершенствования системы образования.
Цель нашего исследования: исследование одаренности, как психологического феномена у детей начальных классов, занимающихся по различным образовательным программам.
Задачи:
- изучить и описать понятие одаренности, ее виды и признаки;
- рассмотреть направления работы с одаренными детьми в сфере образования;
- провести эмпирическое исследование одаренности у детей начальных классов, занимающихся по различным образовательным программам.
Объект исследования: одаренность, как психологический феномен.
Предмет исследования: одаренность учащихся начальных классов, разымающихся по различным образовательным программам.
Гипотеза нашего исследования состоит в следующем: мы предполагаем, что обучение по разным образовательном программам создает качественно различные условия для развития одаренности детей.
Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования); эмпирические методы:
а) групповой интеллектуальный тест развития интеллектуальных способностей М.К. Якимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой, 1993 г;
б) методы математической статистики: t-критерий Стьюдента.
Результаты курсовой работы будут полезны в работе с педагогами, занимающимися работой с одаренными детьми, в работе практических психологов в качестве материала для дальнейших исследований одаренности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, выводов, списка литературы. Список литературы включает 22 работы отечественных и зарубежных авторов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОДАРЕННОСТИ
1.1 Понятие одаренности, ее признаки и виды
Одаренность у ребенка может изучаться только в процессе обучения и воспитания, при выполнении ребенком той или иной содержательной деятельности. Как правило, одаренные дети, способные демонстрировать выдающиеся способности в какой-либо области, редко чем-то отличаются от своих сверстников в остальных проявлениях [16]. Стоит учитывать, что одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей, придавая одаренному ребенку особые черты, отличающие их от большинства сверстников. К таким чертам можно отнести исследовательскую активность и высокую любознательность, способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы (особенно заметно в раннем проявлении в детские годы). Кроме того, одаренному ребенку чаще всего свойственна быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система более разветвлена, с большим числом нервных связей [9].
Одаренные дети имеют отличную памятью, как правило рано овладевают речью и абстрактным мышлением, способны категоризировать и классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, с использованием синтаксических конструкций, а также умением задавать и ставить вопросы [6].
Стоит отметить, что всесторонняя любознательность одаренного ребенка часто заставляет его начать несколько дел одновременно и ставить перед собой слишком сложные задачи, что может привести к неудаче [6].
Отличительными особенностями одаренных детей являются: высокая чувствительность во всем, высоко развитое чувство справедливости, чуткое отношение к изменениям в общественных отношениях, к новым веяниям времени в науке, технике, культуре; наличие высоко развитого интеллекта, дающего возможность максимально полно и продуктивно усваивать новые знания; способность к созданию новых теорий, концепций, подходов. Получение новых знаний продуктивно и значимо при наличии оптимального сочетания интуитивного и дискурсивного мышления; большая целеустремлённость, энергичность и настойчивость [8].
Итак, одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Основной трудностью выявления в детском возрасте признаков одаренности является сложность отделения собственно индивидуального, относительно не зависимого от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению -- это внутреннее условие умственного роста. Поэтому трудно предположить, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах. Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли не являются прямым показателем развития одаренность ребенка в дальнейшем развитии.
Таким образом, крайне важным является своевременно выявить и не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст.
В настоящее время предметом острых дискуссий остается вопрос о предпосылках и природе одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью психогенетических, электрофизиологических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности. Эти данные позволят не только определить соотношение «врожденного» и «приобретенного» в развитии одаренности, но также и своевременно выявить ее наличие и начать развивать.
Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий [18].
Признаком явной (проявленной) одаренности является высокий уровень выполнения деятельности. Однако, существует еще и масса признаков одаренности, которые в основе своей охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный (характеризующий способы деятельности) и мотивационный (свидетельствующий об отношении ребенка к той или иной деятельности) [15].
Признаки инструментального аспекта поведения одаренного ребенка:
- Специфические стратегии деятельности. Способ деятельности одаренного ребенка – особая, качественно своеобразная продуктивность, имеющая три уровня успешности:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- изобретение и использование новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- деятельность, основанная на создании новых целей, объясняющая появление неожиданных способов решений и идей.
Одаренный ребенок, как правило, чаще всего демонстрирует третий уровень успешности, как способ выхода за пределы требований.
2. Сформированный качественно своеобразный индивидуальный стиль деятельности, выражающийся в склонности «все сделать по-своему» и связанный с самодостаточной системой саморегуляции.
3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе.
4. Особый тип обучаемости. Способность как к легкому обучению, так и к замедленному темпу обучения, в перспективе режима изменения структуры знаний, представлений и умений [15].
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка описывается следующими признаками:
1. Высокая избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (цветам, знакам, растениям, звукам и т.д.) либо определенным формам собственной активности (художественной, физической, и т.д.), сопровождающаяся переживанием чувства удовольствия.
2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.
3. Повышенная познавательная потребность, любознательность.
4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Дети, имеющие в своем поведении какие-либо признаки из вышеописанных, могут рассматриваться лишь как предположительно имеющие одаренность, и иметь необходимость для дальнейшего исследования и выявления одаренности. Наличие данных признаков не обязательно порождает одаренность, а может являться лишь особенностью поведения на том или ином этапе развития ребенка [21].
Вместе с тем, одаренный ребенок может и не иметь всех перечисленных признаков одаренности, ведь одаренность в своём проявлении часто противоречива, поскольку весьма чувствительна к социальному контексту. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков – повод обратиться к специалисту для тщательного и длительного по времени анализа каждого конкретного индивидуального случая. [14].
Основаниями для выделения различных видов одаренности служит деление по видам задействованных когнитивных факторов. Кинестетическая, пространственная, логико-математическая, музыкальная, лингвистическая и социальная одаренность. Автор этой концепции Г. Гарднер в экспериментальных исследованиях доказал, что когнитивные факторы одаренности: интеллект, креативность, социальная компетентность, музыкальные и сенсомоторные способностей являются независимыми: