Файл: Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей (Основные педагогические идеи В.А. Сухомлинского).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 3283
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАТКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕМ В.А. СУХОМЛИНСКОГО
1.1 Краткая биография В.А. Сухомлинского
1.2 Основные педагогические идеи В.А. Сухомлинского
2 ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
2.1 Народная педагогика В.А. Сухомлинского как один из основополагающих принципов педагогики
2.2 Возможности интеграции педагогических идей В.А. Сухомлинского в современную педагогическую науку
И еще одна мысль великого педагога является актуальной сегодня - это мысль о воспитании чувства долга, ответственности и дисциплины, которые взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга. Он считал, что человек должен быть ответственен прежде всего перед самим собою, перед «собственной совестью, дисциплина совести формируется на основе ответственности…» [25, с. 213].
Воспитание в духе народных традиций ориентировало на самодисциплину, ответственность за свои поступки перед самим собой и окружающими.
Современно звучат слова В.А. Сухомлинского о необходимости ставить проблемные, исследовательские задачи перед учащимися, которые побуждают их к активной мыслительной деятельности. В своей статье «Учите ребенка мыслить» педагог утверждает, что источник разума, мысли, мышления таится в окружающем мире, который вызывает у ребенка истинный интерес и неподдельную любознательность. В народной педагогике практически каждого народа особое значение придается учению. Учитель в процессе преподавания должен уметь вызывать интерес к учебе, вселяя в детей веру в свои силы и в успех, раскрывая им будущее.
Очень важны и ценны мысли, содержащиеся в поговорках и пословицах, например: Тот, кто постигает азы науки, становится поистине счастливым.
«Элементом традиционности» в педагогической системе Сухомлинского является язык. По мнению отдельных исследователей, «язык это своеобразное окно, через которое человек всматривается в мир, постигает жизнь» [21, с. 11]. Прививая детям любовь к родному языку, педагог раскрывал эмоциональные оттенки и внутреннюю сущность каждого слова, заставляя переживать и трепетно относиться к слову. Совершая путешествия в «Сад родного слова», дети становились более восприимчивыми к значению слов, мыслили яркими образами, творчески, поэтически выражали свое отношение к окружающему миру.
В.А. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы и использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным должно основываться на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним. Особое внимание уделял воспитанию посредством природы как вечного источника прекрасного.
Важной проблемой всестороннего развития личности В.А. Сухомлинский считал воспитание культуры потребностей как материальных, так и духовных. В.А. Сухомлинский, не отрицая важности материальных потребностей, приоритет отдавал потребностям качественно иного порядка. Первая из таких потребностей – потребность познания. Высшей потребностью человека он считал «потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей; возникновение, развитие этой потребности на основе духовной общности людей, их стремления обладанию духовными ценностями». Поэтому главная задача народного учителя, по мнению В.А. Сухомлинского, сделать так, чтобы важнейшей необходимостью каждого воспитанника была его потребность в другом человеке.
Сущность гармонического развития личности В.А. Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания – нравственного, эстетического, интеллектуального, физического.
Гуманистические убеждения В.А. Сухомлинского неотделимы от его убежденности в могущественной силе воспитания. Он заявлял, что нет ребенка, который бы не мог стать, при надлежащих усилиях воспитателей, человеком образованным, морально воспитанным, трудолюбивым [13, с. 77]. Вера в ребенка, говорил он, – это фундамент педагогического оптимизма.
Нельзя воспитать человека, считал В.А. Сухомлинский, ничего не требуя от него, не формируя в его сознании понятий «нужно», «должен», «обязан». Воспитание долга и ответственности перед коллективом, обществом невозможно без высоких требований к личности.
В подходе В.А. Сухомлинского к проблеме наказаний имела место определенная эволюция его взглядов. В начале он признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: воспитание несовместимо с наказанием.
Для дидактических воззрений и практики В.А. Сухомлинского было характерно единство процессов воспитания и обучения детей. Он придавал первостепенное значение развитию у школьников сознательного отношения к учению, к овладению знаниями как важнейшей жизненной потребности.
Сам процесс обучения, по В.А. Сухомлинскому, неизменно должен иметь развивающий характер и содержать в себе проблемные ситуации, доступные для решения школьниками соответствующего возраста.
В.А. Сухомлинский считал очень важным держать педагогический процесс на уровне разумно рассчитанного напряжения, чтобы оно не было максимальным, ведущим к перенапряжению детских сил, их изматыванию, истощению нервной системы.
Методы преподавания, по В.А. Сухомлинскому, должны быть разнообразны, и применяться в зависимости от конкретных условий того или иного класса, урока, предмета, состояния данного детского коллектива и т. п. [27, с. 179]. Метод - не самоцель, а средство к лучшему достижению цели, но наиболее разумным и эффективным путем.
Органической частью дидактической системы, применявшейся В.А. Сухомлинским, является трудовое воспитание в широком смысле этого понятия и практическое осуществление принципов политехнического обучения во всем их многообразии. Он считал, что уже в школьные годы должна практически решаться задача сближения труда умственного с трудом физическим. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается как в процессе физического труда, так и в процессе интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни школьников.
Так, например, в произведении «Родина в сердце» В. Сухомлинский отмечает, что необходимо «сформировать у каждого нашего питомца умение пользоваться языком, как могучим средством познания мира, воспитать чуткое отношение ко всему, что окружает нас, что сохранено поколениями наших предков и что творится ныне трудолюбивыми руками наших современников» [25, с. 52]. Стоит заметить, как актуально звучит это в наше время.
Еще об одной «самой сильной» идее в педагогике В. А. Сухомлинского говорил этнопедагог Г. Н. Волков - это идея самоценности детства. Сухомлинский подчеркивал: «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь» [23, с. 45]. Взаимное доверие между Великим педагогом и его детьми, человечность и доброта, искренность в отношении к своим ученикам - вот что отличало Сухомлинского от других учителей. Он писал, что педагогическая мудрость заключается в умении «дорожить доверием, а значит, и беззащитностью ребенка».
В. А. Сухомлинский указывал на необходимость и важность изучения нравственных идей народной педагогики. По его мнению, народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В ней раскрываются особенности национального характера, лицо народа.
Характер, нравственные идеалы народа особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.
Таким образом, в условиях модернизации системы образования изучение педагогической системы В. А. Сухомлинского способствует воспитанию любви и уважения к Родине, к ее историческому прошлому, самобытной народной культуре, творчеству и народным традициям. В связи с этим актуализируется роль и значение педагогического наследия Сухомлинского в подготовке учителя, способного организовывать процесс обучения и воспитания детей с учетом культурных традиций каждого народа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итог исследованию, проведенному в рамках заявленной темы, можно сделать ряд выводов относительно особенностей взглядов В.А. Сухомлинского на обучения и развитие детей.
Выдающийся педагог XX в. (1918-1970) В.А. Сухомлинский вырос в крестьянской среде, на личном опыте обучался мудрости народной педагогики, вместе с народом переживал трагедию Отечественной войны, лечил не заживающие ее раны и в полной мере ощутил величие, несгибаемость человеческого духа.
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся: на принципах гуманизма и на признании личности ребёнка высшей ценностью,
В соответствии с идеями В.А. Сухомлинского, именно на личность ребенка должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
Сущность этики коммунистического воспитания В.А. Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.
Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд, в рамках которого основополагающими выступали следующие принципы:
- важность формирования мировоззрения учащихся;
- важная роль в обучении отводилась слову учителя;
- художественный стиль изложения;
- сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
В.А. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.
Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.
В книге «100 советов учителю»: В.А. Сухомлинский говорил о том, что ребенок не только мыслит и познает мир вокруг себя, но и познает самого себя. Практически идея герменевтического круга: через мир познать себя, через себя познать мир. Причем это знание приходит не только умом, но и сердцем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Беленчук Л. Н. Возрождение антрополого-гуманистических традиций отечественной педагогики в творчестве В. А. Сухомлинского (1918-1970) // Реализация идей В. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения). Международная научно-практическая конференция. Оренбург, 15-17 мая 2018 г.: сб. статей: в 2 т. / науч. ред. В. Г. Рындак; Мин-во образования и науки Рос. Федерации; Ин-т стратегии развития образования Рос. академии образования; ФГБОУ ВО «Оренбургский гос. пед. ун-т; Мин-во образования Оренбургской области. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. - Т. 1. - 2018. – С. 87-91.
2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика. – М.: Академия, 2008. – 344 с.
3. Богуславский М. В. В. А. Сухомлинский: уроки радости познания. - Тверь: Золотая буква, 2005. - 112 с.
4. Богуславский М. В. Историко-педагогическая экспертиза инноваций в образовании: научные основы. М.: ИСРО РАО, 2015. - 118 с.
5. Бороздина Г. В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
6. Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика: Учебник для бакалавров. - М.: Проспект, 2013. - 488 c.
7. Волков Г. Н. Этнопедагогическая пансофия / под науч. ред. Г. М. Борликова. - Элиста: Калмыцкий гос. ун-т, 2009. - 576 с.
8. Вульфов Б. З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2013. - 511 c.
9. Джуринский А. Н. Размышления над историей педагогики // Педагогика. - 2001. - №6. - С. 72-79.
10. Дридгер К. А. Взаимосвязь проблемы народности воспитания и проблемы свободы воспитания в истории отечественной педагогики второй половины XIX - начала XX веков // Аспирантский вестник ОГПУ. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. - № 6. – С. 107-111.
11. Дридгер К. А. Народность как принцип воспитания патриотического сознания и чувств (историко-педагогический аспект) // Вестник Бурятского государственного университета (Реестр ВАК). – 2008. - №1. – С. 87-91.
12. Дридгер К. А. Проблема народности воспитания в России первой половины XIX века: официальная и славянофильская позиции // Педагогика (Реестр ВАК). – 2008. - №2. – С. 70-74.
13. Кадол Ф. В. Гуманизм и достоинство личности в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского) // Реализация идей В. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения). Международная научно-практическая конференция. Оренбург, 15-17 мая 2018 г.: сб. статей: в 2 т. / науч. ред. В. Г. Рындак; Мин-во образования и науки Рос. Федерации; Ин-т стратегии развития образования Рос. академии образования; ФГБОУ ВО «Оренбургский гос. пед. ун-т; Мин-во образования Оренбургской области. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. - Т. 1. - 2018. – С. 74-78.
14. Кекеева З. О., Кюнкрикова И. В., Аппаева Я. Б. Идеи народной педагогики В.А. Сухомлинского в контексте современного образования // Реализация идей В.А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения). Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. В 2-х томах. Научный редактор В.Г. Рындак. – Оренбург, 2018. - С. 92-95.
15. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Оренбург: ИПК «Университет», 1996. - 188 с.
16. Леонтьева Т. В. Читая и перечитывая В. А. Сухомлинского: обращение к некоторым гуманистическим идеям ученого в начале ХХI века // Реализация идей В. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения). Международная научно-практическая конференция. Оренбург, 15-17 мая 2018 г.: сб. статей: в 2 т. / науч. ред. В. Г. Рындак; Мин-во образования и науки Рос. Федерации; Ин-т стратегии развития образования Рос. академии образования; ФГБОУ ВО «Оренбургский гос. пед. ун-т; Мин-во образования Оренбургской области. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. - Т. 1. - 2018. – С. 62-65.