Файл: Теория происхождения государства (Причины возникновения государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государство и власть - это исторические явления, возникшие на определенном этапе развития человеческого общества. Их формы, организационные принципы, структуры и функции были в той или иной степени преобразованы в зависимости от изменений в социально-экономических, национально-культурных, геополитических и других условиях. Поэтому в каждой исторической эпохе развивалось свое видение и понимание государства и власти. Естественно, с рассматриваемой точки зрения идентификация и анализ теорий происхождения и природы власти и государства имеют ключевое значение.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения государства, их характерных особенностей не завершено и не исчерпано. Так же как процессы исчезновения одних государств и появления других продолжается смена политических режимов. Например, такие памятные события как объединение Германии, развал СССР, Югославии, Чехословакии, «революция роз» в Грузии, «оранжевая революция» в Украине и Киргизии, пока не получили каких-либо оценок, характеристик с точки зрения происхождения государства и права, то есть дают новую почву для размышлений.

Изучение процесса  возникновения государства имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции – основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и государства в целом. Среди теоретиков правоведов никогда не было раньше и в настоящее время не существует ни только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления государства. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или – взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и становление права.

Изучением данного вопроса занимались такие ученые как: Ф. Аквинский, Аристотель, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Л.И. Петражицкий, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, О.Ф.Скакун, В.В. Лазарева, А.Б. Венгеров, Л.С. Васильев, Н.И. Матузов, А.В. Малько.


Целью курсовой работы является осуществление теоретико-методологического анализа сущности основных теорий происхождения государства.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:

- рассмотреть причины возникновения государства
- сделать характеристику теорий происхождения государства
- описать восточный (азиатский) путь возникновения государства
- описать западный путь возникновения государства

Объектом исследования являются существующие в литературе теории происхождения государства.

Предметом курсовой работы является комплексный анализ основных теорий происхождения государства, их особенности и значение.

Методы исследования. В процессе выполнения курсовой работы использовались следующие методы исследования: общетеоретические и специальные. Основу составил диалектический метод познания правовых явлений.

Структура работы. Данная курсовая работа включает введение, два основных раздела, заключение и список использованных материалов и источников.

Общий объем курсовой работы составляет 35 страниц, без списка литературы.

Глава 1. Теории происхождения государства

1.1. Причины возникновения государства

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенной стадии общественного развития и являющаяся центральным институтом власти в политической системе конкретного общества [12].

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О возникновении государств говорится в различных теориях: богословский (божественная сила), психологическая (факторы психики человека), органическая (биологические факторы), материалистическая (социально-экономические факторы), теория насилия (военно-политические факторы) и др. [7]

Такое разнообразие мнений обусловлено следующим:

Во-первых, на процесс возникновения государственности действительно влияют многие факторы: социально-экономический, военный, политический, климатический, информационный менеджмент, моральный, религиозный, национальный, исторический, духовный, культурный, экологический, психологический и т.д.;


Во-вторых, мыслители, предлагающие объяснение этому процессу, жили в другую историческую эпоху и, конечно, использовали разные объемы накопленных знаний;

В-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые часто берутся иллюстрировать свои идеи известными им регионами мира [7];

В-четвертых, нельзя исключать тот факт, что на взгляды авторов теорий часто сильно влияют их философские и идеологические предпочтения.

Каждая из теорий имеет свои рациональные аргументы положительные аспекты, которые отражают реальность в некоторых ее частях. Однако у них также есть свои слабые стороны, за которые они могут подвергаться критике.

Разложение первобытного племенного общества с его организацией и формированием власти в разных исторических условиях имеет свои специфические особенности. Формирование государства - длительный процесс, который у разных рас мира шел разными путями [4].

Существовали устойчивые социально-экономические структуры племенной системы - земельная община, коллективная собственность и другие, которые в наибольшей степени соответствовали характеру этих задач. Первые государства, возникшие на древнем Востоке, были предклассовыми, они одновременно эксплуатировали и сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.

Афины - это пример классической формы государства, поскольку государство возникло непосредственно из классовых антагонизмов, которые развиваются в рамках племенной системы. Две революции, которые произошли за столетие и положили начало реформам Солона (594 г. до н.э.) и Клисфена (509 г. до н.э.), привели к окончательному уничтожению старых, родовых устройств, существующих форм управления территориальным делением населения и образование политической власти с ее законодательной, законосовещательной, исполнительной власти, постоянной армии, полиции и таможни, тюрьмы и другие государственные учреждения [10].

Особенности создания римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев римской аристократии труда - патрициев. Плебеи были лично свободными людьми от населения завоеванных территорий, но стояли вне римских семей и не были частью римского народа [10]. 

Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и служить на военной службе, они были лишены права занимать какую-либо должность, не могли использовать и распоряжаться римскими землями [10].

Борьба с плебеями как основной революционной силой против привилегий патрициев была в основном борьбой против старого общественного строя, опирающегося на кровные узы. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую племенную организацию и создала государственную систему, основанную на территориальном разделении и имущественных различиях.


Возникновение древнегерманского государства тесно связано с завоеванием германскими племенами обширной зарубежной территории - западной части Римской империи. Эти племена, которые к тому времени имели общее устройство, которое могло помочь их организациям управлять римскими провинциями, так как управлять ими, племенная организация не подходила. Требовался специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный главнокомандующий обратился к монарху, а национальное богатство - к королевской собственности, органы языческой конституции были быстро преобразованы в органы власти [10].

Важно отметить, что ряд ученых придерживается такого мнения, что Германия, Россия и некоторые другие страны имеют не столь феодальные (классические признаки подобного государства - закрепление крестьянства и крупнейшей частной собственности на землю), а как прафеодальные (с соответствующие знаки - знать никогда не было большой частной земли, а крестьяне оставались как на свободе, так и на владение землей) [19].

Итак, во-первых, правительство не всегда существовало (большую часть своей истории человечество жило без организации политической власти), а во-вторых, оно стало социальным институтом, продуктом общественного развития и, в-третьих, определенный этап развития общества, когда возникает потребность в определенном социальном управлении и особых правилах социального поведения и, в-четвертых, под воздействием целой системы факторов.

Независимо от того, насколько трудоемок процесс формирования государства, во всех случаях целью является естественный процесс, обусловленный прежде всего внутренним развитием общества и его различных социально-экономических, военных, политических, культурных, исторических, этнических, психологических, нравственных, религиозные, географические и экологические иные обстоятельства. В зависимости от причины или другого разнообразия эти факторы могут измениться, но всегда была определенная комбинация этих принципов для обязательной доминанты любого из них [11].

Сегодня существует около двухсот стран. Однако процесс появления новых государств еще не закончен. Некоторые государства могут распадаться (СССР, Югославия, Чехословакия), другие объединяются в более крупные (такой процесс мог начаться в рамках Европейского Союза) [7].

Есть еще много народов и наций, у которых нет своих государств. Они прилагают некоторые усилия для создания таких государств. Речь идет, например, о палестинцах, курдах и других тиморцах.


Таким образом, проблема возникновения государств не решена раз и навсегда. 

1.2. Характеристика теорий происхождения государства

Базовая теория происхождения государства - богословская, патриархальная, договорная, насильственная, органическая, материалистическая, психологическая, родовая и ирригационная - ставит в центр любой конкретный доминирующий способ возникновения государственности [2].

Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средние века. Обычно считается, что Святой Фома Аквинского (1225 - 1274) является основателем, чьи работы стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени. В 1879 году энциклика учения Папы Льва XIII Фомы Аквинского (томизм) была объявлена ​​наиболее соответствующей духу и целям католицизма. По словам представителей этой доктрины, государство - продукт божественной воли, благодаря которой государственная власть была неоспоримой, зависящей главным образом от религиозных организаций и лидеров. Следовательно, человек обязан повиноваться суверену во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределило ту же божественную волю, при которой нечего примирить и не противостоять последователю Божьей силы на земле. Следовательно, непослушание правительства можно рассматривать как непослушание Богу [5].

Патриархальная система - наиболее известными представителями патриархальной теории происхождения государства являются древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель XVII. Р. Фильмер, русский социолог Н. Михаил и другие [2].

Эти ученые обосновывают тот факт, что люди имеют коллективное стремление к взаимному общению, которое приводит к появлению семьи. В последующем развитие и рост семьи в результате сближения людей и увеличения числа этих семей и в конечном итоге приводит к формированию государства. Таким образом, государство - это своего рода большая семья.

Договорная теория происхождения государства распространилась до наиболее логически завершенной формы в XVII - XVIII веков в работах Гюго Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других [21].

Согласно им, правительство появляется как продукт сознательного творчества в результате договора, заключенного людьми, которые ранее были в «естественном» примитивном состоянии.