Файл: Коммерческие риски в современной торговле и пути их снижения (Методы организации и управления риском).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ


      Для любого предприятия, даже в самых благоприятных экономических условиях, всегда сохраняется возможность наступления кризисных явлений. Такая возможность ассоциируется с риском. Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.   В последнее время не только в России, но и во всем мире предпринимательство развивается огромными темпами. Во многом это связано с появлением и развитием высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности и хозяйства. Сегодняшний уровень развития компьютерной индустрии привел к появлению абсолютно новых видов торговли, как, например, торговля через Интернет. Сегодня уже необязательно иметь большой офис и штат сотрудников, чтобы получать баснословные прибыли. В пользу этого говорит тот факт, что рейтинги небольших по размерам компаний могут взлететь до заоблачных высот за считанные дни. А могут и не взлететь, а наоборот – принести просчитавшимся предпринимателям огромные убытки.    Все это говорит о неопределенности ситуации и скоротечной изменчивости экономической среды. Вносит свое негативное воздействие и необходимость быстрого принятия решений, оперативной оценки ситуации. В таких условиях гораздо больше, чем прежде, должна быть гибкость хозяйственного механизма, его способность быстро и без потерь реагировать на смену направлений развития науки и техники, на структуру спроса. Это означает, что предпринимателям придется идти на риск. Основная задача в этом случае – выяснить степень его оправданности. Не рискуя, предприниматель ничего не добьется. Перед тем как начинать какое-нибудь дело, заключать сделку предприниматель должен все просчитать, продумать. Он должен рассчитать прибыль от данной затеи, вероятность успеха, или другими словами рассчитать риск сделки. Главная сложность проблемы управления рисками заключается в том, что не существует каких – либо «готовых» рецептов. Каждому вопросу, требующему рассмотрения на предприятии, нужен свой уникальный подход.

Принятие предпринимателем оптимального решения – залог успеха деятельности предприятия, так как оно значительно снижает степень риска и позволяет получить высокий конечный результат.      Управление рисками - это возможность экономической деятельности, использовать разнообразные подходы, процессы, мероприятия, которые позволяют в определенной степени прогнозировать наступление рискованного события, ситуации, и за счет управленческого взаимодействия добиваться снижения его степени влияния. Конкретные методы и приемы, которые используются при принятии и реализации решений в условиях риска, в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности, принятой стратегии достижения поставленных целей, конкретной ситуации и т.п.   


Главная цель курсовой работы заключается в подробном исследовании коммерческих рисков, а также методов их снижения.    

 В связи с этим можно выделить следующие основные задачи, поставленные в курсовой работе:        

- изучить основные виды рисков;                

- рассмотреть сущность коммерческих рисков и возможные потери коммерсанта от риска;                   

- определить методы выявления риска;        

- исследовать методы оценки риска;       

- рассмотреть методы снижения риска.        

Структура работы составлена в соответствии с поставленными в ней задачами и полностью направлена на раскрытие выбранной темы, которая безусловно имеет огромное практическое значение. 
 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОГО РИСКА

      Деятельность организации всегда связана с определенным риском, т.е. потенциально существующей опасностью потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с запланированным уровнем, или с иной альтернативой. Но предприниматели идут на риск, так как его оборотной стороной является возможность получения дополнительного дохода.
      Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека.
      Риск можно рассматривать двояко. С одной стороны, это событие, которое может произойти или не произойти, вследствие чего возможен отрицательный, нулевой или положительный результат (технический, социальный, экономический и пр.) С другой стороны, риск – это субъективная оценка такого результата и обусловленных им дохода или потерь.
      Источником риска является неопределенность хозяйственной ситуации, возникающая из-за множества переменных факторов и случайностей, неполноты информации о хозяйственных процессах, а также особенностей личности предпринимателей. Иными словами, риск имеет объективное и субъективное происхождение. Несмотря на то, что с риском в экономической сфере люди встречаются перманентно, его теоретическая изученность явно недостаточна. Объясняется это, наверное, тем, что здесь долго не видели предмета для собственно теоретических исследований, полагая всю эту область относящейся лишь к практике.

В последние десятилетия положение  стало изменяться, к этому предмету довольно активно обратились западные, а с началом экономических реформ - и наши исследователи, Тем не менее до сегодняшнего времени общепринятой трактовки экономического преломления понятия риск не выработано.     


1.1. Сущность коммерческого  риска

Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной    деятельности.   Они означают неопределенность результата от данной коммерческой сделки.        Сущность      коммерческого      риска      определяется       спецификой коммерческой деятельности, которая характеризуется как целенаправленная деятельность, учитывающая  требования   рынка  и   связанная   с   поиском, выбором, продвижением товаров от производителей к потребителям и их реализацией.           Чтобы   свести  неопределенность  при осуществлении коммерческой деятельности   к  минимуму, необходимо выбрать то ее направление или тот вариант    инвестирования,    который    позволит    получить    более высокие результаты. Коммерческо-посредническая деятельность интегрирует в себе многие направления, а именно:                   

- планирование объемов закупки и ее организация, т.е. посреднику важно, что купить, у кого именно, в каком количестве, по какой цене и в какое время;             

- организация перепродажи приобретенного с учетом намеченного объема прибыли;                 

- поиск и выбор наилучшего партнера среди поставщиков и покупателей для торговой сделки;            

- прогнозирование   и  оперативный  учет  рыночных   изменений,  активное использование      совокупных     факторов,      влияющих   на максимальное удовлетворение     запросов    потребителей,  получение    дохода, с учетом интересов партнеров;           

- выполнение     широкого    круга   услуг   в  области   подготовки рыночной информации, организации сервиса при конечном потреблении товаров,   а также по использованию транспортных средств, обеспечению финансовых, страховых и многочисленных других операций в системе товародвижения. Коммерческая деятельность без рисков невозможна,   однако   при ее планировании важно предусмотреть влияние   коммерческого  риска.  

Для того чтобы риск был «взвешенный», необходимо использовать максимально возможный объем информации, всесторонний анализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей, всестороннее исследование рынка, тщательный подбор персонала. [9]   Коммерческий риск является неотъемлемой чертой всех аспектов предпринимательства – личностного, экономического, организационно-управленческого. Готовность к риску – устойчивая характеристика предпринимателя, связанная с его естественно-психологическими качествами:            


- активностью, импульсивностью, предрасположенностью к новациям;  - стремлением к успеху, лидерству;        

- ориентацией на независимость, экономическую свободу и творческую продуктивность;            

- умением оперативно находить и анализировать информацию, трезво оценивать свои возможности, состояние окружающей среды, параметры настоящих и будущих потребителей и контрагентов;     

- повышенной интуицией и ответственностью за принятие и реализацию не гарантирующих успеха решений.

Не случайно родоначальники теории предпринимательства (Р. Контильон, И. Тютен и Ф. Найт) источником предпринимательского дохода считали реализацию в процессе воспроизводства способности предпринимателя к обоснованному риску.

Коммерческий риск представляет собой образ действий в неясной, неопределенной обстановке. Причинами риска являются неопределенность, случайность и противодействие. Неопределенность – следствие незнания, т.е. неполноты, недостаточности знания законов деятельности. Случайность – невозможность предугадать то, как будет протекать явление в сходных условиях. Противодействие – проявление неопределенности, например, в отношении договорных обязательств и т.п.     Сегодня нет однозначного понимания сущности коммерческого риска. Это объясняется, в частности, многоаспектностью этого явления, практически полным игнорированием его нашим хозяйственным законодательством в реальной экономической практике и коммерческой деятельности. Кроме того, коммерческий риск – это сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда противоположных реальных основ. Это обуславливает возможность существования нескольких определений понятий коммерческого риска с разных точек зрения. [11]  Рассмотрим некоторые подходы, определения и расшифровки понятия «коммерческий риск».                   

Как отмечает Беляевский И.К., «… коммерческий риск – это вероятная опасность потерпеть поражение на рынке (не суметь продать товар, не получить запланированную прибыль или понести убытки, быть вытесненным с рынка и обанкротиться)». [1]       Балабанов И.Т., Кочетков В.Н., Шипова Н.А. считают, что «коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результата от данной коммерческой сделки».     Бычкова С.М., Растамханова Л.Н. и Гранатуров В.М. предлагают следующее определение: «… коммерческий риск – риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем». Причинами коммерческого риска являются: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повышение закупочной цены товаров, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения и др. [4]  


Горфинкель В.Я. под коммерческим риском понимает риск, возникающий в процессе реализации закупленных предпринимателем товаров и оказания услуг. В коммерческой сделке необходимо учитывать такие факторы, как невыгодное изменение (повышение) цены закупаемых средств производства, снижение цены, по которой реализуется продукция, потеря товара в процессе обращения, повышение издержек обращения. Хохлов Н.В. считает, что «… коммерческие риски – риски, связанные с возможностью недополучения прибыли или возникновения убытков в процессе проведения торговых операций, могут проявляться в виде следующих событий: неплатежеспособность покупателя к моменту оплаты товара; отказ  заказчика от оплаты продукции; изменение цен на продукцию после заключения контракта; снижение спроса на продукцию». [16]  Исходя из этих определений понятия «коммерческий риск» приходим к следующим выводам:          

- коммерческий риск – это возможные убытки в коммерческой работе. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного решения и расходов до его реализации;        

- коммерческий риск может возникнуть вследствие инфляции (в связи с падением покупательной способности денег), с ухудшением финансового положения предприятия, а также в результате заключения рискованной сделки, невыполнения договорных обязательств контрагентами, связанных с действиями конкурентов, от стихийных бедствий, от возможной нечестности работников предприятия, по причине нестабильности социально-политической ситуации;          

- коммерческие риски делятся на имущественные, производственные, торговые, транспортные, маркетинговые,  инновационные.

1.2. Классификация коммерческих рисков

По структурному признаку коммерческие риски делятся на:  
-имущественный;  
-производственный;  
-торговый;  
-маркетинговый;  
-деловой;  
-финансовый.          

Имущественные риски - это риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя  по  причине  кражи,   диверсии,   халатности, перенапряжения технической и технологической систем и т.п.       Производственные   риски   -    риски,    связанные   с     вероятностью (возможностью)    невыполнения   предприятием    своих  обязательств    по контракту или договору с заказчиком, риски реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкpoтства.      В производственной деятельности промышленного предприятия можно выделить следующие риски:  
- риск полной   остановки  предприятия   из-за невозможности  заключения договоров   на    поставку     необходимых     при     технологии    материалов,   комплектующих деталей и других исходных продуктов;  
- риск   недополучения  исходных   материалов   из-за   срыва    заключенных договоров   о   поставке,   а   также     риск    невозврата   денежных средств, перечисленных поставщику в виде предоплат;  
- риск незаключения договоров на реализацию произведенной продукции, работ или услуг, т.е. риск полной или частичной нереализации;  
- риск  неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;  
- риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;  
- риск   срыва     заключенных    соглашений    о    предоставлении     займов, инвестиций или кредитов;  
- ценовой    риск,    связанный     с    определением    цены    на    реализуемую   предприятием   продукцию и услуги, а также риск в определении цены на необходимые   средства   производства,  используемое  сырье,    материалы, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам);  
- риск банкротства как   деловых   партнеров  (контрагентов,  реализаторов, поставщиков и т.п.), так и самого предприятия.