Файл: Выбор стиля руководства в организации (Понятие стиля руководства и факторы его формирования).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические вопросы по стилям руководства и подчинения в компании
1.1 Понятие стиля руководства и факторы его формирования
1.2 Классификация стилей руководства
1.3 Обзоры подходов и методик определения стиля руководства
Глава 2. Анализ стиля руководства на примере компании «На семи холмах»
2.1 Описание объекта исследования («На семи холмах»)
2.2 Определение стиля руководства на примере компании «На семи холмах»
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию стиля руководства в компании «На семи холмах»
3.1 Предложения по совершенствованию стиля руководства на примере компании «На семи холмах»
3.2 Затраты на рекомендации по выбору стиля руководства на примере компании «На семи холмах»
- формирование и реализация высококачественного туристического продукта;
- развитие своей деятельности;
- активное сотрудничество с фирмами-партнерами;
- расширение своего присутствия на туристическом рынке.
Компания определяет целевой сегмент по следующим характеристикам (социально-демографические критерии):
- примерный возраст потребителя колеблется в диапазоне 25-55 лет;
- гендерный различий нет, это почти в равной степени, как мужчины, так и женщины;
- уровень дохода находится в диапазоне «средний» и «выше среднего»;
- уровень образование значение не имеет, но в основном это люди со средне-специальным и высшем образованием;
- семейное положение, обычно это семьи из 2-4х человек.
В таблице 2.2 представлен SWOT анализ компании. Данный анализ направлен на выявление сильных, слабых сторон и возможностей, угроз для компании. Сильные и слабые стороны компании позволяют определить ее текущее состояние и проблемы, которые следует устранить. Выявленные общеорганизационные и личностные ценности сотрудников помогут определить то, чего компания хочет добиться. Внешние возможности и угрозы позволяют фирме понять, какие у нее есть перспективы для развития[36].
Таблица 2.2
SWOT анализ компании «На семи холмах» (разработано автором)
Внутренние сильные стороны: удобное месторасположение, положительная репутация, широкий ассортимент, опытный руководитель, известный бренд, устойчивое финансовое положение |
Внутренние слабые стороны: высокие цены, отсутствие базы постоянных клиентов, частое изменение цен, недостаток классификации работников |
Внешние возможности: рост рынка, рост спроса, увеличение покупной способности покупателей, увеличение прибыли, разработка новых методик, расширение ассортимента, улучшение обслуживания |
Внешние угрозы: высокий уровень конкуренции, сильные конкуренты, снижение спроса, перенасыщение рынка, негативное отношение потребителей, возможность отказа в кредите |
Стратегия – тесная связь с потребителями |
|
Проблема – недостаточная поддержка покупателей, готовность помогать и идти навстречу постоянным клиентам, слабое стимулирование персонала, то есть некачественное обслуживание |
Компания «На семи холмах» позиционирует себя как компанию, предоставляющую максимально качественные туристические услуги и сервисное обслуживание, а забота о клиенте является одним из лучших дополнительных преимуществ компании.
2.2 Определение стиля руководства на примере компании «На семи холмах»
Для того чтобы проанализировать взаимосвязь стиль руководства и подчинениябыло организовано исследование. Поставлены следующие задачи:
- с помощью методики А.А. Журавлева «Диагностика стиль руководства» определить, к какому стилю руководства относятся руководители компании: директивному, коллегиальному или либеральному[37];
- проанализировав полученные результаты.
Выборочная совокупность: руководители средних и высших звеньев компании «На семи холмах». Было выбрано 20 руководителей различных подразделений. Из них 10 человек – руководители среднего звена и 10 человек – руководители высшего звена. Возраст от 25 до 55 лет. Пол – мужчины и женщины. Стаж работы в компании – от 1 до 5 лет.Учитывая малый объем выборки, исследование следует считать пилотажным.
Результаты тестирования (по определению стиля управления) показывают, что большинство руководителей предприятия «На семи холмах» стараются четко распределять полномочия между собой и своими подчиненными (71%), централизуют руководство 20% респондентов и 9% респондентов делают это только в трудных ситуациях (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 - Распределение полномочий, %
В критических ситуациях 45% респондентов начинают более тесно взаимодействовать с подчиненными, 31% - переходят на более жесткие методы управления, остальные респонденты стараются не изменять свой стиль и метод управления (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 - Действия руководителей в критических ситуациях, %
28% респондентов регулярно общаются с подчиненными, информируя их о положении дел на предприятии. 32% - общаются с подчиненными только по мере необходимости, 50% - общаются в основном с активами коллектива.
Некоторые респонденты (15%) иногда сами обращаются за советами к подчиненным, 27% респондентов более строги и не допускают, чтобы подчиненные им подсказывали. Остальные респонденты выслушивают советы подчиненных, только тогда, когда те знают, как лучше действовать в той или иной ситуации (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 - Обращение за рекомендациями к подчиненным, %
25% строго контролируют работу своих подчиненных, 41% -контролируют работу сотрудников, но при хороших результатах хвалят их. 34% респондентов, контролируя работу сотрудников, всегда пытаются найти недостатки в их работе. Большинство респондентов (62%) решая производственные задачи, старается налаживать благоприятную атмосферу в коллективе. 38% - когда есть необходимость, защищает интересы своих работников.
11% респондентов при недостатке знаний стараются решить все самостоятельно, не прибегая к помощи другим. 25% - при отсутствии знаний не боятся обратиться за помощью к подчиненным, остальные респонденты стараются обучаться (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 - Действия при недостатке знаний, %
62% респондентов старается распределить ответственность за производственные задачи между собой и своими подчиненными, остальные респонденты – стараются брать ответственность только на себя (рисунок 2.6).
Рисунок 2.6 - Отношение к ответственности, %
Преобладающими методами воздействия на подчиненных у 32% респондентов являются приказы и распоряжения, 27% - обращаются с поручениями и советами, 41% - делают только справедливые замечания своим работникам (рисунок 2.7).
Рисунок 2.7 - Преобладающие методы воздействия на подчиненных, %
88% респондентов всегда обращается с подчиненными вежливо и доброжелательно, у 12% респондентов характер обращения к подчиненным часто меняется (рисунок 2.8).
Рисунок 2.8 - Обращение с подчиненными, %
Почти все респонденты (91%) умеют поддерживать трудовую дисциплину и порядок в своем коллективе. 9% руководителей стремятся к идеальной дисциплине.Характер общения 61% руководителей в основном формальный, только по деловым вопросам, 39% - со своими подчиненными общаются не только по производственным вопросам, но и интересуются домом, семьей, свободным временем (рисунок 2.9).
Рисунок 2.9 - Характер общения с подчиненными, %
42% респондентов старается единолично вырабатывать и отменять решения, остальные респонденты стараются решать вопросы совместно с подчиненными, единолично решает только сложные и оперативные вопросы (рисунок 2.10).
Рисунок 2.10 - Принятие решений, %
38% респондентов поддерживают и способствуют самостоятельности своих подчиненных, 62% - стараются поддерживать самостоятельность работников, но только по мере необходимости (рисунок 2.11).
Рисунок 2.11 - Поддержка самостоятельности работников, %
Почти всех руководителей предприятия «На семи холмах» можно назвать требовательными, но не придирчивыми. 11% респондентов не поддерживают нововведения, 40% - поддерживают инновации только в производственной сфере, 49% - охотно поддерживаю нововведения, если они целесообразны (рисунок 2.12).
Рисунок 2.12 - Поддержка нововведений, %
Результаты показывают, что часть руководителей организованны, амбициозны, стремятся к цели. Они ощущают давление времени и готовы пожертвовать наслаждением в настоящем ради достижения своих карьерных целей. Другие же стараются идти к цели совместными усилиями со своими подчиненными, но в случае необходимости.
У 15% респондентов отсутствует направленность на цель, они убеждены, что будущее предопределено и на него невозможно повлиять собственными действиями, его невозможно контролировать, а настоящее следует переносить с покорностью и смирением. 85% считают, что все в их руках и только они могут повлиять на свое будущее.
Почти все респонденты являются сильными личностями, обладающими достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Они убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
57% респондентов являются относительно независимыми людьми, которые руководствуются собственными целями и стремлениями, принципами и убеждениями, то они не подвержены внешнему влиянию и свободны в своем выборе. В то же время они могут направляться своими подчиненными, если те лучше осведомлены в том или ином вопросе.
73% респондентов умеют быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, взаимодействовать с окружающим миром и людьми. 77% респондентов не бояться быть естественными, раскованными, эмоциональными, 23% - стараются вести себя спокойно и сдержанно.
78% респондентов быстро устанавливают связь с другими людьми и налаживают глубокие и тесные отношения, а вот 22% респондентов – по шкале контактности обладают низким уровнем, то есть не умеют быстро находить общий язык с окружающими.
Таким образом, можно отметить, что у 77% респондентов коллегиальный стиль управления, у 23% - директивный (рисунок 2.13).
Рисунок 2.13 - Стиль управления руководителей в предприятии «На семи холмах», %
Демократический стиль управления (коллегиальный) характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и подчиненными. Руководитель интересуется мнениями коллектива по важным производственным вопросам, принимает совместные решения. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.Авторитарный (директивный) стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства. Руководитель требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы.
Вывод:
Основное направление деятельности компании ООО «На семи холмах» организация разнообразных туров по городам Золотого Кольца, России и СНГ для школьных групп и индивидуальных туристов. В компании имеются интересные программы по приему российских и иностранных туристов в Москве. По каждому направлению туризма в агентстве работает свой менеджер-консультант.Можно отметить, что количество клиентов с каждым годом увеличивается, а прибыль растет.
Для выявления взаимосвязи стиля руководства была выбрана методика -стиль управления А.А. Журавлева. Исследование показало, что в зависимости от преобладания тех или иных черт личности, руководители склонны к тому или иному выбору стиля управления и отношению к своим подчиненным. Личностные особенности человека (черты личности, тип личности) влияют на выбор приемов, методов и манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным. Руководители с такими личностными качествами, как общительность, эмоциональность предпочитают демократический стиль управления, руководители с сильным проявлением лидерских качеств – авторитарный.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию стиля руководства в компании «На семи холмах»
3.1 Предложения по совершенствованию стиля руководства на примере компании «На семи холмах»
Для совершенствования стиля руководства в компании «На семи холмах» рекомендуется следующее:
1. Проведение специализированных курсов.
2. Привлечение к управлению рядовых сотрудников компании.
3. Проведение совещаний и планерок.
4. Личное планирование рабочего времени для руководителей высшего звена.
5. Оценка и поощрение результатов деятельности.
6. Обучение по методуIn‐Basket.
В компании следует проводить следующие курсы для руководителей высшего и среднего звена. Первый – «определение своих слабых мест». В рамках данного курса руководителю необходимо определить, каких характеристик ему не хватает, определить психологический климат в коллективе.