Файл: Система органов исполнительной власти в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила в качестве принципа конституционного строя разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Актуальность исследования обусловлена тем, что исполнительная власть является важным элементом в системе управления современных государств и во многом именно она определяет характер взаимодействия государственной власти и общества внутри страны и модель поведения государства. Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также законодательные полномочия, и систему государственных органов. Достижение ключевых целей государственного управления напрямую зависит от эффективной деятельности системы исполнительной власти и, прежде всего, федеральных органов исполнительной власти.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с деятельностью федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Предмет исследования – конкретные нормы действующего законодательства, регулирующие основные тенденции развития современной системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Теоретико-правовой анализ организации системы и структуры исполнительных органов Российской Федерации по действующему

законодательству Российской Федерации – составляет цель работы.

Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

  • проанализировать место и роль исполнительной власти в системе разделения властей, определить понятие и признаки исполнительной власти Российской Федерации, её правовые основы деятельности;
  • рассмотреть организационно - правовые основы построения системы федеральных органов исполнительной власти;
  • исследовать структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Методологической основой исследования послужили различные методы научного познания, в частности, системно-структурный, структурно-функциональный, нормативный, дедуктивный и другие. Системно-структурный и структурно-функциональный методы использовались при анализе системы федеральных органов исполнительной власти.


Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие, система и правовые основы деятельности федеральных органов исполнительной власти

1.1 Понятие, признаки и правовые основы деятельности федеральных органов исполнительной власти

Государственная власть в Российской Федерации определена Конституцией РФ.

В ст. 10 Конституции РФ констатируется: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной судебной власти самостоятельны».

Государственная власть - это такая организация деятельности государственных и гражданских институтов, при которой власть в Российской Федерации делится на законодательную власть, которую возглавляет Федеральное Собрание Российской Федерации, исполнительную власть, которую возглавляет Правительство Российской Федерации и судебную власть, состоящую из Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ. Специфика в том, что она имеет комплексный, совокупный характер и осуществляется разно профильными органами, объединёнными общей целевой установкой – единой и целостной государственной властью. Все эти ветви власти самостоятельны, но они самостоятельны только в пределах тех функций и полномочий, которыми эти ветви власти наделены. В п. 3 ст. 11 Конституции РФ сказано, что

«разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти Российской Федерации...» осуществляется Конституцией РФ, а разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется еще, кроме Конституции РФ, Федеративными и иными договорами.

Каждый орган исполнительной власти имеет определенную организационную структуру и штаты. Структура органа исполнительной власти


- это совокупность определенным образом расположенных его составных частей. В данном случае понятие «совокупность» означает, что внутренняя организация органа выступает в качестве системы, которая охватывает как организационно обособленные звенья органа исполнительной власти, так и отношения между ними. Следовательно, структура представляет собой единство относительно изолированных частей органа исполнительной власти, находящихся между собой в зависимости и соподчиненности, форму не только этих частей органа (отдельных должностей, групп отделов, управлений, департаментов и т.д.), но и способов, процессов их сочетания и взаимодействия (порядок соподчинения, взаимное расположение, характер зависимости и т.д.)1.

В статье 5 п.3 Конституции Российской Федерации говорится о единстве системы государственной власти в стране, в статье 77 речь идёт о единой системе исполнительной власти в стране, в статье 112 п.1 сказано о сроке назначения предложения о структуре органов исполнительной власти. Вместе с тем системно-структурного, а также функционального представления об исполнительной власти как самостоятельной ветви власти в Конституции Российской Федерации нет.

Следовательно, правовые основы образования и организация деятельности органов исполнительной власти закреплены нормами Конституции Российской Федерации (статьи 10 и 11), предмет ведения и полномочия закреплены в главе 6 Конституции РФ и в Федеральном Законе «О Правительстве РФ»2.

Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

1 Братановский С.Н. Административное право: Учбник. Директ-Медия, 2013. с.77.

2 Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (посл. ред.) "О Правительстве Российской Федерации"

Причем ч. 1ст.110 Конституции РФ гласит: «Исполнительная власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». На самом деле федеральная исполнительная власть не сводится только к Правительству РФ. В эту систему включаются и иные федеральные органы исполнительной власти. Это положение корректируется в Федеральном конституционном законе 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации, которое определяет Правительство как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской федерации.

Федеральный ор ган исполн ительной в ласти – стру ктурное по дразделение госу дарственно го аппарат а, создавае мое для по вседневного фу нкциониров ания в систе ме разделе ния власте й с целью ис полнения з акона, регу лирования р азличными сфер ами общест венной жиз ни.


Более четко с истема федер альных орг анов испол нительной в ласти регу лируется а ктами През идента РФ об это й системе. Пр актический к аждый раз, ко гда прежнее Пр авительство Росс ийской Федер ации уходит в отст авку и фор мируется но вое, систе ма федерал ьных органо в исполните льной власт и претерпе вает измене ния. Однако воз можны и спе циальные рефор мы исполните льной власт и1. В российско м законодате льстве не со держится о пределение по нятия орга на исполните льной власт и. В научно й литературе по-р азному даётс я определе ние поняти я органа ис полнительно й власти.

Профессор Короте ц И.Д. опре деляет испо лнительную в ласть как «о дин из осно вных видов госу дарственно й власти, обес печивающих ре ализацию пр инятых зако нодательно й властью з аконов и и ных нормат ивно-право вых актов н а всей терр итории стр аны. Это не з начит, что ис полнительн ая власть нос ит подчинё нный законо дательной в ласти хара ктер. Они нез ависимы и в то же вре мя взаимос вязаны дру г с другом. С пецифика по ложения ис полнительно й власти и её ор ганов в госу дарстве та кова. Что о на находитс я непосредст венно в

1 Конституционное пр аво России: Учеб ный курс. - В 2 т.Т. 2. - М.: Юр ист, 2005. - 74 9., с.656

гуще народ ных интересо в, поэтому об язана широ ко. Подвиж но, операт ивно реагиро вать на наро дные потреб ности и интерес ы».

Бачило И.Л. о пределяет ис полнительну ю власть к ак «ветвь госу дарственно й власти, в ыраженную с истемой ор ганов испо лнительной в ласти, осу ществляющи х государст венное упр авление де лами общест ва, обеспеч ивая его посту пательное р азвитие на ос нове законо дательства Росс ийской федер ации и самосто ятельной ре ализации госу дарственно- в ластных по лномочий ис полнительно-р аспределите льного хар актера».

Также по м нению И.Л. Б ачило, в н астоящий пер иод особую в ажность пр иобретает проб лема орган изации инфр аструктуры ор ганов испо лнительной в ласти и систе мно-функцио нального а нализа орг анизации де ятельности ор ганов испо лнительной в ласти с учето м ее профи лей и срезо в в государст венном устро йстве, где ис ходным базо вым параметро м являются с истематизиро ванные и ле гализованн ые законом фу нкции госу дарственно го управле ния1.

Однако наибо лее полное о пределение, в ыглядит сле дующим образом:


«Орган испо лнительной в ласти - это ор ганизация, котор ая, являяс ь частью госу дарственно го аппарат а. Она имеет с вою структуру, терр иториальны й масштаб де ятельности, ко мпетенцию, обр азуется в пор ядке, уста новленном з аконом или дру гим нормат ивным право вым актом. Ис пользует о пределенные мето ды в работе, н аделена пр авом высту пать по поруче нию государст ва, и приз вана в пор ядке испол нительной и р аспорядите льной деяте льности осу ществлять по вседневное ру ководство э кономическо й, социаль но- культур ной и адми нистративно- политическо й сферами ж изни общест ва»2.

Исполнительная де ятельность - это де ятельность, н аправленна я на испол нении зако на и претвор яя его в ж изнь.

1 Бачило И.Л. Мето дология ан ализа оцен ки состоян ия и совер шенствован ия государст венного упр авления в ус ловиях инфор матизации // Пр аво и госу дарство: теор ия и практ ика. 2015. № 5(1 25). С. 135 - 145.

2 Знаменщиков Р. В. Система фе деральных ор ганов испо лнительной в ласти: пон ятие, особе нности и проб лемы // Со временное состо яние и проб лемы развит ия российс кого законо дательства: м атериалы ме жрегиональ ной научно- практическо й конферен ции. - Гор но-Алтайск: Р ИО ГАГУ, 2010. - С. 3 9-41

Для исполн ительной в ласти хара ктерны сле дующие поло жения, котор ые помогут р аскрыть по нятие орга нов исполн ительной в ласти:

  • исполнительная в ласть в Росс ийской Федер ации предст авляет собо й относите льно самосто ятельную вет вь единой госу дарственно й власти Росс ийской Федер ации. Котор ая, по Конст итуции РФ вз аимодействует с з аконодател ьной и судеб ной ветвям и власти. Р азделение в ластей в РФ не я вляется абсо лютной и нез ависимой, о ни все взаимосвязаны;
  • исполнительная в ласть самосто ятельна, но то лько в рам ках своей ко мпетенции. Фу нкции испо лнительной в ласти РФ с вязаны с пр актическим ис полнением з аконов РФ в об щегосударст венном мас штабе, для это й цели испо льзуется о пределенна я часть госу дарственно в ластных по лномочий. Дру гая часть т аких полно мочий прихо дится на до лю законод ательной и су дебной власте й, т.е. ис полнительну ю власть мо жно характер изовать ка к отдельну ю подсисте му в рамка х системы е диной госу дарственно й власти и ли ее механизма;
  • исполнительная в ласть в РФ ест ь элемент е диной госу дарственно й власти и не я вляется от дельным ви дом государст венной деяте льности. Это в ид деятель ности не с ама власть, а л ишь форма её во площения, т.е. ис полнительн ая власть — это не ис полнительн ая деятель ность. Власт ь- это сущ ностное выр ажение тако вой деятел ьности, ее фу нкционально й направле нности, это к атегория б азового хар актера. В с илу этого ис полнительн ая власть не то ждественна и госу дарственно му управле нию, которое все гда характер изовалось к ак определе нный вид госу дарственно в ластной де ятельности;
  • исполнительная в ласть выра жается в особо м виде госу дарственно й деятельност и и по свое й сути пра вопримените льная, её пр инципиальное к ачество и н азначение. Д ля исполните льной власт и характер но её прямое ис полнение требо ваний зако нодательст ва РФ, пре жде всего в це лях обеспече ния нормал ьной жизне деятельност и всего насе ления, организации