Файл: Роль эмоциональных переживаний учеников в обучении, воспитании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Американский психолог У.Бронфенбреннер считает, что поведение индивидов в коллективе определяется только принуждением, давлением на него других лиц, что коллектив формирует лишь внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с его позицией. Конечно, такие случаи вполне возможны, но они обусловливаются не сущностью самого коллектива, а применением авторитарных методов воспитания.

Психологи, игнорирующие роль коллектива как инструмента воспитания, по существу недооценивают роль воспитания и социальной среды и переоценивают значение внутренних психических факторов в развитии личности. Хорошо известно, что происходит с группой детей, предоставленной самой себе. Без воспитания эта группа становится ватагой, где воцаряется культ насилия, развиваются асоциальные наклонности.

Опыт воспитания в нашей стране и многочисленные исследования показывают, что коллектив является важным средством формирования личности. В коллективе личность быстрее изживает свои недостатки и приобретает ценные качества, необходимые ей для вхождения в общество, для участия в совместной деятельности. Под влиянием коллектива происходит обогащение личного нравственного опыта.

Каждый член коллектива получает удовлетворение от своей причастности к коллективу, у него формируется чувство защищенности, которое А.С.Макаренко считал важным признаком общего тона коллектива. В работе психолога А.Н.Лутошкина "Эмоциональные потенциалы коллектива" приведены примеры коллективов, в которых взаимоотношения личностей не оставляли никаких надежд на их согласие, но в общей деятельности это согласие проявлялось: Люди за работой как бы забывали о своих расхождениях, антипатиях и вместе делали дело.

При этом проявляются и формируются механизмы так называемого толерантного поведения (мера взаимных уступок, гибкость в отношениях, такт), которые необходимы каждому для вхождения в коллектив и последую­щей жизни в нем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав научную психологическую литературу, я раскрыла понятия “эмоции”, “чувства”, “эмпатия”.

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности её мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека.


Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства.

Эмоции влияют на выраженность переживаний человека. Воспитание эмоций и чувств человека начинается с самого раннего детства. Важнейшим условием формирования положительных эмоций и чувств является забота со стороны взрослых.

Также я рассмотрела психофизические особенности младшего школьного возраста и основные направления эмоционального развития младших школьников.

У младших школьников активно развиваются все психологические познавательные процессы, они становятся осознанными и произвольными.

Начало обучения в школе порождает существенные изменения
в эмоциональной жизни детей. Учение и коллективная деятельность способствуют развитию у детей высших чувств. У младшего школьника интенсивно формируются такие моральные чувства, как чувство любви
к Родине, сочувствие к угнетенным и ненависть к их угнетателям, чувство коллективизма, товарищества. Выполнение определенных обязанностей
в школьном коллективе, совместная учебная и общественная деятельность, взаимная ответственность друг перед другом и перед классом в целом приводят к тому, что у учащихся накапливается необходимый практический опыт морального поведения в коллективе. На основе этого опыта
у школьников формируется чувство долга и ответственности, умение подчинять свои чувства и личные интересы общим целям и интересам коллектива.

Учитель должен стремиться к тому, чтобы ребята обогащались эмоциональными переживаниями, которые имеют положительное жизненное значение.

Упражнение чувств содействует формированию более совершенных отношений человека к окружающему миру, природе и человеческому обществу.

Список использованной литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, 2008

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология, 1996.

3. Грот Н.Я. Психология чувствований,1880

4. Изард К.Э. Психология эмоций, 2003

5. Изард К. Эмоции человека, 1980

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства, 2006

7. Коробкова С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах, 2011

8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология, 2001

9. Липкина Л. Ж. Самооценка школьника, 1976