Файл: Особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Процессы, происходящие в обществе, требуют пересмотра подготовки сотрудников органов внутренних дел. С одной стороны, намечающиеся пути демократизации, гуманизации и индивидуализации профессионального образования, расширяющие возможности для творческих поисков в подготовке специалистов-профессионалов; с другой стороны, смена нравственных идеалов, недостаточный уровень материально-технической базы, правовая незащищенность лиц, имеющих специальные знания, снижают эффективность подготовки кадров.

Процесс формирования ответственности сотрудников МВД, особенно к прохождению службы в экстремальных условиях, должен принципиально отличаться от вошедшей в повседневную практику подготовки. Эти особенности связаны, прежде всего, со спецификой социальных явлений сегодняшнего дня и способами подготовки личного состава органов внутренних дел.

Актуальность исследования. В нашей жизни существует множество профессий, включающих человека в экстремальные ситуации. Известно, что деятельность сотрудников МВД характеризуется такими ситуациями, которые отличаются наличием в них факторов, обладающих силой влияния на людей и их деятельность, именуемых экстремальными. В последние годы наблюдается тенденция повышения экстремальности деятельности МВД, связанная с задержанием преступников, освобождением заложников, применением оружия, обеспечением правопорядка в период массовых мероприятий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Экстремальными (от лат. extremum - предельный, крайний) называют ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, предельному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить стоящую задачу.

Следовательно, длительное воздействие стрессогенных факторов, наличие постоянной витальной угрозы для жизни, высокая вероятность гибели или ранения, травматизации предъявляют высокие требования не только к уровню профессиональной подготовленности, но и к психологическим качествам личности, обусловливающим психологическую готовность к деятельности в экстремальных условиях.

Степень разработанности проблемы. Проблема профессиональной и личностной адаптации человека в экстремальных условиях деятельности, составляет сферу интересов многих научных дисциплин и различных отраслей психологии. Многоплановые исследования, проводимые Аболин Л.М., Кокурин А., Малкина - Пых И.Г., Бектурганов О.Е., Беляева Л.И., Дебольский М.Г., Заварзина Л.В., Авдеев В.В., Дикая Л.Г., Ильина Е.С. и другими учеными-психологами позволяют выделить одно из существенных психологических качеств - устойчивость личности сотрудника МВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности.


Эффективность выполнения служебно-боевых задач в экстремальных условиях зависит от уровня профессиональной подготовки, эмоционально-волевой устойчивости и надежности сотрудников.

Цель-исследование особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.

Объект- сотрудники различных служб МВД Алматинской области.

Предмет: эмоционально-волевая сфера личности сотрудников органов внутренних дел.

Задачи исследования:

  • осуществить теоретико-методологический анализ проблемы исследования;
  • систематизировать психологические подходы к изучению и определению экстремальных ситуаций;
  • раскрыть эмоционально-волевую сферу личности;
  • выявить характер влияния экстремальных ситуаций на эмоционально-волевую сферу личности сотрудников МВД.

Структурно курсовой работа состоит из трех глав, заключения, списка использованных источников.

1. Экстремальные условия и профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов

1.1 Психологические подходы к изучению и определению экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность часто осуществляется в напряженных конфликтных ситуациях и в угрожающих жизни обстоятельствах, связанных с применением оружия. Даже проверка документов, комментарии о нарушении правил дорожного движения, опрос, профилактическая беседа, конфронтация, допрос наполнены психическим стрессом и содержат потенциал «психологического взрыва», который перерастает в острую конфронтацию. В последнее десятилетие наблюдается тенденция к обострению таких ситуаций и обстоятельств.


Слово «ситуация», которое происходит от французского языка, имеет латинское происхождение и означает[1]:

  • положение, местоположение;
  • сидящий, положенный, лежащий, расположенный.

Эти ценности по своей сути обеспечивают существование определенной позиции субъекта. Поэтому термин «ситуация» значительно отличается от термина «среда», определенного в некоторых работах. С.И. Ожегов определяет ситуацию как «ситуацию, ситуацию, совокупность обстоятельств»[2]. В общественных науках ситуация интерпретируется как ситуация, ряд условий и обстоятельств, которые так или иначе определяют ход деятельности.

Проблема ситуации признается как наиболее важный фактор, определяющий поведение, состояние и, в конечном итоге, большинство личностных качеств. На ситуацию влияют интеракционизм, психология социального обучения, экологическая психология и психологическая экология, психолингвистика, социальная психология, педагогическая психология и клиническая психология. Значение факторов ситуации для развития и проявления ума действительно признается всеми подходами к объяснению поведения человека, и различия между ними зависят от того, в какой степени ситуационные факторы могут определять поведение человека. В подходах, называемых ситуативными, детерминанты поведения выводятся из самой ситуации; подходы, которые отдают приоритет личным факторам, рассматривают ситуацию как побуждение к действию, тем самым уменьшая их роль в обновлении соответствующего нрава. Но до сих пор нет единства в понимании природы ситуации, концепция ситуации считается неразработанной.

Понятие «экстремальная ситуация» сегодня приобретает статус одной из унифицированных обобщающих категорий как в повседневной жизни, так и в области научных исследований. Эта концепция используется психологией, философией и образованием. Понятие «экстремальная жизненная ситуация» появилось в научно-педагогической литературе, социально-педагогических исследованиях последних лет.

Современные исследования имеют разные подходы к пониманию экстремальных условий и их компонентов. Анализ выявил несколько подходов для определения экстремальных условий:

  • экстремальные условия приравниваются к чрезвычайным ситуациям, которые классифицируются в соответствии с типом воздействия внешней среды.
  • экстремальные условия, которые требуют физиологического или психического стресса.
  • экстремальные условия как система «человек в ситуации», в которой рассматриваются условия окружающей среды и личность в целом.

Кокурин А., относится к экстремальным условиям, которые «находятся на грани толерантности и обладают высокой способностью нарушать адаптацию». Он приписал их экстремальным природным воздействиям: температуре, ветру, электромагнитным волнам, атмосферному давлению и другим воздействиям, которые выводят тело на грань терпимости[3].

Малкина - Пых И.Г. пишет о том, что в результате популяризации теории стресса, по-видимому, ссылался на «экстремальные ситуации», то есть ситуации, в которых стресс необходим вследствие физиологических или психических процессов. С этой точки зрения он заявляет: «Вы не можете полностью согласиться, потому что граница между обычными и меняющимися условиями жизни становится расплывчатой ​​и неопределенной». Мы часто подвергаемся стрессу и стрессу в повседневной жизни. Например, стресс в физической работе, в решении ряда проблемных ситуаций и т.д. Является не только нормальным, но даже необходимым условием жизни и деятельности человека[4].

Он рассматривает границу между нормальными и экстремальными условиями для ситуаций, в которых психофизиологические и социально-психологические механизмы с истощенными резервными возможностями больше не могут гарантировать достаточную рефлексию и регулирование человеческой деятельности под воздействием психогенных (то есть обновляющих) факторов. Другими словами, если адаптивный барьер разрушен, динамические стереотипы в центральной нервной системе «разрушаются», и возникают психические несоответствия или кризисы.

В экстремальной ситуации Бектурганов О.Е., предлагает понять изменение окружающей среды вокруг человека, которое происходит за короткий промежуток времени, и привести его к порогу индивидуальной адаптации. В конце концов, именно достижение порога индивидуальной адаптации ставит человека на грань опасности для его жизни и здоровья[5].

Таким образом, экстремальная ситуация - это концепция, с которой существует интегративная характеристика радикальной или внезапно изменившейся ситуации, которая связана с особенно неблагоприятными или угрожающими факторами для жизни человека, а также с высокой проблемой, напряженностью и высоким риском в реализации подходящих факторов. Деятельность в этих условиях. Философский смысл понятия экстремальных ситуаций связан с отражением экстремального развития событий и их познания в связи с функциональной активностью субъекта. Система координат для измерения существования и активности человека - «главный герой - ситуация» - предполагает корреляцию содержания термина «экстремальные ситуации», определенных отношений субъект-объект: субъект отражает объективно сложные условия деятельности в форме задачи без проблем.


Экстремальные условия также характеризуются измененной привязанностью, информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска. На человека влияют семь основных психогенных факторов: монотонность, изменения пространственных и временных структур, ограничения на личную информацию, одиночество, групповая изоляция (истощение партнеров по общению, постоянная публичность и т.д.) и опасность для жизни.

Чрезвычайные обстоятельства, вызванные природными, техногенными или социальными явлениями и факторами, особенно сложны и часто влияют на нормальную жизнь населения, общественную безопасность и порядок в определенной области. Существуют разные типы экстремальных ситуаций[6]:

  • экстремальные объективно экстремальные ситуации (трудности и опасности в них исходят из внешней среды, объективно возникают перед человеком);
  • экстремальные потенциально экстремальные ситуации (опасность выражается в виде скрытой угрозы);
  • лично вызвал экстремальные ситуации (опасность исходит от самого человека, его преднамеренного или неправильного выбора, его поведения);
  • мнимые экстремальные ситуации (не опасно, угроза ситуации).

Такие ситуации, условия и обстоятельства оказывают сильное психологическое воздействие на всех, включая правоохранительных органов, и обычно называются экстремальными (особенными, чрезвычайными, исключительными). Они вызывают большие трудности в решении профессиональных задач, мешают успешному проведению мероприятий, требуют психологической устойчивости, особой готовности и особой способности действовать в таких условиях.

1.2. Экстремально-психологические факторы правоохранительной деятельности и содержание эффективной подготовки к ним

Под термином экстремальность подразумевается категория факторов, вызывающих напряжение или перенапряжение нервных процессов, причиной которых может стать не только переживания опасности перед разыгравшейся стихией или нападающим врагом, но и целый ряд жизненных ситуаций повышенной значимости, требующих срочных решений или сложного выбора.