Файл: Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей (Основные педагогические идеи В.А. Сухомлинского).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 3270

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогические идеи Сухомлинского большую роль в развитии ребенка отводили трудовой деятельности. Сам он говорил, что приобщение к такой деятельности нужно начинать с раннего возраста. Но трудится дети должны не столько для получения моральных благ, сколько для морального удовлетворения. При этом допускается легкая физическая усталость, но никак не истощение организма. В этом случае, наблюдая результаты своей деятельности, ребенок будет ощущать и чувство гордости от того, что он сделал общественно полезное дело.

Таким образом, можно сделать вывод, что В.А. Сухомлинский отводил обучению и воспитанию детей огромное место. Кроме того, он большое значение уделял труду. Он полагал, что трудовая деятельность должна быть последовательной и постоянной. Нет никакого смысла от того, что дети иногда что-то делают, воспринимая эту работу, как обязанность, навязанную им старшими. Школьники должны ощущать ответственность от того, что им поручено сделать. Только так можно добиться физической, социальной и духовной гармонии.

2 ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

2.1 Народная педагогика В.А. Сухомлинского как один из основополагающих принципов педагогики

Уникальная образовательная система В. А. Сухомлинского, известная во всем мире как Павлышская школа, имела прочный ценностный фундамент идей, которые обрели статус педагогических закономерностей - аксиологических инвариантов. Представляется целесообразным обратиться к сущностным характеристикам аксиологических идей, которые в отличие от идей инновационных, креативных имеют ряд особенностей.

Во-первых, это такие идеи, которые обладают особой ценностью, значимостью, и поэтому, однажды возникнув (будучи востребованы временем и объективными обстоятельствами), они уже никогда не исчезают, не пропадают, не умирают, являются базисом педагогических концепций, моделей, теорий, становясь константами образовательного процесса: идея наглядности (Я.А. Коменский), идея развития (И.Г. Песталоцци), идея Свободы (Ж.-Ж. Руссо), идея народности (К.Д. Ушинский).


Во-вторых, это педагогические идеи, способные к развитию, обогащению, видоизменению, продуцированию новых направлений в педагогической теории и практике работы школы, поскольку придают устойчивость развивающимся системам, оставаясь стержневыми векторами, ориентирами движения в контексте нового времени. Следуя общей логике размышления, можно рассмотреть, например, категорию свободы, которая обрела статус свободного воспитания в трудах Л.Н. Толстого, «воспитания навстречу свободе» - Вальдорфская школа Рудольфа Штайнера (Education Towards Freedom), воспитание М. Монтессори [9, с. 74].

В-третьих, аксиологические идеи имеют перспективу незавершенности, ненасыщаемости, их восприятие, понимание и интерпретация ставит новые задачи, адекватные новому времени, новым социокультурным измерениям педагогической реальности. Так, эволюция взглядов на наглядность как принцип обучения, открытый еще 400 лет назад, обоснованный Я. А. Коменским в «Великой дидактике», ярко представленный в «золотом правиле дидактики» «все видимое - глазу, все слышимое - уху, все осязаемое - осязанию…», принцип, впервые реализованный на практике в книге «Мир чувственных вещей в картинках», - внедрен во все учебники дидактики во всех школах планеты [14, с. 93].

Он нашел подтверждение и развитие в предметной наглядности Д. Локка; системе организации предметной обучающей среды М. Монтессори; в естественной наглядности Ж.-Ж.

Руссо («утка чтоб крякала, лягушка чтоб квакала»…), в абстрактной систематизации И. Г. Песталоцци («Наглядное учение о числе»); в гениальном философском, теоретико-методологическом понимании наглядности как слова и образа К. Д. Ушинского [19].

В. А. Сухомлинский отмечал, что в школе воспитательную работу необходимо строить на основе тысячелетнего опыта народной педагогики, культурно-исторических традиций и обычаев, воспитывать в каждом учащемся «корень духовности». По его мнению, «сердцевиной человека является любовь к Родине». И без этих истоков, без могучих средств народной педагогики невозможно воспитать полноценного человека.

Все произведения педагога пронизаны любовью к отечеству, родной земле, к людям и самое важное - любовью к детям, его вниманием к внутреннему миру каждой личности.

Стать настоящим учителем ему помогло тончайшее понимание человеческой души, умение связывать все родное и близкое, отчий дом, песни матери и сказки бабушки с жизнью народа.

Основной принцип педагогической деятельности В. А. Сухомлинского, более точно выражен в следующих словах: «Сердце отдаю детям», который стал жизненной позицией великого педагога [2, с. 200]. Очень важно, что его педагогические идеи основываются на реальной жизни, на мудрости и традициях народа, что, по сути, является истоком народной педагогики.


Основатель этнопедагогики Г. Н. Волков писал: «В. Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений» [7, с. 180].

Традиции воспитания молодого поколения закладываются в семье, где ребенок приобретает первые сведения о себе, об окружающем мире, о таинстве природы, о человеческих отношениях. В. Сухомлинский считал, что семья - это «школа воспитания сердечности, душевности… Отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности» [24, с. 79].

На занятиях студенты отмечают, что воспитание человека зависит от духовно-нравственного потенциала семьи. В своем труде «Родительская педагогика» Сухомлинский призывал к мудрости и бережному отношению друг к другу в семье: «Стремление детей принести счастье своим родителям - это то, что вложили отец и мать своей сердечной заботой

друг о друге, своей взаимной преданностью, тонкой человеческой чуткостью. Мы, родители, воспитываем своих детей прежде всего своими взаимоотношениями. Про это следует помнить всегда» [25, с. 408].

Основываясь на педагогических взглядах В. Сухомлинского, современные исследователи Б.Ш. Алиева, С.М. Елкин, К.Ж. Кожахметова, Э.И. Сокольникова и другие подчеркивают, что семья имеет важное значение для существования и развития этноса, так как духовное богатство хранится в памяти народа, в поступках людей. О. Д. Мукаева отмечала, что знание своей родословной, почитание своих предков, уважение к старшему поколению формирует у молодого поколения сознательное отношение к семье, к семейным ценностям [16, с. 64]. Так, например, в народной педагогике калмыков обязательным считалось знание своего рода «до седьмого колена», примечательно, что стариков и сирот не оставляли без поддержки и помощи, а в горести и в радости весь род объединялся. Особое отношение в семье занимала мать - хранительница семейного очага, являясь эмоционально, духовно связующим звеном между членами семьи. У калмыков мать - это воплощение мудрости, жертвенности, терпимости, скромности, стыдливости, тепла и ласки. Подтверждение можно найти в словах В. А. Сухомлинского о матери: «Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской…» [22, с. 82]. Великий педагог подчеркивал, что источником человеческого рода является женщина-мать. Таким образом, семья - источник любви и заботы, уважения к старшим, бережного отношения к традициям народа.


Интересно, что педагогические идеи буддизма совпадают с основными положениями гуманистической педагогики В. А. Сухомлинского. Великий педагог считал, что необходимо видеть человека в человеке, верить в него, развиваться и самосовершенствоваться, что соответствует основным правилам буддийской педагогики. Учитель, по его мнению, вдохновляет своих воспитанников, одухотворяет своей цельностью, красотой мысли, и это имело место в повседневной жизни самого педагога. В педагогике буддизма мы находим аналогичные суждения, свидетельствующие о том, что «учитель переживает истину учения и передает ее своему ученику как вдохновение. Это вдохновение пробуждает ученика, как до него был пробужден его учитель. Затем ученик передает учение другому ученику…» [22, с. 33].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогика В.А. Сухомлинского была созвучна множеству идей, закрепившихся в педагогических традициях разных народов.

2.2 Возможности интеграции педагогических идей В.А. Сухомлинского в современную педагогическую науку

Основные принципы его учения В.А. Сухомлинского о воспитании можно охарактеризовать следующим образом:

1. Неповторимость каждого ребенка.

2. Нет неспособных, бездарных и ленивых детей.

3. Неравество умственных способностей детей (Здесь нет противоречия с пунктом 2, т.к. у детей разные задатки умственных способностей. Неспособных нет, воспитанию подвластен каждый, а вот как именно будет построено воспитание - это зависит от того, что мы имеет в начале, т.е. от способностей).

4. Индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Грубо говоря к каждому ученику свой особый индивидуальный подход. Однако: «Опыт убеждает, - пишет В.А. Сухомлинский в статье «Народный учитель», - если в школе, скажем, шестьсот учеников, то это значит, нужно искать шестьсот индивидуальных тропинок».

5. Выявление индивидуальных особенностей учеников (задатков, наклонностей, одаренность и т.д.). Дифференцированный подход к учебе.

6. Каждый ученик - личность! Главным заданием относительно реализации этого принципа является сохранение и развитие у ребенка чувства человеческого достоинства. Это задание В.А. Сухомлинский считал одним из самых тяжелых и самых тонких заданий педагога и, судя по тому, как часто встречается понятие человеческое достоинство в его трудах, представляется значимым. Почтенное отношение к человеческому достоинству, человеческой личности ученика есть, говоря словами В.А. Сухомлинского, важнейшим педагогическим инструментом, поскольку дает возможность сохранить все красивые человеческие качества, которые были заложены у ребенка от роду, – доброту, человечность, неугомонность, и не дает возможность развиться плохим свойствам – безвольной и молчаливой покорности, бессердечию, жестокости. Конечная цель такого подхода – «творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера».


7. Получение позитивных чувств от учебы. Успешный ученик, может важничать от того, что он достиг таких высот. Это плохо.

8. Учеба через преодоление трудностей. Это позволяет талантливому ученику не зазнаваться. Сухомлинский считает, что «следует умело вести подростка путем преодоления трудностей».

9. Исследовательский подход к предмету изучения. Учеба - это тяжелый умственный труд, чтобы этот труд был успешным, учеба должна быть интересной. Интересным может быть не только предмет познания, но и путь познания. Путь познания интересен, когда ученик сам исследует объект изучения.

10. Самостоятельный умственный труд у ученика в процессе учебы.

11. Человечность, чуткость, тактичность к ученикам.

12. Оценка как инструмент воспитания, а не наказания.

13. Взаимозависимость личности и коллектива.

14. Учитель должен любить свою работу, быть высококвалифицированным специалистом, обладать высокими моральными качествами и подходить творчески к процессу воспитания.

В.А. Сухомлинский говорил о том, что по-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику. Учитель - это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребенка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны [2, с. 206].

Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребенка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным. Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребенку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребенку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости труженика. Это значит, что ребенок должен видеть, переживать свои успехи в учении.

Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде - когда один что-то создает для дру­гого. Задание педагога - не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребенка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего - к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве - это значит на­учить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. Педагог становится свето­чем знаний — и поэтому воспитателем - лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями.