Файл: Коммерческие риски в современной торговле и пути их снижения (Методы организации и управления риском).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
2.2. Пути снижения коммерческого риска.
Как уже отмечалось, риск в коммерческой деятельности неизбежен. Следовательно, предприятие должно выработать определенную политику в области риска. Основными видами политики риска является политика избежания риска, политика снижения степени риска и политика принятия риска.
Политика избежения риска состоит в разработке таких мероприятий, которые позволяют полностью исключить конкретный вид хозяйственного риска. В основном это достигается путем отказа от осуществления таких хозяйственных операций, уровень риска по которым чрезмерно высок. Эта политика является наиболее простой, но не всегда эффективной, так как, избегая рисков, предприятие одновременно теряет возможность получить достаточно высокую прибыль.
Политика принятия риска означает желание и возможность покрытия рисков за счет собственных средств. Такая политика уместна при стабильном финансовом состоянии предприятия, при желании расширить свою деятельность, однако может привести к большим неоправданным потерям.
Политика снижения риска предполагает уменьшения вероятности и объема потерь. Существует ряд методов и приемов, с помощью которых можно снизить риск коммерческой деятельности. Наиболее широко используемыми и эффективными методами предупреждения и снижения риска являются страхование (внутреннее и внешнее), диверсификация и лимитирование. Первый метод не снижает сам риск, а является способом компенсации его отрицательных последствий. Два следующих метода уменьшают вероятность и величину возможных потерь.
Внешнее страхование состоит в передаче риска (ответственности за результаты негативных последствий) за определенное вознаграждение другой организации (страховой компании). Это может быть страхование имущества предприятия, страхование грузов при транспортировке, страхование от несчастных случаев и другие виды страхования.
Внутреннее страхование осуществляется в пределах самого предприятия. Оно осуществляется путем создания специальных фондов для возмещения убытков. Перечень таких фондов и размеры отчислений в них определяются уставом предприятия. Их источником служит прибыль.
Диверсификация представляет собой процесс распределения средств между различными объектами, непосредственно не связанными между собой. Это позволяет снизить риск, так как трудно предположить, что рисковая ситуация возникает одновременно на всех объектах.
Различают несколько видов диверсификации. Диверсификация видов хозяйственной деятельности предполагает использование различных возможностей для получения дохода и прибыли, т.е. вложение средств одновременно в несколько разных предприятий, создание филиалов в различных регионах и т.п. Диверсификация поставщиков предусматривает разнообразие источников поступления товаров. Диверсификация ассортимента предполагает включение в ассортимент предприятия товаров с противоположной направленности спроса (например, прохладительные напитки и горячий чай в кафе). Это позволяет снижать экономический риск в период временного уменьшения спроса на отдельные товары. Диверсификация так называемого депозитного портфеля предполагает размещение временно свободных денежных средств в различных банках, что снижает риск их потери при банкротстве банка.
Лимитирование предполагает установление системы ограничений на величину сделки. Это может быть ограничение на максимальный объем сделки с одним партнером, максимальный размер товарного запаса, максимальный размер кредита, предоставляемого одному покупателю, максимальный размер вклада в одном банке и т.д.
Любое снижение риска имеет свою цену. Это так называемая плата за снижение риска. При внешнем страховании платой за снижение риска будет величина страховых взносов. При внутреннем страховании – это затраты на создание на создание резервных фондов. Использование диверсификации, как правило, ведет к снижению прибыли от каждого источника дохода. Аналогичное явление наблюдается и при лимитировании. Следовательно, выбирая способ снижения риска, необходимо учитывать и ту плату, которая для этого потребуется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе я рассмотрел сущность рисков, виды рисков, их функции и способы их минимизации. Исходя из рассмотренного подведу итог:
Риск возникает благодаря неопределенности среды, и тем она неопределеннее, чем меньше информации о ней имеется. В этих условиях
предприниматель должен помнить о том, что основная его задача не отказ от
риска вообще, а выборы решений, связанных с риском на основе объективных критериев, а именно: до каких пределов может действовать предприниматель, идя на риск.
Существует множество классификаций риска, но наиболее распространенными из них являются следующие: политический, производственный, коммерческий, финансовый, технический, отраслевой и инновационный.
Кроме того риск выполняет четыре функции, а именно: инновационную, регулятивную, защитную и аналитическую.
Необходимо помнить, что нужно не избегать риска, а уметь
снизить вероятность его возникновения, что возможно при правильной
управленческой работе, которая представляет собой комплекс мероприятий,
направленных на прогнозирование и заблаговременное выявление неблагоприятных воздействий на субъект предпринимательской деятельности, разработку и реализацию мер по их нейтрализации (анализ риска и его оценка, страхование и т.д.).
Каждый предприниматель должен соблюдать следующие правила:
1) Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
2) Надо думать о последствиях риска;
3) Нельзя рисковать многим ради малого;
4) Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения;
5) При наличии сомнений принимаются отрицательные решения;
6) Нельзя думать, что всегда существует одно решение. Возможно, есть и другие.
Необходимо помнить, что принятие предпринимателем оптимального решения – залог успеха деятельности предприятия, так как оно значительно снижает степень риска и позволяет получить высокий конечный результат.
Риск в России приобретает свой специфический характер. Это связано как с законодательством, так и с условиями перехода от централизованной системы управления к рыночной, что создает трудности не только для отечественных предпринимателей, но главным образом для иностранных.
В условиях неопределенности выживают те организации, которые являются более гибкими и мобильными в изменяющейся рыночной ситуации. То есть, действующий на рынке предприниматель, чтобы организовать в современных условиях доходное дело, должен иметь хорошую профессиональную подготовку, а также необходимые знания в области экономики, политики, психологии, юриспруденции, организации производства и уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, владельцами капитала.
Кроме того, в уменьшении предпринимательского риска важную роль играет государство.
С одной стороны риск имеет опасность для предпринимательской деятельности, но с другой, как и конкуренция, несет очистительную функцию, т.е. помогает рынку очиститься от немобильных организаций, способствует при правильном подходе к риску, развитию экономики.