Файл: Правовые основы организационно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждое правоохранительное ведомство или какая-либо силовая структура, являющаяся органом исполнительной власти, наделенным государством полномочиями на проведение оперативно-розыскной деятельности, направленной на защиту его правовых интересов имеет ряд схожих и отличительных особенностей.

К схожим особенностям мы можем отнести те факторы, которые присущи каждому правоохранительному органу, работающему и функционирующему в рамках оперативно-розыскной деятельности.

К этому мы можем отнести наличие зданий и сооружений, вооружения и специальной техники, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

В каждом силовом ведомстве в законном порядке установлено форменное обмундирование, знаки отличия, ведомственные награды и системы дисциплинарных взысканий. Все сотрудники, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью имеют специальные или воинские звания в зависимости от ведомства, в котором они проходят службу. Основное название должности сотрудников и военнослужащих, работающих в сфере оперативно-розыскной деятельности – это оперуполномоченный [9, с. 13].

Оперуполномоченный – это оперативный сотрудник, должностное лицо органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Основное отличие от иных должностных лиц органа дознания – это специальные полномочия, позволяющие осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Также в зависимости от служебной деятельности в оперативных службах и подразделения правоохранительных органов предусмотрена следующая должностная иерархическая система: оперуполномоченный; старший оперуполномоченный; оперуполномоченный по особо важным делам; старший оперуполномоченный по особо важным делам.

Данная система присвоения должностей предполагает присвоение более высокого воинского или специального звания.

Все сотрудники, состоящие в должностях оперуполномоченных, в соответствии с федеральным законом "О государственной тайне", имеют допуск, к сведениям, составляющим государственную тайну. Как уже было мною отмечено раннее, результа ты проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий, особенно тех мероприятий, которые в соответствии с законным порядком ограничивают конституционные права граждан, являются сведениями, составляющими государственную тайну. Документирование и документоведение таких результатов оперативно-розыскных мероприятий предполагают собой наличие грифа секретности [10, с. 7].


В зданиях и сооружениях органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, соблюдается режим секретности, согласно федерального закона "О государственной тайне". За нарушение режима секретности, а также за утрату сведений, составляющих государственную тайну, произошедшую в случае нарушения данного режима, оперативные сотрудники и их руководители несут персональную дисциплинарную и уголовную ответственность. Также оперативный личный состав и его руководство несет персональную дисциплинарную и уголовную ответственность в случае незаконного рассекречивания таких сведений.

Отличительной чертой вышеупомянутых органов является в том, что проводимая ими оперативно-розыскная деятельность направлена на разные преступные объекты. Это мы с вами можем наблюдать в задачах, которые ставит действующая власть перед этими органами. Этот аспект отражен в отдельных федеральных законах, регламентирующих существование органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Каждый орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность имеет свой федеральный закон, регламентирующий нормы только конкретного правоохранительного органа или силовой структуры.

Приведём пример таких правоохранительных органов и силовых структур Российской Федерации, задачами которых стоит исполнение и реализация оперативно-розыскной деятельности [4, с. 23].

Первым, а точнее одним из самых основных, органов, наделенных оперативно-розыскными полномочиями, является министерство внутренних дел или МВД.

В структуре МВД России оперативно-розыскной деятельностью занимаются отдельно-взятые службы. Ниже мною будет приведены их примеры.

Уголовный розыск – это специальная оперативная служба министерства внутренних дел, в задачу, которой входит предупреждение, пресечение и раскрытие готовящихся, либо совершенных преступлений обще уголовной направленности, розыск лиц, скрывшихся от следствия, суда и без вести пропавших, а также установление личности неопознанных трупов.

Следующей оперативно службой МВД России является УЭБиПК, а именно управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

УЭБиПК – это оперативное подразделение в структуре министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающие и осуществляющие оперативным путем функции МВД России по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства.


Одним из старейших подразделений современного российского МВД является управление собственной безопасности.

Управление собственной безопасности (УСБ) – это подразделение полиции, являющееся самостоятельным структурным оперативным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ. Деятельность Главного управления координирует и контролирует лично Министр внутренних дел РФ.

И наконец, четвертым самым молодым оперативным подразделением МВД России стало управление наркоконтроля (ОНК).

ОНК появилось в МВД в связи с ликвидацией федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и передачи ее функций МВД России.

Также в МВД еще имеются специализированные центры и оперативно-розыскные части узкой специфичной направленности, также имеются статистические подразделения, сопровождающие оперативную работу всех служб и подразделения негласной работы.

Следует отметить, что все подразделения МВД являются органом дознания и согласно УПК РФ обязаны исполнять поручения следователя либо дознавателя по сопровождению уголовных дел.

Также деятельность МВД в целом регламентирована федеральным законом от 07.02.20011 г. №3-ФЗ "О полиции".

Следующим, рассмотренным мною органом, реализующим оперативно-розыскную работу, является федеральная служба безопасности (ФСБ России). Деятельность ФСБ России регламентирована ФЗ от 30.06.2003 г. "О ФСБ России".

Федеральная таможенная служба (ФТС России) на основании ФЗ "О службе в таможенных органах" от 27.07.1997 г. и в рамках других регламентирующих нормативно-правовых актах осуществляет оперативно-розыскную деятельность.

Следующим органом исполнительной власти, наделенным полномочиями на проведение оперативно-розыскной деятельности, является служба внешней разведки (СВР России), которая действует на основании ФЗ от 10.01.1996 г.

Последним органом, осуществляющим ОРД, является Федеральная служба исполнения наказаний министерства юстиции РФ.

2.2. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий должностным лицом, проводящим проверку сообщения о преступлении


Оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия совершаются в различных правовых режимах и имеют самостоятельные правовые основы законодательства об оперативно-розыскной деятельности и УПК РФ.

При выявлении и раскрытии преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, коррупционных, экономических и некоторых других преступлений уголовные дела часто возбуждаются по результатам проведения оперативно-розыскных мероприятий. На их основе также формируется доказательственная база, имеющая свою специфику. В частности, результаты оперативно-розыскной деятельности и сведения, полученные об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда [11, с. 18].

Результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а сведениями об источниках тех фактических данных, которые могут стать доказательствами после собирания и проверки их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Истребование и изъятие документов и предметов осуществляется при наличии уголовного дела, что, в свою очередь, приводит к невозможности осуществления этих полномочий, кроме как при получении образцов для сравнительного исследования, осмотре места происшествия, документов, предметов, трупов, производстве освидетельствования, получении ответа от органа дознания на поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Такой правовой позиции придерживается большинство исследователей. Указание на то, что изъятие предметов и документов проводится и означает, что при производстве тех или иных следственных или иных процессуальных действий должны соблюдаться все предусмотренные правила, касающиеся порядка их проведения.


Однако сложившаяся правоприменительная практика успешно позволяет в ходе проверки сообщения о преступлении истребовать необходимую информацию и документы, содержащие охраняемую законом тайну, используя при этом полномочия по проведению оперативно-розыскных мероприятий.

Должностное лицо, осуществляющее проверку сообщения о преступлении, используя полномочия, позволяющие давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, может путем получения ответа на поручение, предоставленного в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности", провести изъятие документов и предметов (путем ограничения охраняемых законом прав граждан).

Например, дознаватель, осуществляющий процессуальную проверку, вместо проведения выемки документов, содержащих банковскую тайну, допустимой при расследовании уголовного дела, может дать поручение органу дознания на проведение оперативно-розыскных мероприятий, в частности, наведение справок, результаты которого приобщить в виде ответа на поручение.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, наделены полномочиями по их осуществлению, некоторые из которых по своей сути аналогичны следственным действиям: "Наведение справок", "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств", "Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений", "Прослушивание телефонных переговоров", "Снятие информации с технических каналов связи", "Получение компьютерной информации".

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения.

Изъятие документов и предметов путем ограничения охраняемых законом прав граждан и в ходе расследования уголовного дела, и при осуществлении производится исключительно по постановлению суда, выступающего гарантом защиты граждан от незаконных и необоснованных решений правоохранительных органов.

К органам дознания относятся органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению.