Файл: Правовые основы организационно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что Конституция является одним из основных правовых регуляторов оперативно-розыскной деятельности, тем самым она ее регламентирует на основе определенных законодательных норм.

Правовой основой оперативно-розыскной деятельности являются следующие нормативно-правовые акты и их виды [17, с. 9]:

1) Конституция РФ, а именно статьи 76, 90, 104,105, 115

2) ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N

144-ФЗ

3) УК РФ

4) УПК РФ

5) ФЗ "О полиции"

6) ФЗ "О безопасности"

7) ФЗ "О прокуратуре"

8) ФЗ "О государственной тайне"

9) Указы президента и постановления правительства РФ

10) Внутриведомственные инструкции

Таким образом, вышеперечисленные нормативно-правовые акты, действующие в Российской Федерации, регламентируют оперативно-розыскную деятельность. Нами были выделены ФЗ "О полиции" и ФЗ "О безопасности", потому что МВД и ФСБ России являются федеральными государственными органами исполнительной власти, которые в свою очередь больше остальных осуществляют оперативно-розыскную деятельность.

1.3. Задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности

Для основного обозначения понятия оперативно-розыскной деятельности необходимо обратится к задачам это вида правоохранительной деятельности. Как нами уже было отмечено раннее, перед правовыми нормами, составляющими юридическую основу оперативно-розыскной деятельности, стоит спектр задач, обязательных к выполнению компетентными органами, наделенными государством определенными полномочиями.

Также за выполнение и невыполнение данных задач оперативными подразделениями и службами правоохранительных органов и иных силовых структур предусмотрена юридическая ответственность. Во второй статье федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ предусмотрены четыре основные задачи оперативно-розыскной деятельности [5].

Основные задачи оперативно-розыскной деятельности:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших


3) добывание информации о событиях, действиях или бездействиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации

4) установление имущества, подлежащего конфискации.

Законодатель сформировал четыре основные задачи оперативно-розыскной деятельности в России и утвердил их в федеральном законе, регулирующем правовые отношения в этом виде правоохранительной сферы.

Исходя из рассмотренных нами задач оперативно-розыскной деятельности, мы можем сделать вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность по своему понятию в российском современном праве обеспечивает исполнение принципа неотвратимости от уголовного наказания, за совершенное противоправное деяние в отношении государства и общества.

Принцип неотвратимости от уголовного наказания предусматривает требование, чтобы каждое лицо, совершившее преступление, претерпело уголовно-правовое воздействие за совершение преступления. Также принцип неотвратимости в своем смысле содержится и реализуется в основных принципах уголовного кодекса Российской Федерации.

Все основные правовые принципы, которые своей работой обеспечивает оперативно-розыскная деятельность, содержатся в статьях третей, четвертой, пятой, шестой и седьмой Уголовного кодекса Российской Федерации.

Также в данном аспекте невозможно не отметить важный тезис о том, что оперативно-розыскная деятельность неразрывно связана с уголовно-правовым законодательством России и обеспечивает его действие во времени и пространстве, как того от нее требует законодатель. Это дает понимание того, что оперативно-розыскная деятельность в целом обеспечивает реализацию конституционных правовых норм и уголовно-правового законодательства. Конституция РФ подразумевает охрану прав и свобод человека и гражданина, тем самым осуществляет обеспечение законных интересов граждан и людей в целом. В этом Конституция содержит в себе принцип неотвратимости [16, с. 8].

Основные правовые принципы уголовного законодательства Российской Федерации

1) Принцип законности - отражен в третей статье Уголовного кодекса РФ

2) Принцип равенства граждан перед законом – закреплен в четвертой статье Уголовного кодекса РФ

3) Принцип вины – имеется в пятой статье Уголовного кодекса РФ

4) Принцип справедливости – утвержден в шестой статье Уголовного кодекса РФ

5) Принцип гуманизма – обозначен в седьмой статье Уголовного кодекса РФ.


Исходя из основных принципов действия уголовно-правового законодательства в России, возникает основание применения оперативно-розыскной деятельности.

На основании своего правового регламентирования оперативно-розыскная деятельность имеет свои законные принципы, на которые полностью опираются в своей работе сотрудники оперативных служб и подразделений.

Принцип законности – означает то, что должностные лица оперативных подразделений при осуществлении оперативно-розыскной деятельности исходят из положений законов.

Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина – заключается в том, что защита граждан при проведении оперативно-розыскной деятельности осуществляется двумя способами. Первый способ - это обжалование действий должностного лица. Второй способ - это ведомственный и судебный контроль, а также прокурорский надзор.

Принцип конспирации – это основной специальный принцип, который сохраняет в тайне действия, проводимые оперативными работниками, проводимые негласно в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности. На рассмотрении данного принципа я хочу заострить больше внимания, поскольку он является основополагающим в данном виде правоохранительной деятельности. Данный принцип регламентирован федеральным законом "О государственной тайне" и защищен уголовным кодексом РФ.

Конспирация – это соблюдение, сохранение тайны какой-либо деятельности; принцип скрытности, секретности вообще; явление существования тайности, негласности.

Конспирация означает закрепление в законодательстве следующих положений.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий применяются приемы, обеспечивающие тайну факта их осуществления, а также маскирующие принадлежность к оперативным подразделениям должностных лиц органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность и содействующих им лиц.

Общие положения оперативно-розыскной деятельности, научная трактовка ее аспектов и иные вопросы, касающиеся субъектов в допустимости пределов доступны для общего обсуждения.

Точные сведения об использованных или используемых при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках информации, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах внедренных в организованные преступные группировки, сообщества и формирования, негласных сотрудниках, а также тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, составляющих государственную тайну раскрываются на основании решения органа, проводившего оперативно-розыскную деятельность.


Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группировки, сообщества и формирования, негласных сотрудниках, а также лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, допускается с их письменного на то согласия.

Судебные решения, постановления прокурора, дающие право на проведение оперативно-розыскных мероприятий и соответствующие, принятые к производству материалы хранятся в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Оперативные служебные документы, отражающие результат оперативно-розыскной деятельности могут быть представлены судье, следователю, дознавателю и прокурору в случаях, установленных законом.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств проведения оперативно-розыскных мероприятий. Данный принцип отражен в одиннадцатой статье ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ [5]. Также этот принцип регламентирован инструкцией о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, следователю, прокурору и судье, то есть процессуальным лицам.

Принцип наступательности – означает, что оперативно-розыскная деятельность основана на оптимальном по времени исполнения средств и методов, обеспечивающих сбор и проверку информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Принцип сотрудничества с населением и опора на его помощь при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Принцип подотчетности и подконтрольности должностных лиц, проводящих оперативно-розыскные мероприятия. Данный принцип отражен в семнадцатой и двадцать второй статьях ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ.

Принцип персональной ответственности лиц и руководства оперативных служб и подразделений за законность при проведении оперативно-розыскной деятельности.

Принцип независимости при исполнении служенных обязанностей – означает запрет на произвольное вмешательство в процесс оперативно-розыскной деятельности должностных лиц и органов, уполномоченных на данный вид правоохранительной деятельности.

Система принципов оперативно-розыскной деятельности важна как основа деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. На основании своего правового регламентирования оперативно-розыскная деятельность имеет свои законные принципы, на которые полностью опираются в своей работе сотрудники оперативных служб и подразделений.


Таким образом, в первой главе были рассмотрены такие аспекты оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, как ее понятие, основания и правовое регулирование, а также рассмотрен вопрос о задачах и принципах оперативно-розыскной деятельности.

Глава 2. Субъекты оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации

2.1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

В Российской Федерации существует 6 органов, осуществляющих и реализующих на правовой основе оперативно-розыскную деятельность. Данные органы относятся к исполнительной ветви власти, их руководители являются членами правительства РФ и имеют статус федеральных министров.

Правоохранительные органы и силовые структуры, реализующие оперативно-розыскные мероприятия полностью имеют централизованную структуру управления и подчиненности. Также следует отметить, что организация управления в данных органах подобна министерству обороны. Это означает наличие руководства по принципу единоначалия и строгой иерархичности.

В органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, порядок управления имеет, как мною уже было отмечено раннее, централизованную систему управления. В буквальном смысле это выражено в том, что нижестоящие подразделения правоохранительных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в регионах России или каких-либо населенных пунктах напрямую подчинены федеральному центру, а не органам местного самоуправления. Этот принцип распространен на все правоохранительные органы и силовые структуры, наделенные полномочиями на проведение и реализацию оперативно-розыскной деятельности. Важным будет выделить и такой факт, что территориальные подразделение данных органов исполнительной власти не подчиняются главам субъектов Российской Федерации и не подотчетны их аппарату управления [20, с. 76].

Согласно юрисдикции все органы, осуществляемые оперативно-розыскную деятельность прямо подчинены президенту Российской Федерации и подотчетны только ему. Руководители органов исполнительной власти, наделенных полномочиями и правами осуществления оперативно-розыскной деятельности, являются постоянными членами совета безопасности и национального антитеррористического комитета РФ.