Файл: Теория происхождения государства (Причины возникновения государства ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 4
Государство - это разумный союз людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, свою власть государству. Изолированные от государства люди становятся одним народом. В результате у правителей и общества комплекс взаимных прав и обязанностей, а соответственно - ответственности за несоблюдение [13].
Наиболее логичная теория насилия была обоснована в XIX веке в работах Э. Дюринга, Л. Гумпловича, Каутского и других. Причину возникновения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении некоторых других племен. Для управления завоеванными народами и территориями нужен принудительный аппарат, который стал государством [1].
Государство возникло «естественным» способом (т.е. с помощью насилия). В результате семьи войны выродились в касту, класс и классы. Покоренные покорители превратились в рабов. Следовательно, государство - не результат внутреннего развития общества, а навязанное ему извне сила [7].
Органическая теория государства происхождения получила широкое распространение во второй половине XIX веке в трудах Герберта Спенсера, Вормса, Прейсса и т. д. Именно в этот век науки, в том числе и гуманитарного, испытал мощное влияние естественного отбора, сделанное Чарльзом Дарвином [17].
По этой доктрине государство - организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны отношениям между частями живого существа. Государство - продукт социальной эволюции, которая является единственным видом биологической эволюции. Государство, являясь разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства для реализации своих решений (субъектов).
К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят Маркса, Энгельса и В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами [3].
Первостепенное значение для развития экономики и, следовательно, для возникновения государственности имели три основных разделения труда (отделенных от сельского хозяйства и торговли скотом, выделялся класс людей, занятых только обменом.) Это разделение труда и связанные с ним инструменты улучшения, повысили его производительность. Были излишки продукта, который в конечном итоге привел к появлению частной собственности, в результате чего общество раскололось на классы имущих и неимущих, эксплуататора и эксплуатируемого [14].
Важнейшим следствием появления частной собственности служит распределение публичной власти, больше не совпадающее с обществом и не отражающее интересы всех его участников. Роль доминирования достается самым богатым людям. Чтобы защитить свои экономические интересы, они создают новую политическую структуру - государство, которое служит главным образом инструментом воли сильных [14].
Среди наиболее ярких представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарде, Фрейда и др. Они связаны с появлением государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей в власти над другими людьми, желание подчиняться, подражать [14].
Наиболее ярким представителем родовой теории происхождения государства выступает К.Л. Халлер. Государство, по его мнению, как земля находится в частной собственности правителя [6].
Родовая теория объясняет происхождение государственной собственности на землю. Такие правители господствуют над территорией из-за ее "местных" прав собственности. В такой ситуации люди представлены в качестве арендаторов землевладельцев, а чиновники - в качестве управляющих правителей. Во взаимосвязи понятий «власть-собственность» представители этой теории отдают приоритет праву собственности. Владение собственностью и последующее распространение на владение территорией, которая лежит в основе возникновения государства.
Психологическая теория происхождения государства: среди наиболее ярких представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарде, Фрейда и др. Они связаны с появлением государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей в власти над другими людьми, желание подчиняться, подражать [17].
Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большинства людей в подчинении, послушании, подчинении определенным людям в обществе, так и для подавления агрессивных побуждений некоторых людей. Отсюда и природа государства - психологическая, коренящаяся в законах человеческого разума. Государство, по мнению представителей этой теории - продукт разрешения психологических конфликтов между действиями (активными) индивидами, способными принимать ответственные решения, и пассивной массой, способной лишь имитировать действия по выполнению решений данных [9].
Правительство может быть собственностью определенного правителя, потому что он каким-то образом владеет, использует и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории страны, включая государственный аппарат, имеющий энергетические свойства. В эпоху формирования правительства его территория во многом определялась тем пространством, в котором преобладал вождь, полководец и глава другого клана или племени. Постепенно превращается из частного сектора в суверенного князя [16].
Ирригационная теория происхождения государства: наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, суверенных людей, обеспечивающих эффективное использование структур данных и операторов других граждан. Правительство вынуждено проводить в таких условиях жестко централизованную политику, выступающую в роли единоличного владельца и одновременно эксплуататора. Управляет, распределяет, учитывает, подчиняет [16].
Процесс создания и поддержания мощных ирригационных систем происходил в: Месопотамии, Египте, Индии, Китае и т.д. Также очевидна связь между этими процессами и формированием многочисленного класса управляющих, должностных лиц, службы охраны каналов от заиления и обеспечения по ним судоходства и т. д.
Кроме того, практически бесспорным фактом можно считать влияние географии и климатических (почвенных) условий на государственность. В некоторых из наиболее неблагоприятных для сельского хозяйства регионов такие факторы катализируют этот процесс, «приспосабливая» режим даже конкретного государства к крайне жестоким формам.
Выводы по первой главе: государство явление многогранное. Рассмотренные теории по-разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства. Прежде, чем рассматривать западные и восточные пути развития государств, необходимо было рассмотреть теории происхождения государства. В первой главе были рассмотрены эти особенности.
ГЛАВА 2. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРТСВА
2.1. Восточный (азиатский) путь возникновения государства
Восточный, или «азиатский» путь развития государств и прав представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, которые привели к появлению этой категории на определенной территории. Главной отличительной чертой этой части света является господство деспотизма как одного из ключевых методов управления обществом. То есть на Востоке не должно быть никаких демократических процессов. В конце концов, из-за различных факторов, одним из которых являются суровые климатические условия, отношения между людьми в этой части мира всегда отличались высоким уровнем доминирования одних людей над другими [23].
Четким показателем восточных штатов также является экономика. Он отличается наличием публичной формы собственности. Что касается самого закона, эта категория также во многом обусловлена общими чертами культуры и менталитета населения восточных штатов [23].
Восточные и западные маршруты происхождения государства наделены своими характерными моментами, которые отделяют их друг от друга. Чтобы понять характеристики каждого типа, необходимо проанализировать его характеристики, которые относятся к различным сферам человеческой деятельности: экономике, политике и т.д. В этом случае развитие государства и права на Востоке происходило путем постепенная эволюция социальных формаций от кланового сообщества до сформированного общества, которое объединилось в стране. Юриспруденция также была подчинена социальным законам, сформированным жесткой централизацией [16].
Таким образом, основными причинами развития общества на Востоке стали:
- Агрессивный климат, вызвавший необходимость создания крупных ирригационных систем, позволяющих заниматься сельским хозяйством даже посреди пустынь.
- Необходимость подчинения и объединения огромных человеческих масс для более эффективного управления ими.
- Необходимость общей единой направляющей ссылки для контроля и регулирования поведения огромного количества людей [20].
Помимо перечисленных причин появления восточных государств, достаточно мощным признаком является наличие в них сильного административного аппарата. Он характеризуется как бескомпромиссный менеджмент, подчиняющий все и вся своей воле. Как правило, в его систему входят отделы трех основных направлений: финансовое, военное и общественное. Последний филиал отвечал за массовую работу. Таким образом, государства Востока были охарактеризованы как мощные, густонаселенные бюрократические структуры [20].
Для этой формы характерны: общественная форма собственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати, быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становящихся административными, религиозными и культурными центрами. И хотя интересы верховного вождя и его окружения, как и ранее, в основном совпадают с интересами всего общества, однако постепенно появляется социальное неравенство, приводящее ко все большему расхождению интересов управляющих и управляемых [8].
Распад первобытнообщинного строя и возникновение государства в хронологическом порядке начались первыми в восточных странах. Даже через государства, основанные на азиатском методе производства, находятся на переднем крае по времени формирования, но по уровню исследований и оценке в мире их состояние не так уж и хорошее. Такие вопросы, как, как и почему небольшие социальные формирования, состоящие всего из ста человек, превратились в организованные крупные социальные системы из сотен тысяч людей, как возникли древние государства на Ближнем Востоке, в Индии и Китае, государства широких степных кочевников все еще представляют большой интерес. Даже сегодня нет системного ответа на эти вопросы, но были попытки объяснить их определенными факторами, такими как рост населения, изменения погоды, расширение обмена, завоевание, то есть классовая борьба [20].
За несколько тысяч лет до наших дней форма общественного объединения, связанного с использованием растений, переработкой полезных растений и дрессировкой животных, укрепилась и получила широкое распространение. Эти формы могут дать возможность передавать социальный опыт из поколения в поколение, а не собирать и охотиться [20].
Фермерство требует от людей знаний и профессиональных навыков: они должны чувствовать и прогнозировать достаточную степень влажности, годы сбора урожая и отдыха на суше, а также смену времени года. Они должны были планировать мероприятия на несколько лет и таким образом общаться со своими соседями. Сообщество, которое раньше было удовлетворено только дарами природы, затем начало заниматься экономикой процесса. Малоподвижный образ жизни и сельское хозяйство обеспечили стабильный рост населения. Полное владение сельскохозяйственными особенностями повысило производительность, тем самым уменьшилась угроза голода, появилось избыточное производство, которое позволило хранить, количество людей выросло. Увеличение племени означало рост его производительной силы и богатства, укрепление его внутреннего единства, укрепление его позиций по сравнению с другими племенами [22].
Поскольку особенности земледелия и малоподвижного образа жизни собирали племена на берегах рек и озер, они требовали формирования единой технологии операций и общей организации труда во времени и пространстве. Агротехническая потребность регулировать общую деятельность постепенно стала превращаться в общую социальную организацию, проблема ее способности во времени и пространстве. Была необходимость в инструментах и силах поддержки сил внутренней стабильности и внешней безопасности. Во-первых, в сообществе племен сформировалась особая сфера деятельности, которая регулирует общую работу, особый аппарат, обеспечивающий спрос на продукцию. Позже из-за увеличения избыточного производства во власти этого аппарата стало разделение производства. Тогда стало трудно отделить внутренние проблемы племени и межплеменные действия, активизация процесса сближения общества. Функция регулирующего аппарата заключалась не только в том, чтобы объединить в одном пространстве разные типы действий, но и в объединении работников соответствующих им определяющих последовательность действий и работ в отношении пространства, биологических, экономических ритмов и их разная продолжительность [20].
Организация определила вопрос сохранения организационного порядка ведения сельского хозяйства и обеспечения внешней безопасности, то есть средств принуждения и контроля его структуры и укрепления границ. Такой аппарат осуществлял такие действия, как взаимосвязь и личная организация, управление, прогнозирование, защита, наказание и для того, чтобы обеспечить себя необходимым постоянно расширяющимся финансовым ресурсом. Нетрудно предвидеть усиление влияния этого аппарата на общество с учетом приведенного выше объема его деятельности и функций разделения избыточного производства. Таким образом, это, кажется, начало консолидации общества через политическую власть, предпосылки для формирования государства [20].