Файл: Теория происхождения государства (Причины возникновения государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то время наряду с экономическим развитием произошли социальные изменения. Поскольку разделение производства осуществлялось регулирующим аппаратом, часть его собиралась в их карманы. Результатом стала племенная аристократия и феномен «власть-собственность». Смысл этого проявляется в отчуждении государственной собственности в связи с вступлением в должность. Человек, потерявший свое звание, также лишен «собственности» [20].

Из-за специализации управления и повышения его роли доля племенной аристократии стала увеличиваться. Эффективность управления была признана. Из-за роста зависимости общества от лидеров и старейшин в связи с их «званием» и экономической зависимостью старые «выборы» оставались формальными. Племенные аристократы стали особой социальной группой, которая осуществляет контроль [20].

Кочевничество и оседлый образ жизни - это обычаи жизни, сложившиеся вместе в одном и том же пространстве и в один и тот же период времени. Неудивительно, что Рашид ад-Дин сказал: «Во-первых: вам нужно знать, что на разных полюсах земли некоторые люди могут быть (одни) сидячими, (вторые) кочевыми». Поэтому оценка всех сторон общественной жизни человечества только оседлыми людьми и попытка объяснить на их уровне принесут убытки истории человечества. Кочевники являются особым явлением для науки, известной своеобразным мировоззрением к явлениям социальной жизни, несмотря на большое количество исследований, до сих пор не получивших достаточной оценки. К числу проблем, которые нас интересуют, относятся вопросы власти, государственности в кочевом обществе [15].

За тысячелетия царствования в Евразии кочевникам удалось выстроить государственные институты, узнаваемые в определенной степени постоянства и стабильности несколько раз. Иногда они превращались в типы империй, охватывающих большую территорию, где жили племена, отличающиеся по экономике, культурным связям и даже по уровню развития [15]. 

Основные черты кочевничества, возникшего как способ адаптации человечества к изменившимся природным условиям:

  • скотоводство является преобладающим видом земледелия;
  • распространенность обширного характера земледелия из-за того, что крупный рогатый скот мог найти и есть корм круглый год;
  • необходимость постоянной смены мест в связи с характером хозяйства;
  • доминирование естественного типа хозяйства [2; 32].

Возникновение кочевого скотоводства является результатом адаптации общества в производственной экономике к определенному экологическому региону и синхронного действия различных факторов в социально-экономическом, природно-географическом, в частности историческом порядке. Предпосылки кочевничества как экономического, культурного и социального явления:


1) наличие соответствующей географической среды, принадлежащий Арийскому региону засуха не позволяла заниматься другим типом хозяйства, кроме кочевого скотоводства;

2) разведение крупного рогатого скота, хорошо приспособленного к степным условиям. разведение вида скота. Преобладание лошадей, овец - это связано с тем, что их легче пасти, поскольку они выносливы к недостатку влаги и имеют стадно-колониальный рефлекс. Они также дополняют друг друга в экономической необходимости. Наличие модели структуры видов крупного рогатого скота в кочевом обществе определяется совокупностью экологических и биологических, социокультурных факторов [2];

3) наличие ездового транспорта и колесного транспорта относится к одной из предпосылок кочевничества. Ход развития кочевничества проходит несколько этапов. Сначала использовался тип небольших движений, сходных с выходом на односезонном пастбище, затем с увеличением поставок конного транспортного оборудования и средств транспортировки жгута крупного рогатого скота, переведенного на чистый кочевой образ жизни [24];

4) неравенство в богатстве определенного уровня оправдывает частную собственность крупного рогатого скота [24].

Относительно пути развития номадизм делится на три этапа. І - этап. Формирование по определенным объективным причинам кочевого скотоводства как новой экономической формы человечества, прорывающего материальное производство оседлого образа жизни в период между второй половиной II тысячелетия до начала I тысячелетия до н.э. Материальное производство, сложившееся в ІҮ-III тысячелетии до нашей эры, пережило кризис, так как полностью исчерпало свои возможности. Наряду с этим климатические изменения в географической среде подготовили экологические условия, позволяющие заниматься новым типом хозяйства. На этом этапе группы ферм, занимающихся выпасом скота, вышли на историческую сцену. II - Стадия характеризуется углублением возможности адаптации системы. В это время сезонное переселение пастбищ перешло к чистому кочевничеству. Формируются разные системы кочевничества, превращаются в замкнутый цикл кочевничества. В середине I тысячелетия нашей эры система кочевых тележек достигла своего пика, и новый фонд информации был накоплен как серия технологических прорывов (появление стремени, твердого сиденья, юрт и широко распространенной кожи). Это была стадия чистого кочевничества, совпавшая с новым периодом засушливости географической среды. III - этап начался с общего кризиса кочевничества, ослабления его влияния в военно-политической сфере в XV – XVІ вв. [18] 


Раньше была возможность переселения на новые места как способ выхода из кризиса, но теперь кочевники потеряли эту возможность в связи с укреплением оседлых государств. Одной из главных особенностей этого этапа является то, что не стоило технических открытий, организационной и социальной модернизации, что послужило основой для постепенного ослабления кочевого общества [18].

Общей чертой восточных штатов являются:

  • на основании государственной и общественной собственности на основных инструментах производства общество классифицируется в отношении места в иерархии государственного устройства, но не в отношении частной собственности;
  • правовые системы таких государств развиты преимущественно слабо, опираются на религиозные и моральные догмы, во многом поддерживаются;
  • изменились государства в ходе исторического развития, аналогичные восточному развитию [7];

Государство служило божеством в обществе и представителем порядка на земле, оно было показателем для общества его внутреннего единства и внешней изоляции. Развиваясь и укрепляясь, он пытается вовлечь это в формирующиеся государственные модели. Результатом является особая структура, где во главе стоит глава государства, в середине чиновники, осуществляющие его власть, на основе членов общины, постепенно утрачивающие племенные характеристики.

Развитие политических идей в разных странах характеризуется специфическими особенностями, поэтому объединить их все в один проект невозможно. Чтобы полностью и всесторонне понять процессы, происходящие в настоящее время, необходимо попытаться покинуть ограниченную область наиболее изученных и самоочевидных взглядов и идей и двигаться вперед, чтобы иметь возможность открыть и усилить общие измерения [20].

  Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко — в десятки раз — повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем состоянии, расширения ирригационной сети и т.п. Все это определяло прежде всего необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления, поскольку объем общественных работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства – землю [5].


В это время наряду с развитием экономики происходят и социальные изменения. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность», суть которого в праве распоряжаться общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности (оставляя должность, человек теряет эту «собственность») [3].

Наряду с этим в связи со специализацией управления и повышением его роли постепенно увеличивается доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта. Управлять становится выгодным. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей [3].

Таким образом, восточный (или азиатский) путь формирования государственности отличался прежде всего тем, что политическое господство возникло на основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности. В рамках общины основным назначением власти становилось и управление особыми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т.п. [3]

Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет. Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ, общинные администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку — важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. Следовательно, одной из главных предпосылок как государство образования, так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями [14].


Административно-государственные структуры, появление которых жестко обусловливалось экономической необходимостью, складываются прежде, чем возникает частная собственность (главным образом на землю). На протяжении веков деспотическое государство было не только орудием классового господства, но и само служило источником классообразования, возникновения различных привилегированных групп и слоев. На Востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими [14].

Экономика основывалась на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность — верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако она (частная собственность) не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом «свободных» общинников. Помимо всего, «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой [19].

Не оказывала серьезного влияния на экономику и частная собственность других групп: купцов и городских ремесленников. Во-первых, она, как и ее владельцы, находилась в безраздельной власти монарха. Во-вторых, она также не играла решающей и даже важной роли: собственность купцов была связана со сферой не производства, а распределения, ремесленники же, проживающие в городах, вносили в общественное производство заметно меньший вклад, чем общины, тем более что в состав последних входило немало ремесленников [20].

Постепенно, по мере роста масштабов кооперации, коллективной трудовой деятельности, зародившиеся еще в родоплеменных коллективах «зачатки государственной власти» превращаются в органы управления и господства над суммами общин, которые в зависимости от широты экономических целей складываются в микро- или макрогосударства, объединяемые силой централизованной власти. В этих регионах, как уже говорилось, она приобретает деспотический характер. Авторитет ее был достаточно высок в силу ряда причин: достижения в хозяйственной деятельности объяснялись исключительно ее способностями к организации, стремлением и умением действовать в общесоциальных, групповых целях, принуждение также окрашивалось идеологически, и прежде всего в религиозных формах – сакрализация власти: «власть от Бога», правитель является носителем и выразителем «Божьей благодати», посредником между Богом и людьми [24].

В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) – неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) – его ближайшие советники, визири; далее – чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды – сельскохозяйственные общины, постепенно потерявшие родовой характер. Основное средство производства – земля – формально находится в собственности общин, и общинники считаются свободными, однако фактически, реально все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом [24].