Файл: Роль эмоциональных переживаний учеников в обучении, воспитании.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
1.1 Психологические теории эмоций и чувств в отечественной и зарубежной литературе
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста
2.2 Эмоциональное развитие в младшем школьном возрасте
2.3 Диагностика эмоционального развития
2.5 Психологические особенности воспитание школьников в коллективе
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умение учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и прежде всего ребёнка.
Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков. Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с одной стороны активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой – тормозить, рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать.
На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Л.С. Выготский говорил, что расставание с дошкольным возрастом – это расставание с детской непосредственностью (2). Ребенок, попадая в школьное детство, оказывается в менее снисходительном и более суровом мире. И от того, как он к этим условиям приспособится, зависит очень многое.
Этой проблемой занимались Л.С. Выготский, И. А. Сикорский, Н. Н. Ланге, А.В. Запорожец и другие. Но эта тема остаётся актуальной и по сей день.
Актуальность темы заключается в том, что преподавателям и родителям необходимо владеть знаниями о данном периоде развития ребенка, поскольку неблагоприятное его протекание для многих детей становится началом разочарований, причиной конфликтов в школе и дома, слабого овладения школьным материалом. А отрицательный эмоциональный заряд, полученный в начальных классах, может явиться конфликтом в будущем.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту,
личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Объектом исследования является учебно-образовательный процесс общего образования.
Предметом исследования являются психологические особенности эмоционального развития детей школьного возраста.
Цель: На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы изучить психологические особенности эмоционального развития детей школьного возраста.
Задачи: 1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2) Раскрыть основные понятия темы: “эмоции”, “чувства”, “эмпатия”.
3) Изучить психофизические особенности детей школьного возраста.
4) Рассмотреть основные направления развития эмоциональной сферы детей школьного возраста.
Методы: 1. Теоретический: анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, тест.
1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
1.1 Психологические теории эмоций и чувств
в отечественной и зарубежной литературе
Термин «эмоция» произошло от латинского «emovere», что переводится, как возбуждать, волновать. Сейчас значение данного термина несколько изменилось. И можно сказать, что эмоции – это обобщенные чувственные реакции, возникающие в ответ на разнообразные по характеру экзогенные сигналы, обязательно влекущие за собой, определенные изменения в физиологическом состоянии организма.
Единого мнения в отечественной и зарубежной психологи в отношении эмоций не существует. Эмоции всегда рассматривались в рамках других процессов. Основная трудность изучения эмоций состоит в их глубоком психологическом содержании. Отечественные и зарубежные психологи внесли огромный вклад в теоретическое и экспериментальное изучение эмоций и чувств хотя ещё очень много нерешённых проблем.
На основе эмоциональной сферы развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.
Эмоциональная сфера личности - это многогранное образование,
в которое помимо эмоций входят многие эмоциональные явления: эмоциональный тон ощущений (удовольствие - отвращение), чувства (любовь, зависть и др.), эмоциональные состояния (тревожность, страх, радость, смех - эмоции), эмоциональные свойства личности, акцентированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональных устойчивых отношениях (чувствах).
Понятие “эмоциональная сфера” включает в себя эмоции и чувства.
Эмоции - это непосредственные импульсивные кратковременные реакции в данный момент времени на происходящее.
Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний, отражающийся в форме непосредственных переживаний, отношений человека к происходящему. Эмоции проявляются как внешне,
так и внутренне. Внешне – в мимике, жестах, интонации голоса,
в двигательных реакциях. Внутренне эмоции проявляются
в физиологических явлениях: дыхании, сердцебиении и т.п.
Эмоции тесно связаны с мотивацией или как говорил И.П. Павлов с рефлексом цели.
Чувства – более сложные, постоянные, глубокие, устоявшиеся эмоциональные состояния человека, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении потребностей.
Отличительные черты чувств: осознанность, предметность, обобщённость, относительное постоянство и устойчивость.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния, осознанное сопереживание состоянию другого человека. Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнения, аналогии и т. п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.
В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей её от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрации
и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость
в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. [12]
Аффект - наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Одна из главных особенностей аффекта в том, что данная реакция неодолимо навязывает необходимость выполнить какое-либо действие, при этом теряется чувство реальности.
Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и прежде всего ребёнка.
Эмоции эволюционно развились из простейших врождённых эмоциональных процессов, сводящихся к органическим, двигательным и секреторным изменениям, до значительно более сложных, утративших инстинктивную основу процессов, имеющих отчётливую привязку к ситуации в целом, то есть выражающих личное оценочное отношение к имеющимся или возможным ситуациям, к своему участию в них.
Эмоции и чувства возникли и развивались в процессе эволюции. Их приспособительное значение в том, что жизнь животных отличается неравномерностью нагрузок. Не были здесь исключением и предки человека. Периоды крайнего напряжения чередуются с периодами покоя и расслабления. Во время охоты и преследования добычи, в схватке с сильным хищником, угрожающим жизни, или в момент бегства от опасности от животного требуется напряжение и отдача всех сил. Необходимо развить максимальную мощность в критическую минуту, пусть даже это будет достигнуто с помощью энергетически невыгодных процессов обмена веществ. Физиологическая активность животного переключается на "аварийный режим". В таком переключении и состоит первая приспособительная функция эмоций.
Вопрос о природе эмоций в течение длительного времени не находил своего решения, обуславливая появление различных, иной раз
и противоположных точек зрения. В XVIII-XIX веке самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, утверждавшая, что органические проявления эмоций являются следствием психических явлений. Сторонник этой позиции И.Ф. Гербарт считал, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые человеком чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями [10]. Этих взглядов придерживался и В. Вундт, утверждая, что эмоции - это изменения представлений под влиянием чувств, но по его мнению, и чувства могут изменяться благодаря представлениям, при этом органические процессы являются лишь следствием эмоций.
После опубликования Ч. Дарвином в 1872 году книги "Выражение эмоций у человека и животных", в которой он утверждал, что эволюционное развитие и изменение происходит не только на биологическом, но
и психическом, поведенческом уровне, появилась эволюционная теория эмоций, в которой биологическая природа и польза эмоций объяснялась как важный приспособительный механизм, способствующий адаптации организма к окружающей среде. По Дарвину, эмоциональные выразительные движения - это рудимент целесообразных инстинктивных действий,- это биологически значимый сигнал для особей своего и других видов [14].
В конце XIX века американский психолог У. Джеймс и независимо от него датский психолог Г.Н. Ланге выдвинули периферическую теорию эмоций, согласно которой возникновение эмоций обусловлено определенными физиологическими реакциями организма; ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные реакции. В своей статье "Что такое эмоции" в 1884 году Джеймс пишет: "Мой тезис состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта и что наше переживание этих изменений, по мере того, как они происходят, и является эмоцией… Мы огорчены, потому что плачем; разгневаны, потому что наносим удар; испуганы, потому что дрожим, а не наоборот… Если бы восприятие не сопровождалось телесными изменениями, оно было бы исключительно познавательным, бледным, лишенным колорита и эмоционального тона." Г.Н. Ланге высказывал сходные мысли, но если для Джеймса органические изменения сводились к висцеральным, то для Ланге они были преимущественно вазомоторными. Смысл этой парадоксальной и спорной теории сводится к тому, что произвольное изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции. Начните смеяться - и вам станет смешно, изобразите гнев - и вы действительно начнете его переживать, подавите внешнее проявление эмоций - и они исчезнут. Ограниченность этой теории одним из первых показал У. Кеннон, выдвинув два антитезиса. Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают очень похожи друг на друга и не отражают их качественное своеобразие. Во-вторых, эти физиологические изменения разворачиваются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, предшествуя физиологической реакции. Он показал также, что искусственно вызванные физиологические изменения, характерные для определенных сильных эмоций, не всегда вызывают ожидаемое эмоциональное поведение. По мнению Кеннона, эмоции возникают вследствие специфической реакции центральной нервной системы и, в частности – таламуса [6]. Но чуть позже, в своих исследованиях П. Бард доказал, что эмоциональные реакции и сопутствующие им физиологические изменения возникают почти одновременно.