Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Концептуальные подходы к изучению феномена).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методические подходы к исследованию организационной культуры
1.1 Концептуальные подходы к изучению феномена организационной культуры
1.2 Типологии организационных культур
1.3 Методы диагностики организационной культуры
Глава 2. Диагностика организационной культуры на примере предприятия нефтегазовой отрасли
2.1 Организационно-экономическая характеристика
Исходя из модели, организационную культуру можно представить в виде круга.
По горизонтали культура делится на внешний фокус и внутренний фокус, что отсылает нас к модели организационной культуры, разработанной Р. Куинном и К. Камероном. Вовлеченность и согласованность характеризуют внутренние процессы в организации, а адаптивность и миссия - внешние.
По вертикали рисунок делится на гибкую организационную культуру и стабильную. В свою очередь, гибкость определяется вовлеченностью
и адаптивностью, а стабильность можется быть измерена согласованностью. Вовлеченность и адаптивность имеют опрeделяющее значение для организационной гибкости и изменений, и напротив, согласованность определяют способностью организации к стабильности и управляемости.
Для измерения организационной культуры был составлен опросник, состоящий из 60 утверждений, которые разделялись на четыре группы
в соответствии с выделенными чертами. При оценке каждого высказывания респондент может поставить от 1 до 5 баллов. После анкетирoвания проводится подсчет баллов по каждому индикатору и характеристике.
Графический профиль представляется в виде круга, с помощью которого организацию можно сравнивать с другими более или менее эффективными (рис 3).
Рис.3 Модель Дэниеля Денисона
Каждый сектор содержит 3 показателя. Приведем их.
Миссия:
- Стратегическое направление и намерение – понимание и разделение
стратегии сотрудниками;
- цели и задачи – наличие и понимание задач у сотрудников,
выполнение которых способствует достижению стратегической цели;
- видение – удовлетворенность сотрудников направлением
развития компании.
Адаптивность:
- Способность к изменениям – способность воспринимать изменения
внешней среды и стремление работать с ними;
- Внимание к клиентам – способность идентифицировать и удовлетворять потребности клиентов;
- Обучаемость организации – роль обучения в компании и условия для
внедрения инноваций.
Вовлеченность, показывает уровень ответственности сотрудников
за общее дело, ориентацию на человеческий капитал:
- Предоставление полномочий – степень вовлеченности, причастности
сотрудников к своему делу;
- ориентация на работу в команде – ценность командной работы;
- возможности развития – заботится ли компания о развитии сотрудников
и обладает ли потенциалом для развития и конкуренции (по мнению сотрудников).
Согласованность, определяет ценности, лежащие в основе корпоративной культуры:
- Вовлеченность в ценности – самоидентификация сотрудников с
компанией и разделение ценностей;
- способность к консенсусу – способность идти на уступки и искать
компромисс при выявлении разногласий;
- координация и интеграция – разделяют ли сотрудники разных
подразделений общие ценности и нормы[13].
Представленные методы имеют неоспоримые доcтоинства, что обуславливает их ширoкое применение:
- методики Денисона и Камерона-Куинна учитывают мнения всех
сотрудников организации, содержат меньше утверждений. Это дает возможность пoлучить более объективный результат и уменьшить временные затраты на заполнение анкет и обработку. Визуализация результатов в виде графического профиля облегчает восприятие;
- в методике Г. Хофстеде уделяется внимание изучению национальной особенности сотрудников.
На наш взгляд, наиболее эффективным является исcледовательский подход, сочетающий различные стратeгии и методы изучения культуры.
Он позволяет получить более полную, детальную, объeктивную картину состояния организационной культуры. Однако на практике, как правило, приходится выбирать более сокращенный исследовательский вариант, поскольку возникают временные, материальные, кадровые или иные ограничения.
Глава 2. Диагностика организационной культуры на примере предприятия нефтегазовой отрасли
2.1 Организационно-экономическая характеристика
Открытое акционерное общество «Сургутнефтегаз» (Компания) является одной из ведущих нефтяных компаний России по объемам добычи углеводородного сырья.
Как нефтегазодобывающее предприятие Компания берет свое начало от нефтепромыслового управления «Сургутнефть», созданного в 1964 году. В 1977 году Компания получила статус многопрофильного производственного объединения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.11.1992 №1403 производственное объединение «Сургутнефтегаз» в 1993 году было преобразовано в акционерное общество открытого типа «Сургутнефтегаз».
Акции Компании распределены между акционерами, ни один из которых не является конечной контролирующей стороной и не оказывает существенного влияния.
Основными видами деятельности Компании и ее дочерних компаний (далее совместно именуемых - Группа) являются разведка, добыча и переработка нефти и газа, сбыт углеводородного сырья, продуктов нефте- и газопереработки.
Прочие виды финансово-хозяйственной деятельности включают в себя банковскую деятельность, страховую деятельность и производство прочих товаров, работ, услуг.
Компания осуществляет геолого-разведочную деятельность в трех нефтегазоносных провинциях: Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской и Тимано-Печорской. Добычу нефти и газа Компания ведет в Западной и Восточной Сибири.
В 2016 году объем добычи нефти составил 61,8 млн т, объем производства газа - 9,8 млрд м3. Уровень утилизации попутного нефтяного газа - 99,34 %.
Компания проводит мероприятия по восполнению и развитию ресурсной базы: осуществляет геолого-разведочные работы на лицензионных участках, участвует в аукционах по приобретению новых участков и ведет доразведку запасов на действующих месторождениях. На конец отчетного периода Компания владела 162 лицензиями на право пользования недрами. Объем поисковоразведочного бурения составил 201,4 тыс. м. Сейсморазведочные работы 2D проведены в объеме 4,4 тыс. погонных км, 3D - 0,9 тыс. км2. В 2016 году Компанией открыты 2 месторождения в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре и 1 в Ненецком автономном округе, 20 залежей нефти на ранее открытых месторождениях. Прирост извлекаемых запасов нефти категорий АВ1С1 составил 103,9 млн т, уровень восполнения запасов - 168 %.
Компания ежегодно вводит в разработку новые запасы углеводородного сырья и проводит значительный объем геолого-технических мероприятий на действующих месторождениях для сохранения стабильных объемов добычи нефти. В 2016 году введено в разработку
- месторождения в Западной Сибири (Южно-Нюрымское и Южно-Ляминское) и 1 месторождение в Восточной Сибири (Южно-Талаканское). Объем эксплуатационного бурения составил 4 500 тыс. м, введено в эксплуатацию 1 260 нефтяных и 608 нагнетательных скважин.
В состав Группы входит нефтеперерабатывающий завод ООО «КИНЕФ», расположенный в Ленинградской области, с мощностью переработки 20,1 млн т, газоперерабатывающий завод в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре мощностью 7,3 млрд м3 и 5 сбытовых обществ, расположенных на Северо-Западе Российской Федерации.
Компания проводит оценку экономической эффективности поставок продукции по различным направлениям реализации. В 2016 году основными направлениями поставок нефти стали дальнее зарубежье и на нефтеперерабатывающий завод ООО «КИНЕФ».
В 2016 году основной объем поставок нефти в дальнее зарубежье (83 %) осуществлялся через порты Приморск, Козьмино и Усть-Луга. Остальной объем нефти реализован на экспорт по системе трубопроводов ПАО «Транснефть» в дальнее зарубежье - на рынки Европы.
Группа осуществляет экспорт нефтепродуктов, основной объем которых составляют мазут и дизельное топливо. Доля мазута в общем объеме экспорта нефтепродуктов составила 50,1 %, дизельного топлива - 37 %. В 2016 году основными портами отгрузки нефтепродуктов стали Усть- Луга и Приморск.
На внутреннем рынке Группа реализует бензин, дизельное топливо, авиакеросин и иные продукты нефтепереработки. Реализация нефтепродуктов осуществляется Группой через оптовые и розничные продажи. В 2016 году Группой эксплуатировались 295 АЗС, объем розничного товарооборота составил 801,3 тыс. т.
Место расположения Компании: 628415, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ - Югра, г.Сургут, ул.Григория Кукуевицкого, 1, корпус 1.
Среднесписочная численность работников Группы за 2016 г. составляет 117 тыс. человек (за 2015 г.: 118 тыс. человек).
Важным фактором стабильной производственной деятельности компании является укрепление минерально-сырьевой базы.
В Восточной Сибири на месторождениях компании продолжается рост объемов производства, доля региона в общей добыче нефти в отчетном году увеличилась до 13 %. Обеспечена добыча 7,7 млн. т. нефти, что на 7,1 % выше уровня 2016 года.
2.2 Анализ организационной культуры объекта исследования
Анализ организационной культуры проведем по методике К. Камерона и Р. Куинна конкурирующей ценности организационной культуры. С этой целью сотрудники организации заполнили анкеты, которые включают 6 блоков вопросов в двух измерениях – «теперь» и «предпочтительно».
Построение графика осуществлялось на основе исходных данных после проведенного анкетирования. В анкете дается перечень основных характеристик, позволяющих определить тип организационной культуры присущий выбранной отрасли, представленную в таблице 3.
Таблица 3
Анкета «Оценка организационной культуры» по методике К.Камерона и Р. Куинна в предприятиях нефтегазовой отрасли
1 |
Важнейшие характеристики |
Теперь |
Предпо-чтительно |
А |
Организация уникальна по своим особенностям, подобна большой семье; люди имеют много общего |
20 |
30 |
В |
Организация очень динамична и проникнута предпринимательством; люди готовы жертвовать собой и идти на риск |
15 |
15 |
С |
Организация ориентирована на результат, на выполнение задания; люди ориентированы на соперничество и достижение цели |
40 |
40 |
D |
Организация жестко структурирована и строго контролируется |
25 |
15 |
Всего |
100% |
100% |
|
2 |
Общий стиль лидерства в организации |
Теперь |
Предпо-чтительно |
А |
Является примером мониторинга, стремления помочь и научить |
15 |
20 |
В |
Служит примером предпринимательства, новаторства, склонности к риску |
15 |
30 |
С |
Является примером деловитости, агрессивности, ориентации на результат |
45 |
30 |
D |
Служит примером координации, четкой организации |
25 |
20 |
Всего |
100% |
100% |
|
3 |
Управление наемными работниками |
Теперь |
Предпо-чтительно |
А |
Поощрение командной работы, единодушие |
40 |
40 |
В |
Поощрение индивидуального риска, новаторства |
25 |
25 |
С |
Высокая требовательность, жесткое стремление к конкурентоспособности, поощрение достижений |
25 |
20 |
D |
Гарантия занятости, требование подчинения, предсказуемость и стабильность в отношениях |
10 |
15 |
Всего |
100% |
100% |
|
4 |
Связующая сущность организации |
Теперь |
Предпо-чтительно |
А |
Организацию связывают воедино преданность делу и взаимное доверие. |
10 |
30 |
В |
Организацию связывает воедино приверженность новаторству и совершенствованию |
45 |
35 |
С |
Организацию связывают воедино акцент на достижении цели и выполнении задач |
35 |
25 |
D |
Организацию связывают воедино формальные правила и официальная политика |
10 |
10 |
Всего |
100% |
100% |
|
5 |
Стратегические цели |
Теперь |
Предпо-чтительно |
А |
Гуманное развитие, высокое доверие, открытость |
10 |
10 |
В |
Обретение новых ресурсов, решение новых проблем, апробация нового |
35 |
40 |
С |
Конкурентное действие, стремление к победе на рынке |
45 |
40 |
D |
Неизменность, стабильность, рентабельность, контроль, плавность всех операций |
10 |
10 |
Всего |
100% |
100% |
|
6 |
Критерии успеха |
Теперь |
Предпо-чтительно |
А |
Развитие человеческих ресурсов, бригадная работа, увлеченность работников делом, забота о людях |
25 |
30 |
В |
Обладание уникальной или новейшей продукцией, лидерство, новаторство |
20 |
20 |
С |
Победа на рынке, опережение конкурентов, лидерство |
50 |
45 |
D |
Рентабельность, плавные планы-графики, низкие производственные затраты |
5 |
5 |
Всего |
100% |
100% |