Файл: НАЛОГИ, КАК ЦЕНА УСЛУГ ГОСУДАРСТВА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Испокон веков налоговая система является главным элементом рыночной экономики. Она и есть главный инструмент государственного развития хозяйства. Посему необходимо, чтобы налоговая система России была приспособлена к новым общественным отношениям и соответствовала мировому опыту.

Как только возникло государство, налоги стали обязательным звеном в экономическом отношении к обществу. Налоги – это конечно же основная форма дохода государства. Кроме этой финансовой функции налоги используются для воздействия государства на общественное производство, его структуру и динамику и на процветание научно-технического прогресса.

Издавна налоги нам известны, как только началась создаваться цивилизация.

Мы можем выделить три этапа методов и форм взимания налогов. От древнего мира до средних веков, у государства отсутствует определение финансового аппарата сборов налогов.

На стартовом развитии государство только решает определить сумму денег, которую хочет получить, а за сбор налогов отвечает город или община.

XVI - начало XIX вв. появляется сеть государственных учреждений, такие - как финансовые. И государство решает взять некоторые функции на себя: устанавливает норму обложения и следит за процессом налоговых сборов. Все это мы относим к второму этапу.

Переходим к третьему, это считается уже современным, тут уже государство берет все функции взимания и установления налогов в свои руки.

Как раньше, так и сейчас налоги платить придется, все обязаны это делать, для того, чтобы мы могли жить цивилизованно.

В работе речь пойдет о налогах, как цене услуг государства: о роли налогов в формировании доходов государства, о стандартах государственных услуг оказываемых налоговыми органами, о налогах как об основном инструменте государственного регулирования экономики.

Предмет исследования нашей курсовой работы будут – налоги как цена услуг государства.

Объектом исследования выступят – налоги.

Цель исследования – это анализ налогов как цены услуг государства.

Наши задачи исследования: рассмотреть понятие налогов и их виды, проанализировать итоги налоговой политики России за предыдущие годы, проанализировать налоговую политику России.

Глава 1. Основные положения теории налога


1.1 Возникновение налога и эволюция налогообложения

С налогами люди знакомы с глубокой древности, когда они были в виде дани. Чтобы содержать государство, было необходимо создать налоги. Их неминуемость настолько понятна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «в этом мире ни в чем нельзя быть уверенным, за исключением смерти и налогов». Химичева Н. И. Налоговое право: Учебник. - М., 2007.- с. 93.

Мы знаем о тысячелетней истории о налогах. Первые известные законы о налогах относятся к шестидесятым годам XVIII века до н.э. – это выбитые на черном базальтовом столбе законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.).

Первые известные законы о налогах относятся к шестидесятым годам XVIII века до н.э. – это выбитые на черном базальтовом столбе законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.).

Под налогом, отдельные представители дореволюционной финансовой науки понимали «принудительный сбор с граждан, устанавливаемый для покрытия общих расходов государства» Налоговая система России. Учебное пособие./Под ред. Д. Г. Черника, А. З. Дадашева. - М.: АКДИ, 2002. с. 77...

Первые налоги были  на следующие ценности: скота, работников, землю.

Другой источник налоговых поступлений - налог с побежденных, скорее можно отнести к «государственному предпринимательству», если рассматривать завоевание как проект со своими издержками (войско) и доходом (единовременный налог на побежденных и постоянная дань или налоги).

Даже жертвоприношение относят к первым налогам. Все эти налоги были прямыми, они взимались с тех людей, которые получали доход и владели каким – либо имуществом.

В развитии налогообложения можно выделить четыре периода и каждый из них имеет особенные признаки.

Первый период  включает в себя хозяйственные системы Древнего мира и Средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов.

Второй период - это развитие европейской государственности, которое объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII — начале XVIII веков наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся первым источником доходной части бюджетного устройства.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.


Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX веке и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании.

Потихоньку с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических принципов на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Именно в Англии впервые был введен прообраз современного налога на доходы, чтобы найти деньги для войны с Наполеоном.

После первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

Современный, четвертый период развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Делаю вывод, как показала практика, реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

1.2 Экономическая сущность понятий «налог» и «сбор»

Физическое лицо или организация должны участвовать в формировании бюджета и других государственных фондов по законодательству, установленному государством, путем внесения обязательных платежей.

Обязательные платежи имеют следующие формы:

1. налоги,

2. сборы, в том числе пошлинные.

Налог – обязательный, индивидуально – безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.


Налог имеет четыре признака. Т.е. если платеж имеет все эти четыре признака, то он является налогом, если же отсутствует хоть один из признаков, то этот платеж не может быть налогом, а является сбором, или пошлиной, или другим платежом.

Признаки налога:

1. Обязательность – это значит, что все организации и физические лица, которые получают доход, имеющие имущество, осуществляющие хозяйственные операции, должны принимать участие в формировании государственных ресурсов.

Т.е. все лица, получившие доход в результате профессиональной или предпринимательской деятельности, должны отдать часть государству. Платить налоги за счет доходов других лиц запрещена. В результате каждое лицо принимает участие в формировании государственных ресурсов за счет своих доходов, лично.

2. Уплата налога гарантируется государством, т.е. именно государство принимает законы, выполняя которые, лицо вынуждено будет платить налоги.

3. Индивидуальная безвозмездность. Он означает, что уплата налога не сопровождается прямым встречным исполнением, какого - либо обязательства со стороны государства по отношению к конкретному налогоплательщику.

4. Система налогов, общие принципы налогообложения, порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов устанавливаются законодательно – Налоговым Кодексом РФ и другими законодательными актами.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В России существуют следующие виды сборов:

1. лицензионные,

2. регистрационные,

3. пошлины, в том числе:

а) таможенная,

б) государственная (судебная, нотариальная и прочие),

в) почтовая.

Пошлина – обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера (один из видов сборов).

Налоги являются исторической категорией, так как они возникли в процессе исторического развития общества, их возникновение является объективным и связано с возникновением государства, т.к. государству необходимы финансовые ресурсы для содержания армии, судов, чиновников, социальной сферы и др.

Вывод, экономическая сущность налогов заключается в изъятии части дохода плательщика в пользу государства, причем индивидуально - безвозмездно. В масштабах всей страны сущность налога состоит в изъятии государством в свою пользу определенной части ВВП в виде обязательного платежа.


1.3 Классификация налогов

Фундамент налоговой системы РФ составляют следующие налоги: налог на добавленную стоимость, подоходный налог, налог на прибыль, акцизы. Они приносят основной доход в бюджет, являются основными регуляторами и налоговой базой государства. Русакова И. Г. «Налоги и налогообложение», М.,ВЛАДОС, 2008. - с. 19.

Классификация налогов - это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Классификация налогов имеет теоретическое и практическое значение. Классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов, просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

  • прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
  • косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

  • пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
  • прогрессивные - это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • дигрессивные или регрессивные - это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • твердые - это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.