Файл: Адаптация ребенка к школе (Социально-психологическая ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Социально-психологическая ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте
1.2. Понятие адаптации к школьному обучению и факторов, ей способствующих
2.1. Основные признаки нарушения адаптации ребенка в процессе школьного обучения
2.2. Педагогическая работа по профилактике нарушений процесса адаптации детей к школе
Глава 3. Психолого-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе
В рамках диагностической работы в ГБОУ школе №471 на начало года по определению готовности к школьному обучению, также проводится логопедическое обследования с целью выявления речевых нарушений. Данное направление к школьному обучению, наряду с психологической готовностью, является важным компонентом психологической адаптации первоклассников.
Обследование проводилась по методике Фотековой Т.А., предложенная автором для исследования речевой сферы детей младшего школьного возраста, которая была адаптированная к условиям современной школы, в которой проводилось исследование. Цель диагностики: определение уровня сформированности устной речи у детей, поступивших в школу, выявление дефектов устной речи, звукопроизношения. Методика Фотековой Т.А., состоит из шести речевых проб для исследования состояния устной речи.
При оценке результатов в первых классах за последние четыре года в ГБОУ школе №471, были получены следующие данные (диаграмма 3).
Диаграмма 3. Процентное соотношение речевой готовности к обучению в школе.
По результатам исследования в ГБОУ школе №471 речевой готовности за последние четыре года, можно определить, что процент детей, нуждающихся в помощи логопеда, не уменьшается.
Качественный анализ результатов обследования позволяет определить направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися первых классов.
Проблемы речевого развития первоклассников рассматривались по четырем позициям:
- Состояние слоговой структуры слова;
- Состояние звукопроизношения;
- Состояние фонематических процессов;
- Состояние лексико-грамматического строя речи.
Диаграмма 4. Сравнительная диаграмма показателей нарушений речевого развития первоклассников
Анализируя сравнительную диаграмму нарушений речевого развития первоклассников за последние года в ГБОУ школе №471 можно сделать вывод, что в первую очередь нарушено звукопроизношение и фонематические процессы. Большое количество детей нуждаются в коррекции звукопроизношения. Несформированность этих позиций у ребенка может отразиться в письменной речи, что приводит к дисграфии.
Данные методики помогают определить уровень как речевого, так и психологического развития у учащихся первых классов. По результатам которой, делаются выводы об адаптации или дезадаптации данной категории учащихся; намечаются направления психолого-педагогического сопровождения.
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.
Вопросам адаптации первоклассников к школе уделяли внимание в своих работах М. А. Дмитриева, О. С. Махалюк, Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, Т. В. Дорожевец, Э. М. Александровская, С. М. Тромбах, и другие. В работах этих авторов адаптация к школе рассматривается как перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению[39]. Сущность адаптации проявляется в успешном освоении новых условий деятельности, вхождение в систему новых взаимоотношений, нахождение в новой микросреде определенного статуса, самоутверждение в эмоционально комфортной позиции. Я.Л. Коломинским и Е. А. Панько выделены следующие критерии школьной адаптации: успешность обучения, овладение навыками, умениями и знаниями по основным предметам, отношение к труду; положение в структуре межличностных отношений (статус, эмоциональное самочувствие, общительность); общественная активность, самостоятельность, инициативность[40]. Традиционно выделяют три уровня адаптации: высокий, средний и низкий. В зависимости от того, признаки какого уровня проявляются в поведении ребенка, учителя и родители должны выбирать нужные средства обучения и воспитания, находить правильный подход и форму поддержки.
Так, признаками высокого уровня считаются: положительное отношение к школе, адекватное восприятие требований учителя, отсутствие трудностей в изучении учебного материала, желание решать задачи повышенной сложности, прилежность, внимательность к объяснениям учителя. Такие дети любят работать самостоятельно и всегда готовы к урокам. В классе имеют высокий статус. К детям со средним уровнем адаптации относят положительно настроенных к школе, и не имеющих отрицательных переживаний, связанных с пребыванием в учебном классе детей. Они легко воспринимают материал, если учитель объясняет наглядно. В отличии от первоклассников с высоким уровнем адаптации, воспринимают только основной материал учебной программы, но самостоятельно решают общие задачи. На этом уровне требуется контроль взрослого за выполнением заданий, тогда ученик доводит их до конца.
В работах, посвященных вопросам подготовки ребенка к школьному обучению, выделяется несколько компонентов психологической готовности: личностная готовность, эмоционально-волевая готовность и интеллектуальная готовность[41]. К личностной готовности относят наличие учебной мотивации (мотивационная готовность) и развитие коммуникативных навыков ребенка, т. е. умение установить отношения со сверстниками (социальная готовность). Если ребенок активно участвует в играх, внимательно слушает воспитателя и других взрослых, то это сигнализирует о достаточной личностной готовности. Напротив, если ребенок имеет трудности в общении со сверстниками и взрослыми, не может прислушиваться к мнению другого, работать в команде, излагать свою точку зрения, то стоит говорить о том, что дошкольник не имеет полноценной личностной готовности к школе.
Серьезного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. От ребенка-школьника, в отличии от дошкольника, требуется делать не только то, что хочется, а и то, что нужно.
Важно еще в дошкольном возрасте развивать такие волевые качества, как настойчивость, выдержка, дисциплина, самостоятельность. Так, О.А. Русинова отмечает, если ребенок работает самостоятельно, без участия взрослого, принимает помощь в ситуации затруднения, если проявляет познавательный интерес к новым видам деятельности, стремится к личным интересам, то он готов к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность — это зрелость познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, воображения и речи. Безусловно, несформированность компонентов психологической готовности является предпосылкой для низкого уровня адаптации младшего школьника. Анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме показал, что в настоящее время разработано большое количество методик, позволяющих изучить уровень сформированности психологической готовности к школьному обучению у детей шести лет. К наиболее известным и активно используемым в работе педагога-психолога можно отнести: комплекс методик Л. И. Божович и Н. И. Гуткиной, определяющий мотивационный компонент психологической готовности; методику «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, определяющую сформированность регуляционного компонента готовности, ряд методик по изучению сформированности интеллектуального компонента готовности (методика «10 слов» А. Р. Лурия, «Лабиринт» А. Л. Венгера, «Учебная деятельность» Л. И. Цеханской и мн. др.).
Ежегодно, в рамках психолого-педагогического сопровождения, психологами ГБОУ школы №471 проводится диагностика с целью определения уровня адаптации и выявления причин дезадаптации. Для этой цели используется Анкета Л.М. Ковалевой, которая заполняется два раза в год для выявления динамики адаптации.
Анализ полученных в ходе обследования результатов, последующее их обсуждение позволяют интерпретировать значения коэффициентов следующим образом:
- показатель до 14 % является нормальным, не дает возможность говорить о каком-либо неблагополучии (А);
- показатель от 15 до 30 % свидетельствует о средней степени дезадаптации (ВДА);
- показатель свыше 30 % - серьезная степень дезадаптации (ДА);
- если коэффициент свыше 40 %, то дети, как правило, нуждаются в консультации психоневролога (группа риска).
Далее представлены результаты анкетирования (диаграмма 3) за последние 3 года, в которых четко прослеживается уровень адаптации детей в начале учебного года и в конце. Для достижения такого результата в конце учебного года, нами осуществляется программа адаптации и развития обучающихся первых классов.
Диаграмма 5. Сравнительная диаграмма адаптации первоклассников
Сравнительные результаты обследования на начало, и конец учебного года позволяют говорить о состоянии развитии адаптации первоклассников. В начале учебного года, как правило, большое процент детей имеют серьезный уровень дезадаптации. Дети, показавшие дезадаптацию в начале учебного года занимались с педагогом-психологом и учителем-логопедом для коррекции адаптации.
К концу учебного года процент детей, адаптированных к школе увеличилось. Однако, есть дети, которые требуют и дальнейшую психологическую помощь, а также нуждаются в постоянном контроле со стороны учителя и в помощи родителей для успешной адаптации в школе.
Таким образом, правильно построена диагностическая работа специалистов, позволяет своевременно выявить наиболее нуждающихся учащихся первых классов, для профилактики психологической дезадаптации в дальнейшем, и определить направление психолого-педагогического сопровождения детей группы риска.
Заключение
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены особенности адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.
Проанализированы такие аспекты заявленной темы как социально-психологическая ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте, понятие адаптации к школьному обучению и факторов, ей способствующих, основные признаки нарушения адаптации ребенка в процессе школьного обучения, педагогическая работа по профилактике нарушений процесса адаптации детей к школе.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что изучение особенностей адаптации детей к обучению в школе является важной областью теоретического и практического исследования, поскольку позволяет выявить особенности отношения ребенка к школе, учебному процессу, что в свою очередь способствует повышению учебной активности младших школьников, их эффективному личностному развитию.
Необходимо уже в начальных классах школы уделять внимание формированию творческого отношения школьников к учебе, так как именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования таких качеств творческой личности как самостоятельность, активность, инициативность, являющиеся основой внутренней мотивации учения и способствующие успешной адаптации ребенка в учебном процессе. Успешность младшего школьника в процессе обучения, как признак его эффективной школьной адаптации, подразумевает как высокие учебные результаты, так и субъективное ощущение благополучия, удовлетворенности в учебе (ребенку нравится учиться), что в свою очередь, стимулирует ребенка к высокой результативности труда, развивает инициативность, творчество. Успешность в учебе зависит от того, какой смысл имеет для младшего школьника учебная деятельность.
Признаками школьной дезадаптации ребенка являются школьная тревожность, агрессивное поведение. Ребенок постоянно чувствует неуверенность, неполноценность, вследствие чего закрывается, обособляется от других или, напротив, становится раздражительным, упрямым. В этом отношении важно, кроме мониторинга успешности учебной деятельности, изучать характеристики эмоционально-волевой сферы личности младших школьников, особенности их самоощущения в процессе обучения.
Список использованный литературы
1. Давыдов В.В. Психическое развитие младших школьников. – М., 2012. – 160 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 612 c.
3. Шульга В.В. Технология развития учебно-познавательной самостоятельности младших школьников // Общество: социология, психология, педагогика, 2014. №3. С. 36-39.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2013. – 508 с.
5. Киселева Е. К вопросу об особенности развития самостоятельности младшего школьника / Материалы конференции «Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность, 2014. – С. 7-10.
6. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования / Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. – Ульяновск: ИПКПРО, 2011. – 64 с.
7. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. – М.: Знание, 1986. – 80 с.
8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 2012. – 560тс.
9. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: ЗАО ИТД «Летний сад», 2011. – 416с.
10. Шустова Н.Е. Социально-психологическая адаптация: теоретико-методологические основы. – Николаев, 2010. – 56 с.
11. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности. – СПб., 2012. – 78 с.
12. Волошина Л.Н. Проблемы социально-психологической адаптации детей и молодежи в условиях модернизации российского образования // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Белгород: Изд-во «ПОЛИТЕРРА», 2011. – 504 с.
13. Ростовцева М.В. Адаптивность как отношение личности и общества: социально-философский аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук / М.В. Ростовцева. – Красноярск, 2010. – 127 с.
14. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования, 2009. №1. C. 33-42.
15. Савельева О.С. Субъективное благополучие как проблема социальной психологии личности // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности», 2009. – С. 10-15.