Файл: Понятие и виды правосознания (Дореволюционный период развития правосознания).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
Государство, формулируя юридические нормы, в первую очередь должно опираться на правосознание и правовую культуру народа, дифференцировать и стимулировать лучшие их образцы, стремиться не к абстрактно-оторванному от жизни и духа страны «творчеству» закона, а объективированию в действующем праве уже интегрированных в общественное сознание эталонов и регуляторов поведения. В последние годы в связи с процессом демократизации в России, созданием представительных органов государственной власти, обладающих реальными полномочиями в сфере правотворчества, роль общественного мнения по вопросам юридической политики заметно возросла[111]. Законодатель — депутатский корпус, избираемый свободными демократическими выборами на альтернативной основе, в своей деятельности стремится опереться на действительные интересы и потребности различных социальных групп, мнение которых выступает побудительными мотивами при подготовке тех или иных законопроектов. Существенно возросло значение юридической науки в работе правообразовательного механизма, что накладывает на отечественную правовую теорию, в целом научное правосознание большую ответственность за обоснованность и качество своих рекомендаций[112]. Не менее значима роль правосознания в нормальном функционировании правореализационной деятельности. Статус правосознания в этой сфере определяется двумя направлениями.
1. Правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Развитое чувство права и законности, интегрированности в действующий правопорядок и правовую культуру является ведущей гарантией массового соблюдения требований правовых предписаний.
2. Правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами. Трудно представить случай применения юридической нормы вне контекста правосознания судьи, прокурора, следователя и др. Должностные лица обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требований и дозволений. Без развитого правосознания сделать это невозможно. На основе правосознания делается оценка доказательств по делу[113].
Роль правосознания возрастает при вынесении решения по делу. Так, при назначении наказания, в целом определении меры уголовной ответственности суд, руководствуясь законом и своим правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности деяния и деятеля, особенности личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие его вину.
При восполнении «пробелов в праве», когда возникает необходимость применения аналогии права, правосознание судьи служит ориентиром для отыскания нужного закона, сходного по смыслу и предмету регулирования, или помогает в оценке общих начал и принципов законодательства[114].
Делая вывод по второй главе отметим, что правосознание как бы пронизывает весь механизм правового регулирования и правового воздействия на общественные отношения: оно не только предшествует созданию юридических норм, но и «сопровождает» их на всем протяжении действия норм и даже после отмены. От специфики правосознания общества, уровня его зрелости во многом зависят сила права, эффективность всего правового регулирования. Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание — одна из форм общественного сознания. Правосознание делится на обыденное, профессиональное и научное, а также обладает познавательной, оценочной или регулятивной функциями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что правосознание — весьма сложный социальный феномен, который имеет различные аспекты философского, юридического, социально-политического и морального содержания, это явление идеальное. Оно представляет собой сферу (область, форму) общественного сознания и является элементом правовой жизни. Правовое сознание — система чувств, привычек, представлений, оценок, взглядов, теорий, идей субъектов права (носителей правосознания), отражающих правовую действительность и оценочное отношение к ней (к социально-правовым установкам и ценностным ориентациям общества; к прошлому, действующему или ожидаемому праву) и выполняющих посредством этого роль своеобразного регулятора (саморегулятора) их поведения в юридически значимых ситуациях.
Данное определение выражает взаимосвязь и соотношение общественного сознания и правосознания (их составляющих), гносеологический и социологический срезы изучения данного феномена, внутреннюю организацию содержания правосознания (его структуру), связь между ее элементами, закономерности его формирования и развития и, наконец, его важную социальную роль.
Тем не менее, несмотря на усилия представителей ряда общественных наук (философии, теории права, социологии, общей и социальной психологии и др.), на стыке которых находится проблема определения понятия правосознания, из-за постоянной динамики этого явления мы должны констатировать, что она все еще остается открытой для дальнейшего изучения.
Разностороннее изучение феномена правосознания молодежи является важной предпосылкой эффективности правовоспитательного воздействия, а также предупреждения девиантного и виктимного поведения молодежи.
Практика властных отношений показывает, что область права - огромная сфера теоретических и практических действий, которая является совокупностью общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством, с помощью правил регламентируется поведение людей, коллективов, взаимоотношения личности и государства, положение граждан, а также осуществляются меры борьбы с посягательствами на государственный строй и существующие права и свободы. Таким образом, право - это та же сфера политических отношений, участники которых выступают как носители конституционных прав и обязанностей. В этом плане актуальными являются научный анализ вопросов правосознания и правовой культуры.
Сущность казахстанского конституционного правосознания представляет собой суммарный результат политических, экономических, национальных, социально-демографических и иных интересов и волевых устремлений, которые формируются в соответствии с условиями жизнедеятельности граждан, под влиянием средств массовой информации, отражающих политические и правовые взгляды и позиции различных общественных и государственных деятелей.
Эволюция правосознания прошла длинный путь, в дореволюционной философско-правовой литературе еще не существовало единого определения правосознания. Данная категория имела прикладное, эмпирическое, социально или психологически опосредуемое значение. Первая попытка разработки теории правосознания привела к выводу о кризисе правосознания как следствии кризиса индивидуализма и западноевропейских теорий правового государства.
Универсальная теория, объединяющая проблематику личности, общества, права государства, политики, власти, божественного начала и правосознания была создана Р.Т.Жеруговым. Он определил правосознание как «естественное чувство права и правоты или как особую духовную настроенность инстинкта в отношении к себе и к другим людям.
Характерной особенностью правосознания в период октябрьской революции и после нее является, то что правосознание выступает как классовое явление, обусловленное общественным бытием, материальными условиями жизни.
До середины 50-х гг. правосознание определяется как общая система правовых, философских и политических взглядов, мировоззрение в области вопросов, регулируемых правом, представления о должном, необходимом, обязательном законном, правовые взгляды, идеи, принципы, кроме того в этот период правосознание начинают рассматривать не как осознание общественного бытия, а как определенные воззрения людей на право, отношение их к действующему праву.
С середины 50-х годов число работ, освещающих вопросы правосознания резко увеличивается. В литературе этого периода обозначились два взгляда на природу правосознания. Одни ученые продолжают отстаивать прежние представления о правосознании: правосознание – классовая категория, отражение определенных экономических отношений. Вторая позиция – понимание правосознания как отношения людей к праву, к правовым требованиям, законным и незаконным и другим явлениям правовой действительности. Кроме того в этот период в понятие правосознания стали включать новый элемент – правовую психологию.
Еще одним интересным аспектом исследования правосознания в этот период является позиция Г.С. Остроумова, который понимал правосознание, как представления людей о желаемом праве.
В 50-70-х годах была предложена классификация типов правосознания в зависимости от соотношения трех элементов: 1) знаний об определенных нормах и аспектах правовой действительности; 2) отношения индивида эмоционально-оценочного характера к ним; 3) поведения индивида в свете конкретных социально-правовых отношений.
На современном этапе развития общества проблеме правосознания уделяется недостаточное внимание. Тем не менее еще встречаются определения, где в понятие правосознания включают только идеологический фактор, исключая правовую психологию. Кроме того, появились и весьма абстрактные определения, к примеру В.А.Сапун определял правосознание как субъективное моделирование объективно существующего правопорядка. Некоторые авторы дают весьма развернутые определения правосознания, например А.Лепеха включает в предмет отражения правосознания и реальные общественные отношения, и правоотношения, и право как систему норм, и механизм регулирования, и деятельность правовых учреждений, и правовое поведение участников отношений.
В современном мире, когда роль права растет, возрастает и значение правосознания в системе форм общественного сознания. По нашему мнению правосознание должно занимать главенствующую позицию среди форм общественного сознания, отражая новую ступень эволюции последнего. Правовое сознание придает общественному сознанию характер рациональности, сознания здравого смысла.
Некоторые исследователи, признавая глубокий конфликт ценностей в нашей стране, говорят не только о конфликте «традиционно советском» и «либеральном», но и о разных версиях либерального сознания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. – М.: Юрист, 2014. - 546 с.
- Бышевский Ю.В., Конев А.А. Латентная преступность и правосознание. – Омск: Принта, 2016. - 112 с.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов. 5-е изд. - М.: Юрайт, 2015. - 502 с.
- Взаимодействие правового сознания с моралью и нравственностью в обществе переходного периода / Под ред. М.Л. Баймаханов. – Алматы: Баспа, 2015. – 294 с.
- Гранат П. Правосознание и правовая культура // Юрист. - 2018. - № 1. - С. 41-45.
- Дмитрук В. Н. Теория государства и права. – М.: Городец, 2016. - 488 с.
- Жеругов Р.Т. Теория государства и права. - М.: Статут, 2015. - 463 с.
- Иоффе О.С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. Изд. 5-ое. - М.: Норма-М, 2010. - 276 с.
- Калиев Р. Правосознание в эволюции социальной структуры современного общества // Мысль. – 2017. - №7. - С. 30-38.
- Кравец И. А. Конституция и правосознание личности. Личность и государство на рубеже веков. – Барнаул: Полиграфия, 2014. – 314 с.
- Лепеха А. Сущность конституционного правосознания // Мысль. – 2018. - № 3. - С. 41-46.
- Лившиц Р.З. Теория права. - М.: Юрайт, 2014. - 357 с.
- Лукашева Е.А. Современное правосознание и законность. - М.: Городец, 2013. - 218 с.
- Общая теория государства и права / Под общ. ред. В. А. Кучинского. – Минск: Фолиант, 2014. - 496 с.
- Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Норма-М, 2016. - 526 с.
- Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2016. - 489 с.
- Остроумов Г. С. Правовое осознание действительности. - М.: Городец, 2014. - 253 с.
- Пашуканис Е. Б. Общая теория права и марксизм (Опыт критики основных юридических понятий). - М.: Знание, 1994. - 516 с.
- Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. - М.: Юрист, 2015. - 417 с.
- Сабо И. Основы теории права / Под ред. В. А. Туманова. - М.: Статут, 2014. - 378 с.
- Сапун В. А. Теория государства и права в схемах, определениях, комментариях: Учебное пособие. – Владивосток: Профи Медиа, 2016. - 113 с.
- Слободчиков Н. А. Общая теория права и государства: Учебное пособие. – СПб: Нева, 2015. - 602 с.
- Сочнев Д. Информационное и правовое воздействие на правосознание // Российская юстиция. – 2017. - №5. - С. 62-66.
- Стучка П.И. Революционная роль советского права: Хрестоматия-пособие для курса «Введение в советское право». - М.: Знание, 1981. - 372 с.
- Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. - М.: ЭКСМО, 2013. – 644 с.
- Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. - М.: Статут, 2013. - 218 с.
- Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М.Корельского и В. Д.Перевалова. - М.: Юрист, 2016. - 520 с.
- Теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Норма-М, 2014. - 496 с.
- Толстой Ю.К. К теории правосознания. – СПб: Нева, 2010. - 591 с.
- Туганас В. А. Конституционное правосознание и вопросы укрепления законности. - М.: Городец, 2013. – 316 с.
- Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: ЭКСМО, 2014. - 457 с.
- Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. – 2014. - №2. - С. 165-181.