Файл: Международный опыт развития школьного и студенческого спорта (Мировая история зарождения школьного и студенческого спорта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вторая мировая война разрушила благостные начинания. В студенческом спорте произошёл раскол, связанный с расколом в европейском сообществе. Во время активных боевых действий его влияние было не очень заметно, поскольку спорту уделялось далеко не первое место, но даже во время войны на территориях Германии и её союзников проводились спортивные соревнования. В 1947 на спортивных площадках Парижа прошли первые послевоенные Всемирные студенческие игры.1 мая 1949 года была создана Международная федерация университетского спорта (FISU), которая по сей день занимается управлением и развитием международного студенческого спорта. Первым президентом FISU был Пауль Шлеймер, занимавший этот пост до 1961 года [[27]]. Её создание продлило распри между социалистическим и капиталистическим лагерями, ведь СССР и его союзники отказывались признавать новую организацию и проводили свои собственные студенческие соревнования, приуроченные к фестивалям молодёжи и студентов, что безмерно вредило мировому спорту[[28]]. В 1957 году, когда на Международный спортивный университетский чемпионат были приглашены страны и капиталистического блока, и социалистического, никто не стал бойкотировать мероприятие, и примирение состоялось. Чемпионат прошёл успешно, и было решено повторить мероприятие спустя два года. В Турине в 1959 году завершилось формирование университетского спорта. Итальянской ассоциацией университетского спорта была организована Первая Всемирная летняя Универсиада. Соревнования стали называться Универсиадой, а в честь победителей стали исполнять «Гаудеамус» – студенческий гимн, символизирующий единение молодых спортсменов по всему миру[[29]]. В таком виде соревнования стали проводиться раз в два года, появились зимние Универсиады, неизменно расширялся состав участников, и увеличивалось количество видов спорта, в которых разыгрывались медали. К слову сказать, президентом исполнительного комитета Универсиады 1959 году стал 36-летний Примо Небиоло, который возглавил FISU и руководил им бессменно до 2000 года. В 1960 г. в Шамони (Франция) была организована первая зимняя Универсиада. В СССР в 1973 году в Москве состоялись ХII Всемирная летняя Универсиада. Около 160 национальных студенческих спортивных федераций, ассоциаций, союзов состоят в Международной федерации Университетского спорта на сегодняшний день. Заседания Генеральной Ассамблеи проходят раз в два года[[30]]. Исполком FISU состоит из 23 постоянных членов и избирается на 4 года. FISU один раз в два года (каждый нечетный год) проводит Всемирные Универсиады, а чемпионаты мира среди студентов проводятся по четным годам. Право участвовать в Универсиадах имеют студенты, а также выпускники, которые окончили учебные заведения в предшествующем спортивным соревнованиям году, в возрасте от 17 до 28 лет. Но, чтобы прийти к такому масштабу, необходимо понять и вникнуть в то, как развивался спорт внутри каждой страны.


2. Роль государства в развитии школьного и студенческого спорта. Мировой опыт.

2.1 Мировой опыт правовой и финансовой поддержки развития спорта

На сегодняшний день спорт является неотъемлемой частью в жизни и развитии личности ребенка, положительным аспектом социализации в обществе. Многие государства поддерживают спортивное движение, субсидируя программы повышения физической подготовки молодежи и взрослых, а также совершенствуя систему спорта высших достижений.
Спорт помогает решать множество политических, экономических, религиозных, исторических, воспитательных[[31]], экологических, демографических задач на международном уровне, а внутри государств - многие социально-экономические проблемы, такие, как объединение общества, отвлечение молодежи от пагубных привычек, профилактика заболеваний, увеличение средней продолжительности жизни и ее качественного уровня.

В конце прошлого века вовлечение государства в спорт стало реальной необходимостью. Здоровое развитие ребенка оказалось под угрозой ввиду стремительного технического прогресса, все чаще из жизнедеятельности исчезают движения, игры и спорт, что несет тяжелые негативные последствия для формирования личности ребенка[32]. В век высоких технологий и СМИ угрожающе растет опасность утраты духовного, физического и социального опыта[[33]]. На сегодняшний день во многих странах ответственность за развитие физического воспитания и спорта несут государственные органы. Спорт находится под контролем различных министерств: образования, культуры, министерства внутренних дел (Германия и Швейцария), министерство финансов Швеция). Но чтобы добиться подобных результатов, детский и юношеский спорт прошел долгий путь.[[34]]

С 1951 года ежегодно проводятся Федеральные игры молодежи, массовые соревнования среди детей школьного возраста. В 1953 году были приняты ряд положений Европейской конвенции, в которой было закреплено право на занятие спортом каждому человеку[[35]]. С 1969 года в стране начали проводиться ежегодные многоступенчатые соревнования школьных команд под названием «Молодежь тренируется для Олимпиады». С 1972 года функционирует Международная федерация школьного спорта (ИСФ). Она объединяет 61 национальную школьную организацию. Федерация поддерживает развитие контактов между школьной общественностью различных стран, организует проведение международных школьных соревнований с целью создания лучшего обоюдного взаимопонимания. Один раз в два года ИСФ проводит соревнования по футболу, гандболу, баскетболу, волейболу, кроссу и лыжным гонкам. Один раз в четыре года проводится гимназиада, в программу которой включены соревнования по традиционным видам спорта (легкой атлетике, плаванию, гимнастике), составляющим основу универсиад и Олимпийских игр. [[36] ] Также, в начале 1970-х годов получило признание масштабное общеевропейское движение «Спорт для всех», которое было отражено в Хартии европейского спорта в 1975 году в Брюсселе. 
В рамках этой Хартии каждые три года министры по спорту должны встречаться на спортивных конференциях. С 1978 года Совет Европы, старейшая и крупнейшая из европейских правительственных организаций, оказывает большую помощь в области физической культуры и спорта. Начинает работу Комитет по развитию спорта. В 1991 году принимается решение о разработке программы взаимопомощи странам Центральной и Восточной Европы под названием «Спринт» (спортивная реформа, инновация, подготовка)[[37]]. Программа «Спринт» включает в себя выездные семинары, рассматривающие проблемы спорта в конкретных странах, детальное и подробное обсуждение новых принципов руководства, демократии в спорте, массового спорта, семинары по общим вопросам. В мае 1992 года на 7-й конференции на Родосе была принята новая Спортивная хартия Европы[[38]] и резолюция по спортивному сотрудничеству. Признавая, что государственные органы должны наладить взаимное сотрудничество со спортивным движением с целью поддержки ценностей и преимуществ спорта, конференция отметила их большую работу во многих странах Европы по поддержке физкультурно-спортивного движения путем реализации специальных программ. 
Все это располагает к гармоничному и равноправному созданию пространства для развития массового и детско-юношеского спорта. 
Все европейские страны придерживаются единого мнения в отношении спортивных ценностей: никаких манипуляций спортсменами для достижения политических целей, всемерная поддержка идеи оздоровительного «спорта для всех», усиление значения спорта в воспитании молодежи.
В Европейском манифесте «Молодые люди и спорт»[[39]], который был принят в мае 1995 года в Лиссабоне на конференции европейских министров продекларировано: «предоставление обществом возможности молодым людям заниматься спортом должно привести не только к конструктивному использованию свободного времени, но и к решению таких социальных проблем, как нетерпимость, агрессивность, алкоголизм, к лечению социальных болезней общества, стремление к поощрению партнерских отношений, чтобы вовлечь молодых людей в процессы самообразования, самосовершенствования и самовыражения через спорт».


Спортивные услуги являются объектами международного регулирования и сотрудничества, такие как включение вопросов спорта в тексты конституций и участие правительства и местных органов власти в развитии и финансировании спорта, строительстве и содержании спортивных сооружений, оздоровительных центров, подготовке спортсменов и их наставников, осуществление научно-исследовательской и информационной деятельности. Внесение спортивных вопросов в тексты конституций дают гарантии гражданам не только на право занятия спортом, но и официально признает государственную роль спорта в обществе.[[40]] С 1874 года Конституция Швейцарии отражает обязанность государства заниматься физическим развитием подрастающего поколения, особенно в школах, и укреплением здоровья нации. Совет Европы следит за принимаемыми законами и актами, в которых должны быть учтены принципы Европейской спортивной хартии. Законы о спорте приняты также в Италии, Финляндии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии и других [[41]]. Помимо основных положений, общих для большинства стран (ответственность государства, цели и задачи, организационная структура, финансирование, разделение полномочий между центром и регионами, подготовка кадров, строительство и эксплуатация спортивных сооружений), в спортивных законах ряда из них отражены вопросы школьного и студенческого физического воспитания [[42]]. В Европейском Союзе вопросами физкультурно-спортивного движения занимаются Комитет по развитию спорта и Фонд развития спорта. Комитет по развитию спорта, руководствуясь Европейской хартией спорта, показал тесную взаимосвязь между физической активностью и здоровьем в первую очередь для молодежи. Разработанный для детей школьного возраста тест «Еврофит» позволяет определять гибкость, скоростные показатели, выносливость и силу учащихся. Он применяется во многих европейских школах[[43]]. Комитет проводит и другие мероприятия: например, большое значение уделяется защите места спорта в образовании молодежи. Первостепенную роль в развитии спортивно-физкультурного движения в ведущих зарубежных государствах играет прежде всего понимание роли спорта в развитии общества, его необходимости для здорового образа жизни человека, что невозможно без увлечения различными видами физической активности. Поэтому занятия спортом в школе, колледже, университете жизненно важны для оздоровления подрастающего поколения.[[44]] Закрепление в законодательстве различных стран идей развития и продвижения спорта повлекло за собой вопросы финансирования программ.


В мире существуют две модели финансирования спорта:

- американская[[45]], для которой характерно отсутствие прямой поддержки спорта из бюджета страны и наличие большого количества налоговых льгот для частного сектора, инвестирующего физкультурно-спортивное движение

- европейская, которая использует смешанное финансирование с преобладанием средств из государственного бюджета, которая используется азиатскими и латиноамериканскими странами[[46]].

На государственном уровне цели и задачи развития детско-юношеского спорта, физического воспитания учащейся молодежи формируются в Бельгии, Италии, Люксембурге, Португалии, Франции, в Германии [[47]], Испании, Швейцарии – на региональном или местном. Но при всех этих подходах в странах Европейского содружества (ЕС), Австрии, Швейцарии и скандинавских странах на первое место поставлены личность ребенка и молодого человека, их социальное развитие, спортивное и социально активное действие.
Необходимо обратить внимание на общий подход для американской и европейской моделей финансирования - массовый, детско-юношеский спорт, оздоровительное движение в значительной мере финансируются из местных бюджетов.[[48] ]В США школьный, студенческий и массовый спорт целиком является прерогативой местной власти. Основную долю расходов на детско-юношеский и студенческий спорт несут местные бюджеты в Канаде, Франции, Италии, Финляндии и ряде других стран. Многолетний опыт развития детско-юношеского спорта показал, что принцип разделения управленческих функций по территориальной принадлежности позволяет четко разграничить компетенцию и ответственность государственных и территориальных органов управления.  В городах и местных общинах локализованы центры работы по развитию детско-юношеского спорта, а также оздоровительной работы с различными категориями населения – от детей до стариков и инвалидов. Физическое воспитание в школах и вузах, подготовка спортивных кадров, строительство и эксплуатация спортивных сооружений, работа оздоровительных центров, спортивных клубов, также загруженность спортивных объектов школ и университетов во внеурочное время[[49]] .

Перечислим основные источники финансирования спорта:

- поступления из государственного бюджета;

- субсидии региональных и местных властей;

- перечисления из различных общественных фондов;


- оплата населением спортивно-оздоровительных услуг;

- членские взносы;

- коммерческая деятельность или спортивный маркетинг (рекламно-спонсорская и лицензионная деятельность, продажа прав на трансляцию соревнований.

- отчисления от проведения лотерей [[50]].

Особенно действенной помощью государства в развитии физической культуры и спорта является предоставление спортивно-физкультурным организациям налоговых льгот вплоть до полного освобождения от налогов в знак признания социальной значимости спорта в жизни общества. Так, НОК США освобожден Конгрессом от налогообложения еще в далеком 1950 году [[51]]. Более того, американское правительство освободило от налогообложения поступающее в спортивные организации снаряжение и оборудование, что способствует притоку средств не только в спорт высших достижений, но и в массовый, детский, студенческий спорт. Каждая страна решает вопросы финансирования спорта индивидуально. В отдельных государствах доля спортивной индустрии составляет 1–2% ВВП: Великобритания 1,7%, а а Германия – 1,5% ВВП. Необходимо учесть и взносы частного бизнеса, которые в некоторых странах достигают 15–40 % от спортивного бюджета страны [[52]]. Рассмотрим правительственные программы развития детского и молодежного спорта в различных странах.

2.2. Государственные программы развития школьного и студенческого спорта на примере стран-лидеров

Германия

Во всех школах германских земель благодаря дифференцированному подходу к организации обязательных спортивных занятий введено от трех до четырех спортивных уроков физической культуры в неделю[[53]]. В программу включено свыше десяти видов спорта. В школах Баварии их семнадцать. Эксперимент в области школьного спорта начался в Земле Баден-Вюртемберг за счет увеличения количества школьных спортивных клубов, установления с ними более тесного сотрудничества увеличилась численность детско-юношеских отделений. В земельных ведомствах по делам школы утверждена должность регионального советника, помогающего устанавливать контакты между школами и спортивными клубами.[[54]] Региональные советники и школьные спортивные советы действуют через координаторов, работающих в органах спортивного самоуправления.  В Германии учащиеся, проявляющие интерес и способности, занимаются в школьных спортивных секциях и добровольных обществах, которые функционируют в тесном контакте со спортивными клубами.  «Вторая программа действий в интересах школьного спорта» рассматривает взаимоотношения школьного и клубного спорта. В качестве важных задач сотрудничества называются, в частности, поиск, отбор и содействие одаренным в спортивном отношении детям, а также «действенная помощь учащимся, отстающим в физическом развитии». В программе активное участие принимают преподаватели спорта, работающие в клубах и федерациях.
Развитием молодежного спорта в Германии[[55]] занимаются многие общества, министерства, союзы, ассоциации, церковь, научные учреждения и партии. Известные компании выступают в роли спонсоров школьных соревнований. Для реализации Гамбургской программы развития школьного спорта городские власти и Народный банк учредили общество содействия школьному спорту; компания «Мир ребенка – это мир движений» , которая направленна на активизацию участия детей в процессе физического воспитания и на усиление влияния семьи, детских садов и других учебных заведений в деле пропаганды роли движения в детском возрасте.
Проект «Партнер, охваченный движением с детства», разработанный для учебных заведений внедряется на государственном уровне как в семьях, так и в местах, где ежедневно находятся дети.[[56]]