Файл: Особенности планирования на современном производственном предприятии болганов Владимир игоревич ДБМ-302:УП.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение:

Что такое производство и что такое производственный менеджмент? Именно этот вопрос освещается в данной курсовой работе. Давайте попробуем коротко разобраться.

Оглянитесь вокруг, все что находится вокруг вас это результат деятельности человека. Но одного ли человека? Может-ли один человек построить многоквартирный дом, создать процессор, собрать и запустить ракету в космос или произвести партию зубочисток в миллионы единиц? Многочисленные мотиваторы говорят нам что нет ничего невозможного, однако если мы спустимся с небес на землю и взглянем правде в глаза, мы поймем что это невозможно. Для всего нужны коллективы людей, и чем дальше мы двигаемся в области материального производства, тем более совместным и общим становится труд людей.

Рассмотрим основные положения. Чтобы произвести некий продукт необходимый обществу, мало иметь материальные, энергетические, финансовые ресурсы. Очень важен качественный менеджмент. Что это такое в сфере производства мы рассмотрим далее в курсовой работе.

Итак, чтобы достичь цели, нужен некий алгоритм для достижения этой цели. Профессионалы называют это «стратегия», а процесс разработки стратегии называют «планирование».

Первое что необходимо для организации совместной работы людей это спланировать их работу. Поставить цели, которые они будут решать. Далее необходимо организовать и скоординировать деятельность людей. Показать им то как они это будут реализовывать. После, людей нужно замотивировать делать то что вы им скажете. Уверен, что буду прав если скажу что абсолютное большинство людей не горят желанием подниматься на работу в 7 утра. Четвертой составляющей является контроль и анализ деятельности сотрудников. В простонародье именуется «обратной связью». Это важнейшая часть любого производства. Она отвечает на такие вопросы как (правильную ли стратегию мы избрали, в правильном ли направлении двигается компания, с правильной ли скоростью мы движемся, справляемся ли мы с объемами и т.д.)

Стоит также отметить две основные функции менеджера на производстве. Эти функции называют процессными. Первая функция: это принятие управленческих решений. Вторая: это обеспечение выполнения управленческих решений силами подчиненных.

Итак, давайте подведем небольшой итог. Предметом изучения мой курсовой является отношение людей возникающие в процессе материального производства. Объектом, являются промышленные предприятия и крупные корпорации. А сама курсовая разделена на 3 части. Первая, это- история производства. Вторая, организация производственных процессов. Третья, портрет менеджера, человека который будет этим производством руководить.


ГЛАВА ПЕРВАЯ: История производства.

1.1. Коротко о производстве.

Затрагивая тему общей концепции организации производственного менеджмента, мы можем увидеть две подсистемы. Это управляющая подсистема и управляемая. Другими словами «субъект» и «объект» управления.

Рис1

Стрелка сверху вниз обозначает распоряжения которые отдает начальство своим подчиненным. А стрелка снизу вверх обозначает обратную связь. Опираясь на которую, начальство будет делать выводы, и в дальнейшем преобразовывать их в важные для компании стратегические решения. На рис 1 изображено взаимодействие между менеджером и человеческими ресурсами, однако это не все ресурсы которые есть на производстве. Также стоит упомянуть: средства производства (здания, станки, сигнализации и т.д.), предметы производства (сырье, материалы, комплектующие изделия и т.д.), энергию. Отдельно хотелось бы отметить информационные ресурсы. В условиях третьей промышленной революции, информационные ресурсы являются важнейшей составляющей каждого производства.

Производственный процесс, это процесс преобразования этих ресурсов в продукт, который в последствии выходит на потребительский рынок. Продукт может быть как в материальном виде (продукция компании), так и в не материальном (услуга которая оказывает предприятие. Логистические услуги, образовательные, клининговые и т.д.). В зависимости от качества продукта (оно определяется потребительским спросом), компания получает выручку. Выручка в свою очередь частично переходит в издержки. А издержки это- выплата заработной платы рабочим, покупка новых сырьевых ресурсов и т.д. (более подробно мы поговорим об этом далее). Все за вычетом издержек это уже доход. Доход, в условиях нынешней рыночной экономики является главной целью любого предприятия (за исключением благотворительных организаций).

Другими словами, о производстве можно сказать следующее. Производство: это процесс преобразования материальных благ, осуществляемый рабочей силой с использованием средств предприятия.

Возникает резонный вопрос. Где, во всей этой иерархии, место производственному менеджменту?


1.2. История производственного менеджмента (архаичный).

Дабы полностью осветить историю развития производственного менеджмента, я считаю стоит обратиться к самому началу цивилизации человеческой. Наверное уже тогда был менеджмент, название которому – архаичный менеджмент. Если люди хотели кушать им нужно было вместе целенаправленно догнать мамонта, загнать его в яму, забить его камнями, после можно было его зажарить и скушать. Был мотив, была организация, у нас были уже элементы менеджмента. Если вы захотели построить пирамиду для своего фараона, то десятки тысяч людей должны были быть организованы, целенаправленны и замотивированы на то чтобы построить пирамиду, которую мы все знаем как пирамиду Хеопса. Есть и более конкретные примеры зафиксированные в достаточно авторитетных источниках. Я сейчас говорю о священных писаниях, а конкретнее о книге «бытие», еще конкретнее главе 11. По вышеуказанному источнику мы можем узнать о истории построения вавилонской башни. Удивительная история о том как человеческая алчность и гордыня породила все богатство языков на планете земля. Более конкретные данные мы сможем узнать в книгах Юбилеев. Глава 10 и Греческом апокалипсисе Варуха. Глава 3. Там мы увидим очень много интересного с точки зрения производственного менеджмента. Во первых хотелось бы отметить оптимизацию производства (И они начали строить в четвертую седмину, и обжигали огнем (кирпичи), и кирпичи служили им вместо камня, и цементом, которым они укрепляли промежутки, был асфальт из моря и из водных источников в стране Синаар), (И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.) по тем временам эти строительные материалы считались чуть-ли не революцией. Также не стоит обделять вниманием мотивацию человеческих ресурсов. Грамотная мотивация в виде «мы можем дотянуться до бога» вызвала огромную отдачу на протяжении весьма продолжительного периода времени (И они строили это в продолжение сорока трех лет). Как следствие это привело к весьма впечатлительному результату (И явившись им, Яхве изменил языки их, когда башня достигала высоты в триста шестьдесят три локтя) что в пересчете на современную метрическую систему «избегая географических особенностей исчислительной системы локтей» эквивалентно 152 метрам. А исходя из расчета в 3 метра на этаж будет равняться 50 этажам. Похвальный результат должен сказать. Правдивость этой истории мы возможно никогда не узнаем, но исходя из полученной информации уже можем сделать несколько важных выводов. Труд людей был организован, скорее всего был разработан план здания со всеми вытекающими в отрасль архитектуры, были разработаны технологии производства строительных материалов, великолепно была организована функция контроля, ну и разумеется столь масштабный проект никак не мог обойтись без функции планирования. О том почему эта затея не увенчалась успехом долго рассуждать не приходится. Священные писания точно указывают причину провала строительства «башни до небес». И здесь как нельзя точно можно увидеть одну из главных ошибок любого менеджера. «менеджер» вавилонской башни решил что он самый умный. А главная ошибка всех умников, это мысль о том, что они умнее всех остальных. Пойдя против кита «в данном случае бога», менеджер был раздавлен более изощренными приемами, более опытного менеджера. Отсюда и вывод, всегда быть настороже. Однако об этом речь пойдет в следующих главах.


Если вы сегодня строите аэробус, те же десятки тысяч людей (только современных конечно же) должны быть замотивированы, организованны, должен выполняться контроль их деятельности. Сходства очевидны. Меняются люди, меняется материальная база меняется очень много в нашей жизни, и поэтому менеджмент архаичный, который был в первобытно-общинном строе, который был феодальном строе, и которые существует сейчас, это абсолютно разные вещи. Пусть суть их схожа, а именно выполнение четырех ключевых функций

планирования

организация

мотивация

контроль

1.3. Современный менеджмент.

Я не буду больше вспоминать мамонтов, пирамиды Хеопса и священные писания. Я не буду говорить больше о архаичном менеджменте, а начну историю развития более-менее современного нам менеджмента, с первой промышленной революции. Должно-быть вы хорошо помнете что это было. Это появление первой механической прялки, это появление первой паровой машины, соответственно увольнение людей и т.д. К менеджменту отношения будто никакого не имеет, на самом деле это не так. С появлением машин резко повысилась производительность труда, люди стали работать по-другому. Организация работы и планирование работы стали другими. Первый кто сказал эти слова, был Адам Смит. Первый экономист который заговорил более или менее на нашем современном языке. Адам Смит произнес ключевые слова первым. А именно (специализация и разделение труда). Что такое специализация? Каждый занимается своим делом. Какие результаты? Каждый прекрасно знает свое дело, получает навыки в этом деле, квалификацию и работает более продуктивно. Организует более узко направленное рабочее место (это тоже повышает производительность труда). Как говорят историки, последние двести пятьдесят - двести тридцать лет с первой промышленной революции, были годами углубления разделения труда. И на этом наше материальное производство получало существенную выгоду, эффективность росла ударными темпами.

Итак, первая промышленная революция. Разделение труда, на смену ремесленным мастерским пришли мануфактуры, цеха в которых работали уже специализированные производители. Совершенно очевидным стало то, что необходимо чтобы кто-то занимался производственным менеджментом. Необходимы специализированные люди которые только планируют, только организовывают, мотивируют, контролируют деятельность людей, принимая управленческие решения. Это была объективная потребность развития материального производства


Прошло где-то 100 лет. Вторая промышленная революция не заставила себя долго ждать. Казалось-бы за эти 100 лет ничего такого интересного не происходило. Однако появились мощные индустриальные промышленные производства. Которые стали производить локомотивы, автомобили, паровозы, паровые суда, паровые машины, военную технику, очень мощную военную технику. Естественно изменилось планирование производства, и его организация. Сам материальный процесс производства и методы управления этим производством тоже стали другими.

Именно в этот период произошли громадные успехи в сфере производственного менеджмента. Не без участия знаменитого Тейлора, разумеется. Он четко прописал основные принципы любого производства. А именно: какие функции должен выполнять работник, какие функции должен выполнять руководитель, как разделяется их труд, что такое рабочее место, что такое технологический процесс и т.д.
Мнение вышеупомянутого джентльмена вполне можно считать авторитетным. Этот человек первым в мире отладил конвейерную сборку на заводе не менее известного, Генри Форда. Это событие принесло с собой истинную революцию в мир производства. Огромный скачек прятался за следующими показателями: продукта стало много, продукт стал дешевым, продукт стал простым в ремонте и эксплуатации. Однако, Тейлор допустил крупную ошибку. Он обошел стороной обычного рабочего. Разумеется, новый подход к распределению труда обеспечил невиданный прогресс, но для Тейлора рабочий оставался обычным рабочим. В глазах Тейлора люди были просто необходимой частью станка.

Но все изменилось в 20-х годах прошлого века, когда группа американских исследователей под руководством Элтона Мэйо провела ряд экспериментов, которые назывались «Хоторнский эксперимент». В ходе которых выяснилось следующее: человеку на предприятии приятно ощущать свою значимость, приятно видеть уважение окружающих, приятно чувствовать свою причастность к чему-то великому и т.д. Это было абсолютно новое направление, которое получило название «поведенческий менеджмент». К сожалению, это направление было забыто и вновь обратило на себя внимание лишь в 50-х, 60-х годах прошлого столетия. После чего одним из ключевых моментов производственного менеджмента стал фактор вовлеченности работника в корпоративную культуру компании.

И так мы медленно, но верно добрались до третьей промышленной революции которая по разным подсчетам началась примерно в середине 80-х прошлого века. Это абсолютно новый виток развития. Третья промышленная революция, революция информационная. Она повлекла за собой развитие новых направлений в менеджменте которые в большинстве своем можно свести к двум.