Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика (Виды налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Одним из важных механизмов государственного регулирования экономики является налоговая система. Она должна быть выстроена корректно для эффективного функционирования всей страны. Налоговая система любой страны должна быть адаптирована к изменениям общественно-экономических отношений, она должна соответствовать лучшим образцам в мировой практике, учитывать национальные особенности развития.

На данный момент нет общепринятого определения, каким можно было бы охарактеризовать налоговую систему России. Налоговая система включает в себя весь неразрывный комплекс отношений, который непосредственно связан с налогообложением. В основе налоговой системы нашей страны лежит Налоговый кодекс, в котором содержатся основы налогообложения, описание системы налогов и сборов в Российской Федерации.

Объектом исследования моей курсовой работы является налоговая система Российской Федерации. Предметом – налоговые доходы.

Целью курсовой работы является изучения видов налогов, их классификация, изучение понятий «налоговая система» и «налоговая политика».

Виды налогов.

Все налоги можно разделить на косвенные и прямые. Прямыми называют налоги на доходы и имущество: налог на прибыль корпораций и подоходный налог; поимущественные налоги, куда входят налоги на собственность, включая землю и различную недвижимость; на фонд заработной платы, рабочую силу, на социальное страхование (такие налоги можно назвать социальными); налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического лица юридического. К налогам косвенным относятся налоги на товары и услуги: налог с оборота, который в некоторых странах заменяется налогом на добавленную стоимость; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами; акцизы (налоги, включенные в цену товара или услуги); на наследство и другие. Они либо полностью, либо частично переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги затруднительно перенести на потребителя. Проще всего решается вопрос с налогами на землю и недвижимость. Эти налоги изначально закладываются в арендную плату, в цену на сельскохозяйственную продукцию. Перенос косвенных налогов на конечного потребителя зависит от эластичности спроса на товары и услуги, которые облагаются этими налогами. Минимальная эластичность спроса означает, что на потребителя будет переложена большая часть налога. В свою очередь, если предложение минимально эластично, то на потребителя будет перекладываться меньшая часть налога, а большая будет выплачена за счет прибыли. В долгосрочной перспективе эластичность предложения увеличивается и часть косвенных налогов, которая перекладывается на потребителя, будет расти. Увеличение косвенных налогов при высокой эластичности спроса приводит к снижению потребления, а при высокой эластичности предложения— к сокращению чистой прибыли, что в свою очередь вызывает снижение капиталовложений или отток капитала в иные сферы деятельности.


Еще выделяют пропорциональные, твердые, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Ставки твердые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, вне зависимости от величины дохода. Пропорциональные ставки будут действовать в одинаковом процентном соотношении к объекту налога, не учитывая дифференциацию его величины. Прогрессивные ставки подразумевают увеличение размера ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, которые оказывают сильное влияние на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки подразумевают уменьшение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет в случае, когда доходы налогоплательщиков увеличиваются.

Можно разделить налоги на общие и специфические в зависимости от сферы их использования. Общие налоги используются для финансирования капитальных и текущих расходов государственного и местных бюджетов при том, что они не закреплены за каким-то определенным видом расходов. У специфических налогов есть целевое назначение. Сюда можно отнести, например, отчисления на социальное страхование или отчисления в дорожные фонды.

Классификация налогов.

Имеющиеся налоги настолько многообразны, что возникает необходимость разделения их по видам на определенной основе. Для классификации налогов в теории налогообложения используют многие критерии.

Наиболее важное значение в нынешней теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:

  1. По способу взимания налогов;
  2. По субъекту-налогоплательщику;
  3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;
  4. По порядку введения налога;
  5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
  6. По целевой направленности введения налога.

По способу взимания налогов. Согласно данному основанию, налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога всегда известен. То есть к прямым налогам относят подоходно-поимущественные налоги - это те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Они называются прямыми потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство выставляет требование уплатить эти налоги именно тем лицам, которых оно этим налогом облагает. Из этого следует, что при введении прямых налогов государство не допускает, что этот налог может быть переложен налогоплательщиком на кого-либо другого. Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несет ответственность за уплату этого налога.


Исторически сложилось разделение прямых налогов на личные и реальные, хотя еще в середине XIX в. это деление иногда рассматривалось как устаревшее. Но даже в современной экономической литературе это еще встречается.

Реальные прямые налоги – налоги на имущество, то есть ими облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и другие). 
    Личные прямые налоги – подоходные налоги, т.е. уплачиваются с фактически полученного дохода и отражают реальную платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, налог на прибыль с предприятий и организаций.

Косвенные (иначе — адвалорные) налоги взимаются через цену товара. Это определенные надбавки, которые государство включает в цену товаров и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с оборота, налог с продаж, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). Косвенные налоги можно охарактеризовать как налоги на потребление. Косвенными они называются в силу того, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то другого, таким образом в итоге платить налог будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком.
    Косвенные налоги по объектам взимания разделяют на косвенные индивидуальные – те, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды товаров), косвенные универсальные – те, которыми облагаются все виды товаров, работ и услуг, за исключением некоторого их числа (налог на добавленную стоимость), фискальные монополии – те, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства, а также таможенные пошлины.

Главная разница между прямыми и косвенными налогами - это место формирования источника выплаты налога. Если при прямом налогообложении источник формируется непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном — источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (заложен в цене).

Еще одним критерием деления налогов на прямые и косвенные считают теоретическую возможность переноса налогов на потребителей. Данный критерий подразумевает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится лицо, которое получает доход, в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог переносится путем увеличения цены. Обязанность по уплате косвенных налогов полностью перекладывается на конечного потребителя продукции и особенно на наименее обеспеченные слои населения. Косвенные налоги, в силу повышения цен товаров, накладывают ограничение на возможность расширения внутреннего рынка и экспорта товаров.


По субъекту-налогоплательщику. Согласно данному критерию выделяют следующие виды налогов.

Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и другие).

Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций и другие.).

Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и другие).

По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги.

Налоги в Российской Федерации делятся на несколько групп в зависимости от того, кто их вводит, меняет и конкретизирует. Это налоги федеральные, местные и региональные.

Федеральные (общегосударственные) налоги.

На законодательном уровне в России определяются такие параметры, как размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных налогов. Так же сюда входят порядок зачисления сумм в бюджеты различных уровней. Эти параметры являются едиными на всей территории Российской Федерации.

Федеральные налоги – это налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц (подоходный налог); единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; налог на  операции с ценными бумагами; государственная пошлина; таможенные пошлины; плата за недропользование; плата за пользование водными объектами; плата за загрязнение окружающей природной среды; плата за пользование объектами животного мира; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация»; федеральные лицензионные сборы; платежи в дорожные фонды; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на игорный бизнес; иные федеральные налоги и сборы.

Региональные налоги – это налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов. Региональные налоги отличатся тем, что такие параметры как размер ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов начисления налогов устанавливаются законодательными органами субъектов федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К региональным налогам относятся: налог на имущество предприятий; плата за лесопользование; плата за пользование водными объектами; сбор на нужды образовательных учреждений; налог с продаж; транспортный налог; плата за выбросы вредных веществ; лицензионные сборы; иные налоги и сборы субъектов Федерации.


Местные налоги. Механизмы исчисления и взимания местных налогов вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в ее составе. К таким налогам, в частности, относят: налог на имущество физических лиц; курортный сбор; налог на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы; плата за землю; плата за выбросы вредных веществ; регистрационный сбор за занятие предпринимательской деятельностью; налог на рекламу; сбор за право торговли; целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования; налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор за выигрыш на бегах; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор со сделок, совершаемых на бирже; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; сбор за открытие игорного бизнеса; иные местные налоги и сборы.

По порядку введения налога. По порядку введения можно выделить налоги факультативные и общеобязательные.

Общеобязательные налоги регулируются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории вне зависимости от бюджета, в который они поступают. Налоговые ставки по некоторым из них могут определяться законодательными актами республик, входящих в состав Российской федерации, а также решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.

К общеобязательным относят все федеральные налоги, предусмотренные в ст. 19 «Закона об основах налоговой системы», а также налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду (ст. 20 Закона), налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (ст. 21 Закона).

Основы налоговой системы предусматривают факультативные налоги, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Органы местного самоуправления отвечают за взимание тиках налогов на той или иной территории.