Файл: Особенности адаптации первоклассников к обучению в школе.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе
2.1. Программа и методы исследования особенностей адаптации первоклассников
2.2. Диагностика адаптации первоклассников к обучению в школе
2.3. Результаты эмпирического исследования особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе
1.2. Общая психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет) происходит интенсивное развитие и опорно-двигательной, и сердечно-сосудистой систем организма ребёнка, развитие мелких мышц, развитие различных отделов центральной нервной системы. Вес ребёнка увеличивается в месяц примерно на 200 грамм, рост на 0,5 сантиметров, изменяются пропорции тела. Рост, в среднем, у 7-летних детей достигает 113—122 сантиметра, средний вес около 21—25 килограмм.[5] Области мозга сформированы практически как у взрослого человека. Хорошо развита двигательная система. Продолжается укрепление костей ребёнка, но изгибы позвоночника ещё недостаточно устойчивы. Идёт усиленное развитие мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Физическое развитие тесно связано с общим развитием моторики ребёнка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребёнка, а также развития речи и подготовки к письму.
Одной из характерных особенностей ребёнка в данном возрасте является активное развитие познавательных и мыслительных психических процессов.
Так, продолжает активно развиваться восприятие, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребёнок уже может наблюдать, рассматривать, искать что-либо. В данном возрасте полным образом усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Также идёт продолжение развития восприятия пространства. Ребёнок уже может пользоваться такими понятиями, как: вниз, вверх, на другую сторону. При этом уже должны быть чётко сформированы понятия «право» и «лево». Однако, у детей в этом возрасте могут допускаться ошибки в случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных параметров.
К концу рассматриваемого возрастного этапа у детей начинает проявляться произвольное внимание. Ребёнок начинает его осмысленно направлять и удерживать на определённых предметах и объектах. Увеличивается концентрация и устойчивость внимания — 20—25 минут, объём внимания составляет 7—8 предметов. Ребёнок способен видеть двойственные изображения.
Также у детей в этом возрасте проявляются произвольные формы психической активности. Они уже могут рассмотреть предметы, могут целенаправленно вести наблюдение, формируется произвольное внимание, в результате чего появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребёнок сам ставит свою цель (запомнить, вспомнить). Желание ребёнка запомнить рекомендуется всячески поощрять, так как это может являться залогом успешного развития не только памяти, но и других познавательных процессов: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию опосредованной памяти — наиболее практичной формы запоминания. Первые этапы этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и др. В данный период можно целенаправленно обучать детей умению классифицировать и группировать в целях запоминания.
В данном возрасте ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу возрастного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление. В этом случае предполагается развитие умения применять слова, понимать логику рассуждений. И тут обязательно необходима помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. Также начинается активное развитие понятий. Абсолютное словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник уже способен устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемы в данной ему ситуации.
Данный период жизни ребёнка отмечается особенной активностью воображения. Сначала это только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять некие сказочные образы и т.д., а теперь появляется творческое воображение, способное воспроизводить совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребёнка.
Всё ещё продолжается развитие грамматики, лексики. Речь становится связной. Словарный запас пополняется и увеличивается приблизительно до 3000 слов, дети интенсивно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребёнком много занимаются, то к этому возрасту должна быть хорошо развита как монологическая речь (объяснительная и описательная речь), так и диалогическая речь. Начинает формироваться письменная речь.
В данном возрастном периоде в сознании ребёнка появляется «внутренний план действий», который даёт возможность ребёнку пользоваться различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.
Важным в самосознании ребёнка, в его чувствовании образа «Я» становится способность к рефлексии, то есть способность оценивать, осознавать свои собственные действия, поступки, цели и полученные результаты, а также осмысливать свои переживания и чувства. Данное психологическое новообразование в сознании ребёнка становится основой для его морального развития. В качестве важного новообразования в развитии психической и личностной сферы ребёнка 6–7 лет является соподчинение мотивов. Осознание «я должен», «я могу» постепенно начинает доминировать над мотивом «я хочу».
Понимание своего «Я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к окончанию дошкольного возраста порождают новые требования. Впоследствии игра, являющаяся ведущим видом деятельности на протяжении дошкольного возраста, к концу этого периода уже не может удовлетворить потребности ребёнка. У него появляется установка выйти за границы своего детского образа жизни, ему хочется занять доступное для него место в общественно-значимой деятельности, то есть ребёнок направлен к принятию на себя новой социальной роли – «позиции школьника», что является одним из важнейших результатов и особенностей личностного и психического развития детей 6–7 лет.
Начинают проявляться более интеллектуальные чувства – удивление, любознательность, чувства прекрасного, гордости, самоуважения, чувство вины.
Самооценка у ребёнка в этом возрасте, как правило, имеет склонность к завышению. При этом ребёнок очень зависим от общего мнения, так как на данный момент он не способен составить объективное мнение о себе самом, он формирует свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников. Дети данного возраста очень искренне стремятся быть хорошими, первыми, и очень сильно огорчаются при неудаче, а также ярко и эмоционально реагируют на изменение отношения в его адрес и настроения взрослых. В этот период более чётко проявляется дифференциация детей в группе на популярных и менее популярных детей.
Ведущим видом деятельности, как и в прошлом возрастном периоде, выступает сюжетно-ролевая игра. Особенность игры детей этого возраста в том, что они учатся осваивать и проигрывать сложные взаимодействия между людьми, основные жизненные ситуации из окружающей жизни. Игры становятся сложными, а также имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому. При этом дети способны полностью изучать и отслеживать всё игровое поле, всех участников игры и своё поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.
К 7 году жизни у ребёнка наступает «возрастной кризис». Основным внешним показателем этого периода становится «потеря детской непосредственности», которая выражается в кривлянии и баловстве. Такое поведение выполняет функцию психологической защиты от неприятных и даже травмирующих эмоций и переживаний ребёнка. Появляются непослушание, обиды и споры со взрослыми по различным поводам, желание демонстративно делать то, что родителям не нравится. В семье дети начинают демонстрировать «взрослое», по их мнению, поведение с позиции «Я не маленький», пытаясь рассуждать на темы, используя слова и фразы, услышанные от взрослых, не всегда логично и верно. Дети начинают обращать внимание на свой внешний вид, пытаются одеваться как взрослые или как многие сверстники.
Причина кризиса 7 лет состоит в том, что ребёнок вырос из той системы отношений, в которую он включён. В каждом переживании детей этого возраста уже проявляется интеллектуальный момент, их эмоции становятся обдуманными, ребёнок начинает понимать, что значит «радость», «доброта», «злость».
Ребёнок начинает контролировать своё поведение правилами. Ранее покладистый, он вдруг начинает претендовать на внимание к себе. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которую не всегда понимают взрослые, так как интуитивно воспринимается как неискренность. С другой стороны, он кажется чересчур взрослым, когда предъявляет к окружающим определённые требования.
Дети учатся удовлетворять свои потребности способами, приемлемыми для них и тех, с кем они общаются. Трудность в усвоении новых требований и правил поведения могут вызвать неоправданные самоотговорки и сверхнеобходимый самоконтроль. Э. Эриксон отмечал, что дети в это время "стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально-приемлемые рамки". Он называет этот возрастной этап формулой "инициатива против чувства вины".[6]
Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллектуальной сферы. Если же за проявлениями независимости часто следуют неудачи или детей слишком строго наказывают за какие-либо проступки, то это может привести к тому, что чувство вины будет преобладать над стремлением к самостоятельности и ответственности.
Общение в данном возрасте может быть неситуативно-личностным, то есть отражать не данную временную ситуацию, а то, «что было» или «что будет». Основная суть общения – мир людей, правила поведения, природные явления. Взрослый выступает носителем социальных правил, правил социальных контактов и человеком, открывающим природу мира. Ведущая тяга в процессе общения – тяга во взаимопонимании, сопереживании. Ребенок делится со взрослым самыми волнующими своими переживаниями как положительными, так и отрицательными. Основная задача родителей и педагогов в данный период принимать детские эмоции, не подавляя их значимость в жизни ребёнка.
В общении со сверстниками выражаются такие проявления возраста как:
• инициирование общения;
• первые привязанности;
• потребности друг в друге, в признании и уважении;
• соревновательное подражание;
• высокая чувствительность к отношению партнера (обидчивость, протест, ссора);
• возникает дифференциация детей по их положению в группе.
К 7 годам завершается период старшего дошкольного возраста ребёнка. Основными навыками этого периода становятся:
• освоение ребёнком мира вещей и предметов культуры человека,
• способность позитивного общения с людьми,
• развитие половой идентификации,
• формирование «внутренней позиция школьника», то есть осознанное желание ребёнка идти в школу, учиться с полным пониманием того, что ему предстоит делать и чего от него ждут взрослые.
По завершению дошкольного развития дети осваивают мир вещей как предметов человеческой культуры; учатся позитивному общению с людьми, у них развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. Таким образом, к концу дошкольного возраста ребёнок уже обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
1.3. Технология организации психолого-педагогической работы с первоклассниками на этапе их адаптации к школе
В связи с тем, что первый класс школы является одним из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей, особое значение отводится психолого-педагогической работе с первоклассниками на этапе их адаптации к школе. Эту работу можно рассматривать как значимый вид помощи детям, оказываемой со стороны субъектов педагогического процесса. В процессе данной работы создаются, анализируются и объясняются психолого-педагогические условия, которые могут облегчить процесс адаптации первоклассников к обучению в школе. Для этого могут создаваться системы активного взаимодействия педагогов, воспитателей, родителей или лиц, их заменяющих с целью психолого-педагогической профилактики дезадаптации ребёнка в период вхождения в школьную жизнь. Для этого также необходима своевременная психологическая диагностика и оценка психологической готовности ребёнка к школе, уровня сформированности коммуникативной сферы и т.д. В связи с этим разрабатываются и реализуются программы психолого-педагогического сопровождения детей в первые дни обучения в школе.
Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность педагогического коллектива и родителей (или лиц их заменяющих) способствуют облегчению процесса адаптации.
Педагогическая поддержка заключается в оказании помощи обучающимся в преодолении того или иного препятствия, затруднения.
Организация психолого-педагогической работы с первоклассниками строится также на основе реализации таких направлений работы, как психолого-педагогическое просвещение, психолого-педагогическое консультирование, коррекционно-развивающая работа.
Психологическая развивающая работа на этапе первичной адаптации первоклассников к школе в общем виде представляет собой создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения.
Педагоги обычно используют две формы организации психологической развивающей работы: индивидуальную и групповую.