Файл: Роль эмоциональных переживаний учеников в обучении, воспитании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внимание младшего школьника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Без достаточной сформированности произвольного внимания, развитие которого является одной из важнейших задач школы, учебный процесс невозможен.

Свойства внимания могут отличаться у детей. Эти свойства бывают развиты в неодинаковой степени. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом. Невнимательные ученики характеризуются сильной отвлекаемостью, низким уровнем устойчивости, распределения
и переключения внимания и плохим умением концентрироваться.

Факт того, что внимание на начальной стадии обучения не развито, слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания.
К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять
и выполнять произвольно заданную программу действий.

Дальнейшее развитие в младшем школьном периоде получает воображение. Творчество играет важную роль в жизни любого человека,
а оно невозможно без воображения. К тому же раз игра всё ещё важна для младших школьников, в этой деятельности воображение активно используется. Благодаря воображению человек может прогнозировать результат своих действий. К тому же, воображение неразрывно связанно
с памятью. Материал для воображения частично предоставляется памятью,
а память использует образы воображения.

Память у младших школьников развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Что касается непроизвольности,
то учащиеся легче запоминают учебный материал, который вызвал у них интерес. Это происходит у них непроизвольно. То же самое можно сказать
и о материале, преподнесенном в игровой форме, ярких наглядных пособиях, иллюстрациях. Но в отличие от дошкольников учащиеся младших классов способны произвольно и целенаправленно запоминать неинтересный
им материал, ведь обучение в школе в основном строится с опорой
на произвольную память. Младшие школьники характеризуются хорошей механической памятью. Но необходимо развивать смысловую память, потому что механическое заучивание текстов в младших классов может привести к будущим проблемам в учебной деятельности. Осмысленный материал легче запоминается, а механически зазубренный производиться без понимания текста. Для того чтобы развить смысловую память, преподаватель должен научить детей простейшим мнемоническим приёмам. Например, прослеживание основных смысловых линий, составление плана, деление текста на смысловые части и озаглавливание этих частей, воспроизведение материала вслух или про себя.


Во время учебной деятельности развивается процесс сравнения. Вначале в сравнении учащиеся легко выделяют различия и труднее сходство. Затем дети учатся выделять яркие, броские признаки, в том числе
и существенные. Развиваются процессы обобщения. Содержание понятий
и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов. В этом возрасте мышление ребенка тесно связано
с его личным опытом и потому чаще всего в предметах и явлениях он выделяет те стороны, которые говорят об их применении, действии с ними.
В младшем школьном возрасте у детей постепенно развивается способность к анализу, которая как мыслительное действие предполагает разложение целого на части, выделение путем сравнения общего и частного, различение существенного и несущественного в предметах и явлениях. Ребёнок начинает овладевать анализом, выделяя в предметах и явлениях различные свойства
и признаки. Но умение выделять определённые свойства в предметах
и явлениях даётся младшим школьникам с большим трудом. Обычно
в первом классе дети выделяют лишь два-три свойства у какого-либо предмета. Но по мере обучения, расширения кругозора учащихся
и знакомства с различными аспектами действительности такая способность, безусловно, совершенствуется. При различных учебных задачах, например, выделении корня в родственных словах, кратком пересказе текста или выборе заголовка для отрывка, младшим школьникам приходится учиться выделять общее и существенное. Детям приходится учиться умению отвлечься от несущественных деталей, что даётся им с не меньшими усилиями, чем выделение существенного.

Приемы логического анализа необходимы учащимся уже в первом классе, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала. Именно в начальной школе происходит развитие важнейших психических функций, необходимых для успешной учёбы в будущем. Именно поэтому младший школьный период имеет такое огромное значение в жизни каждого человека.

Таким образом, младший школьный возраст - это возраст интенсивного развития. Возникает произвольное и намеренное запоминание, способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для решения текущей задачи; научается выделять цель, условия и средства ее достижения, появляется способность
к теоретическому мышлению.


2.2 Эмоциональное развитие в младшем школьном возрасте

Общеизвестно положение, что процесс обучения и воспитания протекает успешнее, если педагог делает его эмоциональным.

Эмоции переживания и различные психические состояния, если они испытываются постоянно, оказывают непосредственное влияние на формирование устойчивого отношения к учению, на формирование мотивации учения.

При положительных эмоциях удовлетворяются любознательность, потребность в эмоциональном благополучии. При отрицательных эмоциях наблюдается отход от учебной деятельности, так как не удовлетворяется ни одна из жизненно важных потребностей. Желанная цель не создает реальной перспективы личности. И положительная мотивация не формируется, но зато формируются мотивы избегания неприятностей. Например, такое можно наблюдать в любом учебном заведении: если педагог на базе эмоций выразил свое отношение к обучающемуся (например, к прогульщику, к неуспевающему и т. д.).

Эмоциональная сфера - это процесс, отражающие личную значимость
и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека
в форме переживаний. К основным, или фундаментальным, эмоциям
К. Изард относит следующие: страх, стыд, гнев, радость, интерес. Остановимся подробнее на каждой из них.

2.2.1 Страх

Страх - это эмоция, которая может возникнуть в период новорожденности. Частота вибраций от 0,2 до 2,2 Гц.

Наибольшая чувствительность к страхам проявляется в 7 лет, при поступлении ребенка в школу. Причем y девочек страхов всегда немного больше, чем у мальчиков [5].

Дети, не отделяя вымысел от реальности, иногда начинают бояться персонажей сказок, у младших школьников, его причинами может выступать множество не только биологических, но и социокультурных факторов.

Полезно обратить внимание на то, что по сравнению с дошкольниками у младших школьников возрастает частота «воображаемых» или прогнозируемых переживаний разных угрожающих ситуаций. Формирование такого рода страхов происходит на фоне развития операций прогнозирования на основе хранящихся в памяти ребенка представлений о событиях прошлого опыта. Наличие воображаемых страхов – сигналов - является важным регулятором поведения детей, облегчающим их приспособление к новым сферам жизни (в школе, на улице, в транспорте).

Страхи ребенка отражают его восприятие окружающего мира, рамки которого теперь для него значительно расширяются. Большей частью страхи связаны с событиями в школе, семье и группе сверстников. Необъяснимые и вымышленные страхи прежних лет постепенно уступают место более осознанным заботам, каких немало в повседневной жизни. Предметом страхов могут быть и предстоящие уроки, и уколы, и какие-то природные явления, и отношения между сверстниками [8].


Время от времени у детей в этом возрасте появляется типичное для многих школьников нежелание идти в школу, а то и страх перед нею. Когда происходит такое, у ребёнка нетрудно обнаружить широко распространенные внешние симптомы: головные боли, колики в желудке, рвота и головокружение. Всё это не симуляция, поэтому отнестись к появившимся симптомам следует вполне серьёзно. Обычно такие дети учатся нормально, а их страхи в большей мере обусловлены опасениями за родителей, боязнью оставить их наедине с горем, бедой и т.д., но вовсе не вероятностью получить плохую оценку. Родители, выражая при ребёнке свои тревоги, сомнения и колебания, чаще всего сами порождают у детей страх за них и опосредованно - страх перед школой.

2.2.2 Стыд

Стыд - самая тягостная социальная эмоциональная сфера, надстроенная над врождённым страхом. Стыдно бывает из-за любых ошибок. Стыдящийся боится осуждения своего поведения, сожалеет о совершенном поступке, осуждает своё поведение, испытывает неудовлетворённость собой.

Низкочастотная вибрация стыда измеряется от 0 до 0,2 Гц. Стыд как страх осуждения надстраивается над врожденным страхом. Он формируется уже в возрасте 3-7 лет, являясь социальной формой страха. Существенно, что определяется он уже не физическими характеристиками ситуаций, а их социальным значением [5].

Наряду с нарушением запретов взрослых частыми причинами возникновения стыда в младшем школьном возрасте являются плохие отметки, материальные утраты или другие формы общественного порицания (например, насмешка) [8].

Стыд делает детей младшего школьного возраста восприимчивым к оценкам окружающих. Заставляет идти на муки и страдания, защищая своё достоинство, а также побуждает развивать способности - чтобы быть не хуже других. Однако частое переживание этой эмоции вредно. Стыд — весьма болезненное чувство или вера в то, что ребёнок неполноценный, а значит, не стоит любви и привязанности». Чувство стыда возникает, когда человек считает, что его ошибки — показатель того, что проблема в нём. Совсем не в принятых решениях, и не в методах общения, не в наших заблуждениях. А именно в нас самих. ... Стыд — социальное понятие, и поскольку он зарождается в отношениях, то и лечится в них. Как подчеркивает К. Изард: «Стыд может препятствовать развитию целостности человека
и нередко лежит в основе развития конформности». Подобное чувство оседает на уровне физиологии в теле человека (в его органах на уровне мышечных волокон) и разрушает тело через болезни этих органов. О чем говорит направление в психологии «психосоматика».


2.2.3 Гнев

Н. Вагнер писал о ярости - высшей степени гнева, который у человека выражается сдвинутыми бровями, оттопыренными губами, выставленной вперед нижней губой, стиснутыми кулаками и сильной жестикуляцией. Адекватно воспроизвести гнев ни взрослые, ни дети не могут из-за преобладания в нём вегетативного компонента [8]. Вибрации гнева 1,4 Гц. Деструктивная, разрушительная эмоция.

Гнев в младшем школьном возрасте вызывается ограничением свободы движений, но также у ребёнка развиваются ревность и зависть - как социальные формы гнева. Эмоция гнева быстро мобилизует энергию человека и готовит его к самозащите [1].

Причины гнева разнообразны. Это - физические помехи, различные правила и законы, собственная неспособность, обманы и оскорбления. Однако гнев - это та фундаментальная эмоциональная сфера, контролю над проявлением которой уделяется особое внимание в процессе социализации. Открыто выражать свой гнев в обществе недопустимо. Особенно ребёнку. Младший школьник не имеет права прямо заявить отцу или учительнице, что те несправедливо к нему относятся и поэтому он возмущён и обижен. Неспособность выразить справедливый гнев может нанести ущерб адаптации ребёнка, т. к. мешает ясному мышлению, ухудшает отношения с другими людьми и ведёт к психосоматическим расстройствам.

Если гнев не выражается, это ведёт к самым разным болезненным проявлениям (зуд, крапивница, одышка, боль в животе, повышение артериального давления и пр.). Поэтому необходимо учить детей выражать свои чувства протеста, несогласия, раздражения и злости цивилизованным образом: не крик, плач, угрозы, насмешки или агрессивные действия, направленные на самого себя, других людей или предметы, а словесное выражение испытываемых чувств. Есть различные игровые методики выражения гнева, например, покричать в трубу или втулку от туалетной бумаги; представить человека, который вызвал такие эмоции, например, корабликом на волнах, а себя ветром и сильно дуть, чтобы кораблик «улетел» по волнам подальше. Ни в коем случае нельзя подавлять чувство гнева. Полезно обратить внимание взрослых на то, что на развитие агрессивности влияет мера наказания [8].

2.2.4 Радость

Самый высочайший диапазон частоты измерения от 150 до 205 Гц! Созидательная эмоция! Наравне с безусловной любовью и Просветлением.

Выражение радости легко узнается. При радости лицо расцветает улыбкой: уголки губ оттягиваются кверху, около глаз собираются морщинки. Она не только делает более прочными социальные связи, но и усиливает восприимчивость, увеличивает мотивацию, способствует уверенности и мужеству, она может успокоить, отвлечь. Радость невозможно вызвать волевым усилием, но, ставя ребёнка в определённые ситуации, можно его легко зарядить чувством радости. Положительные эмоции развиваются у детей младшего школьного возраста в игре и в исследовательском поведении. Показано, что момент переживания радости в детских играх по мере роста и развития ребёнка сдвигается. У младших школьников оно возникает при получении желаемого результата, ему принадлежит завершающая роль, поощряющая доведение деятельности до конца. В младшем школьном возрасте, по мере взросления и накопления социального опыта, дети постепенно, на основе подражания, учатся радоваться за других [5].