Файл: Баланс и отчетность ( Бухгалтерский баланс – основная форма отчетности ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Бухгалтерский баланс – основная форма отчетности
1.1. Структура и содержание бухгалтерского баланса
1.2. Правила составления бухгалтерского баланса
1.3. Методика анализа и оценки бухгалтерского баланса организации
2. Анализ бухгалтерского баланса на примере ООО «Формат»
2.1. Краткая характеристика организации
2.2. Методика проведения анализа финансового состояния ООО «Формат» по данным бухгалтерского баланса
ВВЕДЕНИЕ
Информационные ресурсы в условиях современной индустрии играют основополагающую роль в управлении экономикой государства. Для принятия эффективных управленческих решений требуется достаточное количество достоверной информации. Отсутствие необходимой информации, как и наличие недостоверной, является причиной затруднений в принятии правильных и обоснованных решений на любом уровне управления.
В системе информационного обеспечения центральное место занимает бухгалтерская (финансовая) информация, которая позволяет получать постоянную системную информацию о состоянии хозяйствующего субъекта. Бухгалтерская отчетность организации в ее современном представлении является основным источником для проведения комплексного анализа финансового состояния организации.
Для эффективного управления предпринимательскими структурами важное значение имеет наличие у менеджеров необходимой информации и умение ею пользоваться. Эту информацию надо уметь соответствующим образом обработать, сделать правильные выводы и использовать их с целью принятия управленческих решений по повышению эффективности производства.
Конкуренция на мировом рынке товаров и услуг обуславливает изменение тактики и стратегии поведения каждой организации с целью сохранения своих позиций и расширения деятельности. Возникает необходимость в постоянном повышении качества управления организацией в целом, и особенно в части финансового управления. Современные условия рыночной экономики для всех субъектов рынка в той или иной степени обосновывают потребность прогнозирования финансовых потоков, анализа качества выручки, затрат и расходов организации. При росте конкуренции в секторе среднего и малого бизнеса анализ наиболее значимых финансовых показателей является вопросом выживания.
Целью может являться комплексный анализ бухгалтерской финансовой отчетности с выявлением сильных и слабых позиций предприятия. Выбор цели определяет инструменты и методики проведения анализа.
Завершающим этапом анализа для пользователя является оценка (интерпретация) полученных данных и показателей, которая послужит базой для принятия тех или иных управленческих решений или явится основой планирования будущих финансовых операций и составления прогнозной финансовой отчетности.
Анализ финансовых результатов показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии предприятия.
Анализ финансовой отчетности становится информационной основой последующих аналитических расчётов, необходимых для принятия управленческих решений.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в бухгалтерской отчетности наглядно представлена вся информация о финансовом состоянии организации, а именно наличие, распределение и использование финансовых ресурсов организации, наличие и движение собственного и заемного капитала, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, а также основных и оборотных средств. С помощью анализа можно определить основные причины, которые оказывают непосредственное влияние на изменение финансового состояния организации, и своевременно разработать рекомендации по повышению использования финансовых ресурсов. Стабильное финансовое состояние является основным условием эффективного ведения бизнеса. Для достижения данного условия обеспечение платежеспособности, финансовой независимости, ликвидности бухгалтерского баланса является необходимым, так как финансовое состояние говорит о способности организации финансировать свою деятельность, а также развивать и постоянно поддерживать платежеспособность.
Внимание к отчетности обусловлено еще и тем, что любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынках капитала. Привлечь потенциальных инвесторов и кредиторов возможно лишь путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью собственной отчетности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, текущее и перспективное финансовое состояние организации, насколько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования – обо всем об этом можно сделать вывод, проанализировав финансовую отчетность.
В настоящее время бухгалтерская (финансовая) отчетность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения анализа системы рисков для пользователей отчетности.
Для написания курсовой работы использовались научные труды российских ученых, таких как Гиляровской Л.Т., Савицкой Г.В., Ефимовой О.В., Жулиной Е.Г., Илышевой И.Н., Крыловой С.И., Селезневой Н.И., Ионовой А.Ф.
Цель курсовой работы – изучение бухгалтерского баланса, как основной формы бухгалтерской отчетности.
В связи с указанной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрена структура и содержание бухгалтерского баланса;
- охарактеризованы правила составления бухгалтерского баланса;
- рассмотрена методика анализа и оценки бухгалтерского баланса организации;
- проведен анализ финансового состояния организации на основе бухгалтерского баланса;
- предложены мероприятия по улучшению деятельности организации.
Объектом работы выступает – ООО «Формат». Предмет работы – баланс и бухгалтерская отчетность.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Бухгалтерский баланс – основная форма отчетности
1.1. Структура и содержание бухгалтерского баланса
В соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное предоставление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.[1]
Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Годовая бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.[1]
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Отчетность составляется в валюте Российской Федерации. Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.
Состав годовой бухгалтерской отчетности устанавливает Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Он включает: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.[4]
Центральное место в системе финансовой отчетности организации занимает бухгалтерский баланс как источник информации для анализа имущественного и финансового состояния организации за отчетный период.
Слово «баланс» происходит от французского balance – весы. Бухгалтерский баланс – таблица, в которой сгруппированы статичные объекты учета с их численными значениями. Для баланса характерно наличие информации о состоянии и составе хозяйственных средств организации, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив. Эта информация в балансе приводится по состоянию на отчетную дату, на 1 января предыдущего года и на 1 января года, предшествующего предыдущему, что и дает возможность проводить анализ динамики показателей, характеризующих финансовое положение организации, определяя их рост или снижение. Группировка и обобщение информации в балансе осуществляется с целью контроля и управления финансовой деятельностью.[18; 122]
По мнению В.В. Антипят «Бухгалтерский баланс – это сгруппированный в определенном порядке т обобщенные сведения о величине средств организации на конкретный момент времени».[17;195]
М.И. Крутер утверждает, что бухгалтерский баланс представляет сведения об экономических ресурсах (актив) и источниках привлечения (пассив) и позволяет оценить имущественное положение организации, ее платежеспособность и финансовую независимость от кредиторов.
По мнению Е.А. Мезиковского бухгалтерский баланс – элемент метода бухгалтерского учета, представляющий экономическую группировку имущества по составу и размещению и источникам его формирования на определенную отчетную дату.[17;195]
В отечественной литературе отдельные авторы выделяют следующие функции баланса:
- основная форма отчетности;
- контрольная функция;
- база финансово-хозяйственной деятельности организации.
В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные.
По характеру закрепления фактические данные об имущественном и финансовом состоянии организации отражаются в балансе с разделением источников на собственные и заемные средства.[5;46]
Основные средства и нематериальные активы отражают в балансе по остаточной стоимости; сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тару - по фактической себестоимости; готовую и отгруженную продукцию в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов и использования счета «40». Выпуск продукции, работ, услуг - по полной или неполной фактической себестоимости и по полной или неполной нормативной себестоимости продукции; расчеты с дебиторами и кредиторами каждая сторона отражает в своей отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.[10;28]
Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по решению руководителя за счет резерва сомнительных долгов, либо на финансовые результаты. Списание долга в убыток не является аннулированием задолженности. Она отражается за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания с должника. Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, списываются на финансовые результаты деятельности предприятия. В случае продажи и прочего выбытия имущества предприятия убыток или доход по этим операциям относят на финансовые результаты.[10;30]
Существует множество видов бухгалтерских балансов в зависимости от целей их составления. Для более четкого представления видов балансов можно выделить девять классификаций бухгалтерских балансов. (См. приложение 1)
Таким образом, бухгалтерская отчетность позволяет заинтересованным пользователям получать данные, необходимые для проведения анализа финансового состояния, оценки имущественного и финансового положения фирмы в целях управления финансами организации и принятия различного рода управленческих решений. Основной формой отчетности является бухгалтерский баланс, который дает представление о имущественном состояние организации на конкретную дату.
1.2. Правила составления бухгалтерского баланса
Основой построения баланса является классификация хозяйственных средств предприятия, которые представлены по двум направлениям:
- по составу и размещению средств – актив баланса;
- по источникам их формирования и целевому назначению – пассив баланса.[9;66]