Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования и развития организационной культуры
1.1. Понятие организационной культуры и принципы её формирования
1.2. Роль организационной культуры в развитии предприятия
2. Характеристика организационной культуры ООО «СК «АСТРА»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ качественного и количественного состава персонала
Таким образом, результаты ответов на данный вопрос можно характеризовать, как положительные, ни один респондент не отметил низкий балл по 10-балльной шкале, что говорит о высокой степени удовлетворенности сложившейся атмосферой и, как следствие, корпоративной культурой предприятия.
На вопрос оценить по 10-балльной шкале уровень того, насколько персонал удовлетворен политикой предприятия и руководства были получены ответы, представленные на рис. 9.
Рисунок 9 – Ответы респондентов на вопрос: «Оцените степень Вашей удовлетворенности политикой предприятия и руководства»
В результате ответов на данный вопрос нужно сделать вывод, что рядовой персонал предприятия оценивают политику организации и руководства как среднюю и ниже средней. Что объясняет нередкие случаи подвержения руководящего состава критике.
Также сотрудникам было предложено заполнить анкету, направленную на исследование стиля управления генерального директора в ОООО «СК «АСТРА». Для определения стиля руководства использовался опросник В.П. Захарова и А. Л. Журавлева.
При проведении данной методики были получены результаты, которые отражены в таблице 9.
Таблица 9 - Преобладающий стиль управления руководителя ООО «СК «АСТРА»
Стили руководства |
Число опрошенных |
Авторитарный |
65,0 % |
Попустительский |
- |
Демократический |
35,0 % |
Преобладающий |
Авторитарный |
Проанализировав результаты опроса сотрудников (табл. 7), можно сказать о том, что 65,0 % сотрудников (высокий процент) считают, что для генерального директора характерен авторитарный стиль управления и лишь 35,0 % (небольшой процент) подчиненных видят в его стиле руководства черты демократичности.
В результате проведенных исследований выявлено, что в ООО «СК «АСТРА» рядовые сотрудники принимают минимальное участие в управлении фирмой. Все главные решения принимаются только высшим руководством. Персонал большей частью пассивен и каких-либо предложений по совершенствованию деятельности предприятия не высказывает, хотя установленный объем работ выполняет в положенный срок и в необходимом объеме.
Проанализировав полученные результаты нужно сказать, что корпоративная культура ООО «СК «АСТРА» представляет собой совокупность иерархической и рыночной организационной культуры, то есть она очень формализована и структурирована. Тем, что делает персонал, управляют процедуры. Важным и основным считается поддержание плавного хода деятельности предприятия. Предприятие объединяет формальные правила и официальная политика. Долгосрочные заботы предприятия состоят в обеспечении стабильности и показателей плавного хода рентабельного выполнения операций. Управление наемным персоналом озабочено гарантией занятности и обеспечением долгосрочной предсказуемости. В то же время предприятие, ориентировано на результаты, главной заботой которой является выполнение поставленной задачи. Успех измеряется новыми завоёванными рынками, увеличением рыночной доли и т.п.
Таким образом, из всего этого можно сделать вывод, что состояние корпоративной культуры можно характеризовать как удовлетворительное с положительной тенденцией и потенциалом к улучшению. По нашему мнению, это неплохой результат, т. к. основная часть персонала ООО «СК «АСТРА» показывает, что стимулом к трудовой деятельности выступает сплоченность коллектива, достойный уровень оплаты труда, а также желание персонала освоить новые технологии работы.
К негативным факторам организационной культуры можно отнести низкий уровень удовлетворения политикой организации и руководства, отсутствие полной творческой реализации персонала на рабочем месте, а также невысокую эффективность каналов распространения информации в организации, что в нынешних условиях неприемлемо для организации с высокой корпоративной культурной. Из опроса понятно, что присутствует общая неудовлетворенность персонала ООО «СК «АСТРА» системой профессионального развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организационная культура является одной из основополагающих эффективности деятельности организации. Так персонал организаций с высокоорганизованной культурой обладает целой системой правил, привычек и четких установок, определяющих поведение персонала в целом, что положительно сказывается на результатах деятельности предприятия. На предприятиях со слаборазвитой корпоративной культурой, когда нет связи стратегии с культурой, отсутствующие четкие установки и атмосфера неопределенности работы приводят к неуверенности персонала и напрасной трате его усилий, что отрицательно сказывается на результатах деятельности предприятия.
Анализ состояния организационной культуры в ООО «СК «АСТРА» позволил охарактеризовать его как удовлетворительное. Среди положительных черт сотрудники ООО «СК «АСТРА» отмечают сплоченный коллектив, достойный уровень оплаты труда, желание персонала освоить новые технологии работы.
Среди негативных факторов отмечают низкий уровень удовлетворения политикой организации и руководства, отсутствие полной творческой реализации персонала на рабочем месте, неудовлетворенность системой профессионального развития.
Для достижения более эффективных результатов в деятельности организации необходима оптимизация ее организационной культуры. В ООО «СК «АСТРА» особое внимание должно уделяться профессиональному развитию сотрудников в организации и совершенствованию политики фирмы и руководства, при этом, чтобы созданный механизм организационной культуры эффективно функционировал, он должен базироваться на системности, непрерывности, эффективности, целенаправленности и приоритетности.
Так, основными практическими рекомендациями по оптимизации организационной культуры в ООО «СК «АСТРА» являются:
- совершенствование политики фирмы и руководства (стиль управления руководителя, внутренний имидж общества, имидж персонала и социальный имидж);
- совершенствование системы адаптации работников в организации;
Разработка программы обучения для новичков, руководителей, постоянного персонала и резерва
- разработка и внедрение системы должностного роста для работников
- разработка механизмов информирования работников о целях организации, о положении дел в организациях, о перспективах должностного и профессионального роста и др.
Данные рекомендации позволят вывести организационную культуру на предприятии на более высокий уровень, что позволит достичь более эффективных результатов в деятельности.
Основой любой современной организации являются люди, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и определяют ее экономические показатели и конкурентоспособность. Вклад людских ресурсов в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг зависит от эффективности управления персоналом и в частности от того, насколько грамотно сформирована в организации корпоративная культура.
Основой любой современной организации являются люди, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и определяют ее экономические показатели и конкурентоспособность. Вклад людских ресурсов в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг зависит от эффективности управления персоналом и в частности от того, насколько грамотно сформирована в организации корпоративная культура.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Акимова, Т.А. Теория организации [Текст] / Т.А. Акимова. – М.: Изд-во Российского Университета дружбы народов, 2015. – 440 с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Питер Ком, 2015. – 345 с.
- Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Т.Ю. Базаров. М.: ЮНИТИДАНА, 2015. – 278 с.
- Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Корпоративная культура. - М.: ЮНИТИ, 2015. – 385 с.
- Билан, O.A. Взаимодействие систем корпоративной культуры и мотивации труда персонала организации [Текст] / О.А. Билан, И.В. Бочкарева. – Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН, 2015. – 122 с.
- Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: Проспект, 2014. – 293 с.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2015. – 459 с.
- Грачев, М. В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации [Текст] / М.В. Грачев. – М.: Дело, 2013. – 356 с.
- Грошев, И.В. Менеджмент организационной культуры [Текст] / И.В. Грошев, В.М. Юрьев. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2015. – 744 с.
- Иванова Е. А., Корпоративное управление [Текст]. – СПб: Питер, 2015. – 259 с.
- Калабин, А. Компания как единый организм // Управление персоналом. – 2014. – № 14 (100). – С 47-50.
- Каменская, В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности [Текст] / В.Г. Каменская. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 160 с.
- Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2015. – 348 с.
- Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры: Пер. с англ. / Под ред. Н.В. Андреевой. – СПб., 2015. – 275 с.
- Капитонов, Э. А. Корпоративная культура: теория и практика [Текст] / Э.А. Капитонов, Г.П. Зинченко. – М.: Альфа-Пресс, 2015. – 352 с.
- Кибанов, А.Я. Управление персоналом: учебное пособие / А.Я. Кибанов. М.: ИНФРАМ, 2013. – 395 с.
- Корпоративный менеджмент [Текст] / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Альдероге и [др.]. – М.: Высшая школа, 2015. – 1077 с.
- Лепихин В.В. Карпович Ю.В. Корпоративная культура как инструмент здоровьесберегающего менеджмента предпринимательской организации // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – 2013. – № 18 (45). – 23 с.
- Липатов, В. С. Управление персоналом предприятий и организаций [Текст] / В.С. Липатов. – М.: Люкс-арт, 2014. – 298 с.
- Мингалева Ж.А. Устойчивое развитие экономики: инновации, рациональное природопользование и ресурсосбережение // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2015. – № 4. – 59 с.
- Роббинз С., Основы организационного поведения. - М.: ИНФРА-М, 2015. – 357 с.
- Саймон, Г.А. Менеджмент в организациях [Текст] / Г.А. Саймон. – М: Экономика, 2013. – 141 с.
- Семенов, Ю.Г. Организационная культура [Текст] / Ю.Г. Семенов. – М.: Университетская книга; Логос, 2015. – 256 с.
- Спивак, В.А. Корпоративная культура [Текст] / В.А. Спивак. – СПб.: Питер, 2015. – 80 с.
- Тихомирова, О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / О. Г. Тихомирова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 151 с.
- Угрюмов Н., Блинов А. Теория и организационное поведение: Учебник для вузов. Страндарт третьего поколения. – Спб.: Питер, 2015. – 559 с.
- Управление организацией [Текст] / А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин и [др.]. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 798 с.
- Фокина Т.П., Андрющенко О. В.Организационная культура: Учебное пособие. – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2015. – 159 с.
- Шейн, Э.Х. Организационная культура и лидерство [Текст] / Э.Х. Шейн. – СПб: Питер, 2015. – 478 с.
- Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2015. – 359 с.