Файл: Особенности адаптации первоклассников к обучению в школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Начало психологической развивающей работы с первоклассниками на этапе адаптации к школе приходится приблизительно на конец октября – начало ноября.

Методическая работа педагогов в первом классе выстраивается исходя из системы психолого-педагогических требований к содержанию статуса учащихся первого класса.

В спектр психолого-педагогической работы по адаптации первоклассников могут включаться групповые консультации и индивидуальные беседы для педагогов, работающих с первоклассниками, заполнение ими опросников, анкет по выявлению особенностей адаптации ребёнка в школе, проведение различных занятий с детьми на темы вхождения в школьную жизнь, проведение с ними коррекционно-развивающих занятий и др.

Таким образом, совместная работа педагогов и школьных психологов помогает оптимизировать адаптационный период первоклассников в школе.

Взаимоотношения «учитель-ученик» - это отношения, которые во многом определяют психолого-педагогическую адаптацию первоклассника к школе. И поэтому очень многое будет зависеть от того, как складываются отношения между учителем и обучающимися в период адаптации.

Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение процесса адаптации детей к обучению в школе, важное место занимает уменьшение учебной нагрузки на начальном этапе обучения.

Многие педагоги большое внимание уделяют здоровьесберегающим технологиям организации уроков.

В процессе организации психолого-педагогической работы очень важно учитывать индивидуально-типологические особенности ребёнка.

Важное значение для психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассников к обучению в школе может отводиться внеклассным мероприятиям, играм, викторинам и т.д.

Главные параметры адаптированного первоклассника – позитивное отношение к учебному заведению, способность устанавливать и поддерживать контакт со взрослыми и ровесниками, лёгкое принятие школьных требований и усвоение учебного материала, способность проявлять самостоятельность, творческий подход при выполнении учебных или каких-либо других поручений.

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе


2.1. Программа и методы исследования особенностей адаптации первоклассников

Опытно-практическая часть нашей работы проходила на базе автономного общеобразовательного учреждения муниципального образования города Долгопрудного средней общеобразовательной школы № 11 (АОУ школа № 11 города Долгопрудного).

Одной из важных задач школы является создание психолого-педагогических условий, которые способствуют личностной самоактуализации обучающихся с разным уровнем возможностей, склонностей и способностей.

Основной задачей нашей опытно-практической работы явилось изучение особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе.

В исследовании приняли участие 26 обучающихся 1-ых классов в возрасте от 6 до 8 лет, из них 11 мальчиков и 15 девочек.

Дети были заинтересованы предложенной им работой и приняли активное участие в исследовании.

Программа исследования:

На первом этапе, нами был произведён выбор методов и методик исследования, а также было проведено непосредственно экспериментальное исследование, включающее в себя тестирование испытуемых.

На втором этапе, нами проводились анализ и обработка полученных данных.

На основе обобщения теоретического материала по изучению особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе были отобраны диагностические методики.

С целью исследования особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе в диагностический комплекс мы включили две методики.

Для решения задач исследования были использованы следующие методики:

1) Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой);

2) Методика «Краски».

2.2. Диагностика адаптации первоклассников к обучению в школе

Итак, нами было проведено тестирование с учащимися первых классов АОУ школы № 11 города Долгопрудного в возрасте от 6 до 8 лет: проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой) с целью выявления отношения детей к школе; методика «Краски» с целью определения эмоционального отношения к школьному обучению.


В диагностировании приняли участие 26 обучающихся 1-ых классов в возрасте от 6 до 8 лет, из них 11 мальчиков и 15 девочек. Первоклассники приняли активное участие в исследовании.

Основной целью диагностики была оценка адаптации первоклассников к обучению в школе.

Полученная информация по проективному рисунку «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой):

- высокий уровень мотивации учения выявлен у 8 человек (31 %);

- средний уровень мотивации учения выявлен у 5 человек (19 %);

- низкий уровень мотивации учения выявлен у 13 человек (50 %).

В результате мы видим, что половины детей имеет низкий уровень мотивации учения.

Результаты методики «Краски» показали, что:

- у 10 первоклассников (38,5 %) положительное отношение к процессу обучения в школе;

- у 4 первоклассников (15,4 %) нейтральное отношение к школьному обучению;

- у 12 первоклассников (46,2 %) негативное отношение к школьному обучению.

Исходя из полученных данных, мы видим, что довольно у многих первоклассников низкий уровень адаптации к обучению в школе.

Поэтому нами были разработаны рекомендации родителям и педагогам (с памяткой для родителей и педагогов можно ознакомиться в Приложении № 1).

2.3. Результаты эмпирического исследования особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе

Опытно-практическую часть нашего исследования мы завершили анализом проделанной работы.

Наше теоретическое и практическое исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Подводя итоги данного анализа работы, её теоретической и практической части, хочется отметить, что было раскрыто понятие «адаптация», выделены типы адаптационных процессов и виды адаптации; рассмотрены особенности личности ребёнка старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

2. Практическим путём были рассмотрены методики психологической диагностики, которые были нацелены на изучение особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе.

3. Рассмотрение в практическом отношении особенностей адаптации первоклассников нашей выборки выявило, что у большинства детей низкий уровень адаптации к обучению в школе. (При изменении содержания и численности выборки полученные результаты исследования могут различаться).


4. Проведение опытно-практической работы проявило то, что с детьми в первом классе нужно вести психолого-педагогическую работу, ориентированную на предотвращение возникновения школьной дезадаптации. Очень важно и нужно понимать, что меры психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассников могут являться очень продуктивными и эффективными в работе с детьми.

Заключение

Приступая к какой–либо деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в психологическом, так и в физиологическом плане. Этот момент является совершенно новым этапом в жизни ребёнка, у которого ведущим видом деятельности становится учение.

В процессе адаптации к школе происходит перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Для того чтобы помочь первокласснику почувствовать себя в школе достаточно комфортно, выявить имеющиеся у ребёнка интеллектуальные, личностные, физические источники для благополучного обучения и успешного развития педагогам, школьному логопеду и психологу необходимо:

• Хорошо узнать ребёнка;

• Выстраивать учебно-воспитательный процесс и предъявлять требования в соответствии с индивидуальными способностями ребёнка, его особенностями, возможностями;

• Оказывать содействие ребёнку в формировании навыков и внутренних психологических установок, которые являются необходимыми для успешного обучения и общения в школьной среде.

Создание оптимальных условий позволяет первоклассникам успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений.

И поэтому совместная целенаправленная работа педагогов, родителей или лиц их заменяющих (законных представителей), врачей, сотрудников администрации, школьной психологической службы, включая логопеда, может помочь снизить риск возникновения у ребёнка школьной дезадаптации и трудностей в обучении.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации


2. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М. - 2003. – 203 с.

3. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.: Союз. - 2006. – 144 с.

4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест. – 1998. – 551 с.

5. Ильина М.Н. Подготовка к школе. – СПб. - 2003. – 205 с.

6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия». – 2000. – 176 с.

7. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. – 2007. – 490с.

8. Эриксон Э.Г. Детство и общество. – СПб.: Летний сад. – 2000. – 448с.

9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html

10. Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/

11. Гриднева Г.В. Санитарные нормы и правила по обучению первоклассников. Гигиенические требования к режиму обучения первоклассников. [Электронный ресурс]. URL: http://nachalka.solovschool.edusite.ru/p11aa1.html

12. Соколова Л.Н. Создание условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/

13. Действующие СанПин для школьных учебных заведений с изменениями и поправками. [Электронный ресурс]. URL: http://semeynoepravo.com/medicina/

14. Межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Студенческая библиотека онлайн. [Электронный ресурс]. URL: https://studbooks.net/1718801/psihologiya/

Приложение №1

Памятка для педагогов и родителей

Педагогам и родителям необходимо:

- Обеспечивать своевременную смену видов деятельности;

- Использовать на уроках специальные упражнения, которые могут помочь детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни;

- Как индивидуально с родителями, так и на родительских собраниях проводить беседы и консультации с целью улучшения эмоционального состояния детей;

- Стараться положительно относиться к школе и педагогам и спокойно относиться к школьным заботам и школьной жизни ребёнка;

- Придерживаться режима дня;

- Помогать ребёнку в установлении взаимоотношений с ровесниками;

- Приучать детей к самостоятельности, аккуратности, ответственности;

- Не предъявлять к ребёнку завышенных требований;