Файл: НАЛОГИ, КАК ЦЕНА УСЛУГ ГОСУДАРСТВА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципы функционирования налоговой системы: каждый налог должен иметь целевое назначение; применение новых налогов должно происходить лишь для покрытия новых расходов государства; взыскание налогов должно происходить в удобное для плательщика время и понятным для него методом; отчетность правительства об использовании налогов.

Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Глава 3. Налоги, как цена услуг государства

3.1 Роль налогов в формировании доходов государства

Для каждой общественно - экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.

Государственные доходы формируются главным образом за счет налогов. До XX в. в структуре государственных доходов доминировали акцизы, таможенные пошлины и фискальные монополии. Прямые реальные налоги постепенно уступают место более эластичным личным налогам, главным образом подоходным, а также налогу с наследств и дарений и др.

Большая часть государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах, куда поступают наиболее крупные доходы. К важнейшим налогам центральных правительств (федеральным налогам) относятся: подоходный налог, корпорационный налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. В местные бюджеты поступают доходы от местного хозяйства, доходы от займов местных органов власти, субсидии центрального правительства. К основным региональным и местным налогам относятся поимущественные и поземельные налоги, а также - в некоторых странах - акцизы. Доходы государственных предприятий складываются из прибыли, займов, правительственных субсидий и кредитов. Многочисленные специальные фонды государства формируются за счет специальных налогов и сборов, добровольных взносов, субсидий из бюджета и займов. В ряде стран фонд государственного социального страхования составная часть государственного бюджета, в других странах создается автономный фонд, образуемый за счет обязательных отчислений (взносов) лиц, работающих по найму, предпринимателей, лиц свободных профессий, а также субсидий государства.


Налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины. За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в Российской Федерации — унитарные предприятия) и ряда специальных фондов.

Доля национального дохода, перераспределяемого через систему налогов и сборов, зависит от задач и функций государства. В тех странах, где государство особенно активно осуществляет социальную политику (скандинавские страны, Франция, Германия и др.), доля государственного национального дохода, как правило, выше. На общий размер налоговых изъятий и их долю в национальном доходе значительно влияют такие факторы, как милитаризация, формы и методы государственного вмешательства в экономику, размеры государственной собственности.

3.2 Стандарты государственных услуг, оказываемых налоговыми органам

Что такое стандарт государственной услуги? Это - нормативный правовой акт, устанавливающий требования к оказанию государственной услуги, а также включающий характеристики процесса, формы, содержание и результат оказания государственной услуги.

Существуют различные подходы к определению понятия услуги. Так, в соответствии со словарем Ушакова, услугой является действие, приносящее помощь, пользу другому.

Следовательно, услугой является такой вид деятельности или выполнение работ, в процессе которых продукт создается во взаимодействии создателя продукта и потребителя.  Особенность понятия «услуга» сводится к тому, что она не существует как таковая до момента ее предоставления. Только с получением услуги возможна ее оценка в денежных единицах. Данный момент осложняет оценку услуги и затрудняет развитие рынка услуг, являющихся результатом деятельности организаций непроизводственной сферы.

Выделим основные характеристики услуги: изменение качества продукта, наличие взаимодействия создателя и потребителя, наличие желания потребителя.

В связи с этим выделим определение Шаститко А.Е., который под публичной услугой понимает частные (индивидуализированные) блага, предоставляемые органами государственной власти и управления гражданам и организациям (физическим и юридическим лицам), как правило, в физической форме. Л.К. Терещенко уточняет, что оказание услуг государством - это оказание услуг органами власти. Кузьмин А.В. предлагает считать государственной услугой «нормативно установленный способ обеспечения прав и свобод, а также законных интересов граждан и организаций, осуществляемый посредством взаимодействия физического или юридического лица (потребителя услуги) с органом исполнительной власти и (или) государственной организацией».


Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» прямо в названии содержит термин «услуга». Он определяет услугу как деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти,… которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, при этом оговаривается возможность получения государственных и муниципальных услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. При этом государство большое внимание уделяет качеству предоставляемых услуг: сокращение времени на получение услуги, введение электронного документооборота, создание условий для работы в государственном органе, получение консультаций и т.д.

Рассмотрим содержание государственной услуги, заложенной в законах. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» регулирует повышение эффективности использования средств бюджета, расходуемых на реализацию оказания услуг. За счет этого предполагается стимулирование сокращения внутренних издержек и создание стимулов к оптимизации деятельности государственных (муниципальных) органов.  Федеральный закон от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определяет услугу как «деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти,… которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации».

В «Комплексных рекомендациях» по реализации вышеназванного закона предлагается считать услугой «результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги».

Получение услуги государства должно быть выгодно для общества при существовании альтернативных услуг в коммерческих организациях.

Следовательно, государственной услугой будем считать деятельность государства, выражающуюся во взаимодействии с обществом, направленную на удовлетворение законных требований граждан и действий по оптимизации государственных структур.

НК РФ не упоминает в своих нормах оказание услуг налоговыми органами. Рассмотрим в связи с этим п.1 ст.32 НК РФ, в которой регламентируется работа с налогоплательщиками. Она предусматривает обязанность налоговых органов:


  • бесплатно информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и  их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
  • сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
  • направлять налогоплательщику, плательщику сбора и налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
  • представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;
  • по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора».

Из вышеприведенных положений НК РФ можно сделать такой вывод, что обязанности налоговых органов носят разъяснительный и информационный характер. Официальное разъяснение обязательно для всех лиц и органов, подчиненных (подведомственных) органу и распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой, обеспечивая тем самым единообразие и правильное проведение в жизнь ее предписаний. Его действие зависит от правомочий органа, издавшего такое разъяснение, от юридической силы актов, в которых оно воплощается». Таким образом, разъяснение налоговых органов касается официального понимания положений налогового законодательства, которое

и используется при рассмотрении дел в судах.


В то же время Приказ Министерства Финансов регламентирует предоставление государственной услуги именно по информированию населения.  

Делая вывод из выше сказанного, следовательно, перечень обязанностей налоговых органов нельзя рассматривать как услуги, так как в них отсутствует просьба, заявка или пожелание потребителя оказать ему услугу в соответствии со своими экономическими интересами, в данном случае – это получение экономического эффекта. Следовательно, НК РФ не содержит права или обязанности налоговых органов оказывать услуги.

Кроме информационной обязанности налоговые органы призваны осуществлять контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками. Данная деятельность государства имеет экономическую сущность, так как преследует цель контроля за постоянным распределением вновь созданного продукта предприятий в бюджеты и тем самым способствовать развитию экономики. Целесообразно включать в деятельность сотрудников налоговых органов услуги, касающиеся экономической деятельности организаций.

Заключение

Действующая налоговая система угнетает экономику, особенно ее производственный сектор. Простые расчеты показывают, что среднее предприятие обязано перечислять в бюджет до 46% вновь созданной стоимости. Даже в развитых странах со стабильной социально-экономической обстановкой столь высокие ставки налогов являются редкостью и, как правило, ведут к низким темпам экономического роста.

Зачатки налоговой системы в России появились еще в IX веке. Глобальные изменения ожидали ее при правлении императора Петра I, после отмены крепостного права и создания СССР (в период НЭПа). С 2004 года надзорную функцию за налогообложением в стране осуществляет привычная для нас ФНС РФ.

Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.

Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на два последующих года. Так, налоговая политика на 2016–2018 годы была размещена на сайте 27 июля 2015 года. Это значит, что у юридических и физических лиц есть почти полгода для того, чтобы оценить влияние планов государства на их деятельность. Кроме того, такая предсказуемость позволяет заранее планировать доходную часть бюджетов всех уровней.