Файл: Выбор стиля руководства в организации (Понятие стиля руководства и факторы его формирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Многоплановые структурные преобразования, которые происходят при управлении предприятием или руководстве персоналом создают огромное количество проблем, вызывая эмоциональное, интеллектуальное, физическое напряжение руководителя. В современной деятельности нужны не просто высококвалифицированные руководители, а люди, обладающие нужными личностными качествами для того, чтобы стать идейным вдохновителем, подталкивать своих работников к плодотворной и качественной работе. Выбранный стильлидерства позволяет самостоятельно выбирать линию руководства, брать на себя ответственность за поступки, быть целеустремленным, быть готовым противостоять напряженности работы. Он позволяет более эффективно бороться со стрессом, применять усвоенные профессиональные навыки, принимать адекватные решения по управлению предприятием.

Данный вопрос особенно актуален в отношении руководителей компаний. То есть тех людей, чья деятельность оказывает непосредственное влияние на наиболее важные аспекты работы организации. Многие методы руководства зачастую направлены на определение, развитие, объединение и обогащение потенциала организации и способностей ее сотрудников.Качество и стиль управления персоналом влияют на эффективность компании и ее выживание в условиях высокой конкуренции на рынке. Перед руководителем любого уровня всегда стоит проблема выбора в ус­ловиях большей или меньшей неопределенности. Самым сложным вопросом является управление человеческими ресурсами. Поэтому руководитель должен разбираться в стилях управления и сформировать свой подход к управлению кадрами.

Объект исследования – компания «На семи холмах».

Предмет исследования – стиль руководства и манера поведения руководителей.

Цель исследования –проанализировать стиль руководства на примере организации «На семи холмах». Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические источники для понимания стиля руководства и его основной классификации.

2. Составить обзор исследований,подходов и методик определения стиля руководства.

3. Провести эмпирическое исследование для выявления стилей управления руководителей организации «На семи холмах».

Данная тема интересовала многих ученых и специалистов в области психологии. Сейчас эта тема стала актуальна и для менеджмента. Стили управления и их важность для эффективного руководства коллективом рассматривались такими авторами, как Адизес И., Калюгина С.И., Ногатов Т.П., Носкова О.Г., Смит Э, Спивак В.А. Наиболее полно стили управления были рассмотрены А.А. Журавлевым. Влияние личности на выбор стиля управления и взаимосвязь черт личности с управленческой деятельностью рассматривалось такими специалистами, как Баркова Г.П., Прокопчук С.С., Бердыева Д.Ш., Голубева Г.Ф., Кащеева А.В., Оганян М.Ю., Птуха Н.И. и др.


Практическая значимость исследования в том, что оно позволяет более полно изучить и провести предварительное обследования кандидатов на занятие вакансий руководителей с целью прогноза эффективности их деятельности, а также – в возможности оптимизации и повышения эффективности деятельности руководителей, так как различные производственные ситуации требуют различных подходов к управлению.

Для проверки гипотезы в исследовании используются следующие методы и методики: анализ, классификация, обобщение, сравнение, «Диагностика стилей руководства» по А.Л. Журавлеву.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. В работе представлено 5 таблиц и 14рисунков, в списке литературы – 30 позиций.

Глава 1. Теоретические вопросы по стилям руководства и подчинения в компании

1.1 Понятие стиля руководства и факторы его формирования

Специалисты рассматривают стиль руководства по-разному. Одни понимают его как социальный процесс передачи информации в условиях общения по разным каналам и с помощью разнообразных коммуникативных средств[1]. Другие рассматривают стиль руководства как возможность оказывать коммуникативное воздействие на сознание сотрудника, расширяя знания, улучшая мнение, поддерживая интерес к чему-то, способствуя эффективности деятельности[2].

Стиль руководства – это совокупность определенных методов, приемов и действий, которые наиболее привычны для руководителя по отношению к подчиненным, наиболее характерная для него манера общения с ними[3]. Каждый руководитель имеет свой стиль управления. Однако, специалисты, ориентируясь на общие черты в стилях разных руководителей, выделили различные классификации стилей.

Проанализировав исследования специалистов можно выделить несколько основных элементов, которые оказывают влияние на формирование стиля управления:


  1. Отношение к инновациям.
  2. Характер распределения полномочий.
  3. Используемые методы общения с подчиненными.
  4. Применяемые методы руководства.
  5. Отношение к ответственности.
  6. Характер процесса принятия управленческих решений.
  7. Характер контроля за деятельностью подчиненных.
  8. Отношение к проявлению подчиненными инициативы.
  9. Степень сотрудничества между руководством и подчиненными.
  10. Интерес к образовательному и профессиональному росту подчиненных.

Формирование стиля управления руководителя происходит при учете двух видов факторов: объективных и субъективных. Первые никак не зависят от руководителя, сюда входят его здоровье, возраст, образование, особенности его обязанностей, социально-психологические характеристики коллектива. Субъективные факторы зависят от личности руководителя, сюда относятся деловые и человеческие качества, навыки и знания управленческой деятельности, манера поведения[4].

Руководитель организации обладает своим собственным уникальным стилем, под влиянием конкретных факторов и условий он приобретает свою направленность и содержание.

1.2 Классификация стилей руководства

Управление деятельностью коллективов организации осуществляется в двух формах: руководство и лидерство[5].К. Левин предложил одну из наиболее распространенных классификаций стилей лидерства (1938 г.) (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Виды стилей руководства[6]

Авторитарный стиль руководства характеризуется следующими чертами[7]:

  • большой концентрацией власти в руках руководителя;
  • наличием права всеобщего контроля;
  • разработка и принятие решение только на руководителе;
  • моральным давлением на подчиненных;
  • требованием соблюдения собственных распоряжений (жесткий авторитарный стиль) или различных инструкций (бюрократический стиль);
  • преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот.

Демократический стиль управления характеризуется следующими чертами[8]:

  • распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными;
  • не навязыванием собственной воли подчиненным;
  • предоставлением подчиненным возможности вырабатывать и принимать собственные решения;
  • информированием подчиненных по важным для них вопросам;
  • коллегиальностью решений;
  • общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу.

Либеральный стиль руководства характеризуется следующими чертами[9]:

  • предоставлением подчиненным полной свободы в определении целей деятельности, в выборе средств их достижения, в осуществлении самоконтроля;
  • незначительным участием в управлении персоналом;
  • уменьшением персональной ответственности.

Выделяют так же и анархический стиль управления, он отличается от либерального тем, что руководитель стремится избегать ответственности за деятельность подчиненных и не позволяет подчиненным контролировать собственную деятельность[10].

Следует отметить, что авторитарный стиль руководства негативно сказывается на морально-психологическом климате в коллективе, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности сотрудников. Руководитель с демократическим стилем управления стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе. Либеральный стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью[11]. Данная классификация основывается на представлениях Курта Левина. В таблице 1.1 приведена сравнительная характеристика перечисленных стилей руководства.

Таблица 1.1

Характеристика перечисленных стилей руководства[12]

Фактор

Стиль руководства

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Способ принятия решений

Единоличный

Консультация с подчиненными

На основе указаний сверху или под влиянием подчиненных

Форма управления

Приказ, распоряжение

Предложение

Просьба

Ответственность

Единоличная

Полномочия

В руках исполнителя

Отношение к инициативе работников

Возможна

Поощряется и применяется

Полностью в руках работников

Продолжение таб. 1.1

Принципы подбора сотрудников

Устранение конкурентов

Выбор деловых, знающих кадров

-

Отношение к знаниям

Считает, что в обучении нет нужды

Постоянное обучение, самообучение

Нейтральное

Отношение к общению

Отрицательное

Положительное

Нейтральное

Отношение к работникам

Зависит от настроения

Доброжелательное, требовательное

Нетребовательное

Отношение к дисциплине

Формальное и твердое

Разумное

Мягкое и формальное

Отношение к стимулированию

Наказание, редкое поощрение

Поощрение, редкие наказания

По желанию


Существуют и другие классификации стилей руководства. Данная классификация основывается на трудах И. Ниномийя[13]:

1. « Патриарх». Руководитель старается полностью контролировать всю деятельность своих подчиненных, от них требуется исполнительность и покорность.

2. «Птица страус». Руководитель ориентируется на свой имидж, статус и репутацию, хочет избежать любых конфликтов, боится различий во мнениях. Он обладает высоким уровнем компетенции, но, несмотря на это ему недостает таких качеств, как гибкость и инициативность[14].

3. «Индивидуалист». Руководитель стремится во всем быть самостоятельным, решать все сам, лишает своих подчиненных всякой инициативы.

4. «Педант». Руководителю важна каждая деталь, любая мелочь, он против совместного принятия решений с коллективом[15].

5. «Посредник». Руководитель коммуникабелен, общителен, хорошо разбирается в людях, поддерживает коллективное принятие решений и творческий подход. Не в состоянии в случае необходимости проявить волю, склонен к компромиссам.

6. «Прилежный бобер». Руководитель ориентируется на формальные показатели, для него в первую очередь важно то, чтобы все работали по правилам. Самостоятельно подготавливает планы работы[16].

И. Ниномийя считает, что эти стили руководства встречаются не изолированно друг от друга, а в различных комбинациях. Американские исследователи Р. Хаус и Т. Митчелл  выделили  четыре типа руководства (таблица 1.2).

Таблица 1.2

Стили управления по Р. Хаус и Т. Митчелл[17]

Стиль управления

Характеристика

Поддерживающий

руководитель дружески настроен по отношению к подчиненным, ему интересны их потребности и нужды

Директивный

руководитель требует соблюдения регламента от подчиненных, контролирует выполнение заданий

Разделяемый

руководитель стремится консультировать с подчиненными и учитывает их предложения

Достижение

руководитель ориентирован на достижения и качественное выполнение заданий

Другие исследователи (Блейк Р. и Мутон Дж.) выделяют такие стили руководства, как[18]:

1. Любезный стиль: руководитель уделяет много времени и сил на удовлетворение потребностей подчиненных, это создает положительную, комфортную и дружелюбную атмосферу в коллективе.