Файл: Международный опыт развития школьного и студенческого спорта (Мировая история зарождения школьного и студенческого спорта).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Мировая история зарождения школьного и студенческого спорта
1.1. Мировая история развития спорта
2. Роль государства в развитии школьного и студенческого спорта. Мировой опыт.
2.1 Мировой опыт правовой и финансовой поддержки развития спорта
2.2. Государственные программы развития школьного и студенческого спорта на примере стран-лидеров
2.3 История создания Юношеских олимпийских игр
3. Развитие школьного и студенческого спорта в России
3.1 Этапы развития спортивной индустрии в дореволюционной России, СССР и современной России
3.2 Проблемы и пути развития школьного и студенческого спорта в современной России
Соединенные Штаты Америки
Главной платформой развития спорта являются средние школы и университеты [[57]], а также Ассоциация развлечения и использования досуга, Ассоциация молодых христиан, скаутские отряды, спортивные объединения при полиции. Для руководства межшкольным спортом существует Национальная федерация спортивных ассоциаций штатов, объединяющая свыше 20 тыс. школ [[58]]. В США большой популярностью пользуются детские спортивные программы по видам спорта. С 1986 года для детей 6-17 лет действует специальная программа занятий по физическому воспитанию «Вызов президента» целью которой является подготовка детей к успешному выполнению пяти упражнений и завоеванию президентской награды.
Япония
Образовательная спортивная программа детей и молодежи осуществляется по двум направлениям: в рамках учебной программы и во внеучебное время на занятиях в спортивных секциях. [[59]] Обязательные занятия в спортивных секциях организуются в средних и высших школах. Посещаемость дополнительных спортивных секций доходит до 50% от всех учащихся. В младших классах детям доступны 4 спортивные секции, в классах средней школы – шесть, в старших классах – одиннадцать. В этом виде деятельности принимают участие 10% учащихся начальной школы, 60% учеников младших классов и 40% учеников старших классов. В рамках факультатива школьники занимаются по 5 часов в неделю в начальной школе, по 8 часов – в младших классах средней школы и по 9 часов – в старших классах. Школьники активно участвуют в соревнованиях по игровым видам спорта, которые проводятся между различными школами, в чемпионатах префектур, в соревнованиях между префектурами и в национальных чемпионатах.
Финляндия
Физическая активность и спорт для детей и молодежи – это возможность роста и развития в дружелюбной атмосфере. Исходя из того, что дети, это всего лишь дети, а лишь потом спортсмены, а тренеры, это прежде всего воспитатели, а потом уже тренеры разработаны следующие принципы деятельности спортивных клубов [[60]]:
- стимулировать детей и подростков, которые подходят для соревновательного спорта, к занятиям спортом как хобби, устраивая для них соревнования, где не требуется достижение успеха, и повышая тем самым активность детей и подростков внутри спортивного клуба;
- привлекать больше инструкторов и тренеров, например из числа занимающейся в клубе молодежи или используя прочие местные возможности;
- обеспечивать экономическую стабильность спортивных клубов за счет платных услуг;
- пытаться освободить от налогов тренеров, работающих неполный рабочий день.
К физическому воспитанию в финских школах предъявляются следующие требования[[61]]:
- гарантировать, чтобы количество уроков физического воспитания не сокращалось, а увеличивать число этих занятий с помощью специальных средств;
- побуждать школы устраивать паузы физической активности в противовес неестественно длительному сидению на теоретических занятиях;
- предоставлять возможность получать положительный опыт в спорте и физической активности, особенно тем детям и подросткам, для которых занятие физкультурой в школе – единственная форма физической активности[[62]]. Повышать возможности школьного физического воспитания в стимулировании интереса к физической активности и помогать детям и подросткам найти свою форму физической активности и спорта;
- всячески способствовать сочетанию воспитания здоровья и физического воспитания в общеобразовательной школе,
- мотивировать профессиональные школы к усвоению целей физического воспитания, чтобы прививать ученикам привычку здорового, физически активного образа жизни, необходимого в трудовой жизни.
Швеция
В стране насчитывается около 40 тыс. спортивных клубов при населении около 9 млн человек. Членство в клубах открытое, доступное для всех желающих. Шведы занимаются в этих клубах целыми семьями: иногда родители выступают в роли тренеров (инструкторов) [[63]]. Членом клуба может стать как спортсмен высшей квалификации, так и люди, использующие спорт как средство повышения физической подготовленности и одновременно как средство расширения круга общения. В спортивных клубах занимаются 2,5 млн человек, что составляет более четверти всего населения. Среди молодежи процент занимающихся в клубах еще выше: 70% юношей и 50% девушек в возрасте до 19 лет. Наиболее популярным видом спорта в Швеции является футбол. Здесь насчитывается 3,5 тыс. клубов и 700 тыс. футболистов-любителей[[64]]. Трудно найти школьника, который бы ни разу не ударил по мячу. Популярны традиционные зимние виды спорта, прежде всего лыжи, хоккей, спортивное ориентирование, а также летние – гимнастика, легкая атлетика, гольф и др.
Все дети и молодые люди, приступившие к занятиям спортом, нуждаются в поддержке и поощрении. Здесь многое зависит от инструкторов, работающих в спортивных клубах, как правило, на добровольных началах, которых в Швеции насчитывается более 450 тыс.
В начальной и старших классах средней школы спорту и физическому воспитанию уделяется большое внимание: 2–3 и 1–3 занятия в неделю соответственно. Помимо этого, имеется обширная программа внутри- и межшкольных соревнований, подготовка к которым ведется круглый год. В стране около 1800 школьных спортивных клубов. Межшкольные соревнования проводятся на местном, региональном и общенациональном уровнях. На региональном уровне действует 23 школьных спортивных ассоциации. В общенациональном масштабе их деятельность координирует Шведская ассоциация школьного спорта.[[65]]
Китай
Федерация школьного спорта Китая играет огромную роль в развитии спорта. 120 млн дошкольников и столько же учащихся начальной ступени принимает участие в спортивных программах.[[66]] Правительственное постановление «Правила использования городских парков Китая» сыграло огромную роль: парки были превращены в спортплощадки для детей и молодежи. Особенно популярными стали семейные старты. С 1955 года функционирует система оценки внеклассной спортивной деятельности. Учащимся выдаются специальные свидетельства с оценкой: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». В школах имеются сборные команды по разным видам спорта, проводятся межшкольные турниры и соревнования между классами. Лучшие спортсмены выступают затем в национальных состязаниях школьников. [[67]] Такие соревнования стали стимулом для развития спорта в школах, которые специализируются по видам спорта. Спортивная работа в этих учебных заведениях ведется с 11 млн школьников, которые тренируются от трех до пяти раз в неделю. В Китае созданы тренировочные центры, в которых готовятся будущие кандидаты в сборные команды страны.
Австралия
Правительственная программа «Дети и спорт» имеет лозунг «Использовать спорт для развития детей, а не детей для развития спорта» вовлекает в работу школы, спортивные клубы, союзы, родители. Модель спортивного развития включает особый раздел для самых маленьких – их учат навыкам метания, удара по мячу, бега, плавания, подвижных игр.
Австрия
Государственная программа «Ози спорт» [[68]], ориентирована на партнерство молодых семей, учителей, тренеров, которые объединяются в секции, где детям прививают навыки физической культуры. [[69]]
Финляндия
На государственном уровне создана Ассоциация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками и молодыми матерями. Ассоциация предлагает несколько курсов: «Гимнастика для малышей» – от месячного возраста до двух лет; «Взрослый ребенок» – от 2 до 4 лет, «Волшебная гимнастика» – от 4 до 6 лет.
Великобритания
Программа «Фанфит Перселя», призвана развивать гибкость, координацию и закалку у детей. Успешно осваивающих программу, награждают золотыми, серебряными, бронзовыми медалями. Также в стране существует свобода выбора как методов, так и содержания спортивных занятий. К составлению учебной программы привлекаются ученики старших и выпускных классов. Содержание занятий в этих случаях охватывает практически все известные виды спортивной деятельности и физические упражнения. Эта же практика существует в Бельгии, Германии. Люксембурге, Франции
В Дании, Германии, Голландии, Люксембурге, Бельгии, Великобритании, Франции школам, их спортивным объединениям, как правило, предоставляются для проведения занятий принадлежащие государству крытые и открытые спортивные сооружения.[[70]]
2.3 История создания Юношеских олимпийских игр
Для роста популярности и пропаганды детского и молодежного спорта в массы, необходимо было вывести детский и юношеский спорт на мировой уровень. Предложенная бывшим президентом Международного Олимпийского комитета (МОК) Жаком Рогге идея создания юношеских олимпийских игр, была одобрена членами правления МОК. В 2007 году во время проведения 119-ой сессии МОК в Гватемале проект ЮОИ был официально утверждён. Юношеские Олимпийские игры являются главными из международных соревнований в детско-юношеском спорте. Проект Юношеских Олимпийских игр изначально создавался с целью позитивного влияния на молодое поколение и формирования у него спортивного и здорового образа жизни, делая из участников Игр послов Олимпийских ценностей для дальнейшей интеграции этих ценностей и знаний в мировое сообщество[[71]].
Юношеские Олимпийские Игры представлены летними и зимними версиями проведения этих спортивных форумов, продолжительностью 12 и 10 дней – соответственно. Возраст участников ЮОИ составляет от 15 до 18 лет. Общее количество участников в летних ЮОИ, в среднем, составляет 3500 атлетов из 204 стран, в зимних – 1000 атлетов из 80 стран. Одной из особенностей ЮОИ является то, что юные спортсмены должны оставаться в Олимпийской деревне в течение всего времени проведения Игр – с целью их полноценного участия в культурно-образовательной программе данного спортивного форума [[72]].
Первые летние Юношеские Олимпийские игры состоялись в 2010 году в Сингапуре, а первые зимние ЮОИ прошли в 2012 году в Инсбруке (Австрия). Вторые летние ЮОИ состоялись в 2014 году в Нанкине (КНР), вторые зимние ЮОИ прошли в 2016 году в Лиллехаммере (Норвегия). Прообразом Юношеских Олимпийских Игр стали Всемирные Юношеские игры, впервые проведенные в 1998 году в Москве, под эгидой Международного Олимпийского комитета. Во Всемирных Юношеских играх приняли участие 4676 спортсменов из 131 страны. В рамках соревнований состоялся международный форум, на котором были представлены результаты научных исследований олимпийского направления. [[73]] Отсюда следует, что внедрение культурно-образовательного элемента в дополнение к соревновательной программе на примере ЮОИ не является чем-то принципиально новым, а развивает и дополняет идеи Всемирных Юношеских игр.
Одна из существенных особенностей Юношеских Олимпийских игр [[74]] интегрированная в программу соревнований культурно-образовательная программа, разработанная Международным Олимпийским комитетом, которая призвана решать следующие задачи: приобщение юных спортсменов к олимпийским ценностям, знакомство с историей олимпийского движения; развитие у спортсменов навыков, необходимых для построения успешной карьеры в будущем, как в спорте, так и вне его, всестороннего развития личности; участие спортсменов в семинарах, посвящённых спортивному и здоровому образу жизни; обмен опытом и знакомство с культурами разных стран, налаживаниемеждународных взаимоотношений, как в профессиональном, так и в личном плане[[75]].
Ответственными за организацию и обеспечение участия юных спортсменов в культурно-образовательной программе являются молодые послы, которые представляют страны-участницы на Юношеских Олимпийских Играх. Культурно-образовательная программа «Learn & Share» носит исключительно образовательный и просветительный характер, широко затрагивая различные аспекты истории спорта и олимпийского движения, проблемы подготовки атлетов и формирования необходимых навыков для успешной соревновательной деятельности и работы, как в спорте, так и вне его в будущем.[[76]] Согласно инициативе Международного Олимпийского комитета в данной программе должно быть задействовано как можно большее число спортсменов, поскольку основной целью Юношеских Олимпийских Игр является именно пропаганда спорта, олимпийских ценностей и олимпийского движения среди молодого поколения. При этом делается акцент именно на всестороннее развитие спортсмена без выделения лишь соревновательной части и спортивного результата[[77]]. В данном контексте ценность спорта выражается именно в многогранном преобразовании человека, в постоянном физическом и духовном совершенствовании личности. И Юношеские Олимпийские Игры рассматриваются как ступень к взрослому спорту, как этап подготовки, и успешной интеграции в сообщество после окончания спортивной карьеры.
Анализируя соревновательную часть Юношеских Олимпийских Игр, следует выделить наличие в программе соревнований смешанных команд (юноши и девушки), комбинированных соревнований (состязания в которых совмещены разные спортивные дисциплины) и соревнование межнациональных сборных команд (представители разных стран выступают в одной команде в определенной спортивной дисциплине). [[78]]Внедрение такой формы соревнований было признано мировым сообществом как успешное. Добавление новых дисциплин, появление смешанных команд, комбинация различных видов спорта – это оправданный шаг Международного Олимпийского комитета, отвечающий требованиям Олимпийской хартии и дающий право выступить на Юношеских Олимпийских Играх большему числу спортсменов, предоставляя возможность проявить себя не единожды и выступать в одной команде с бывшим оппонентом из другой страны[[79]]. Последнее позволяет решать не только соревновательные, но и культурно-воспитательные задачи. Объединение молодых спортсменов со всего мира и формирование нормальных взаимоотношений между молодыми представителями разных культур способствует позитивным изменениям их мировоззрения, несмотря на существующие политические разногласия между странами.