Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика (Виды налогов).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
Следовательно, любой стране для того, чтобы стабильно развиваться, необходимо учитывать и строго соблюдать все базовые принципы налогообложения.
4. Налоговая политика.
4.1 Понятие, сущность и главные виды налоговой политики.
Под налоговой политикой понимается «искусство налогового управления». Субъектом управления является правительство, а объектом управления – налоговая система и налоги.
Налоговую политику можно охарактеризовать как комплекс правовых действий органов государственной власти, чем определяется целенаправленность применения налоговых законов. Налоговая политика должна быть экономически обоснована. Это позволяет улучшить централизацию средств через систему налогообложения.
Одной из основополагающих задач налоговой политики является проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, которые складываются под влиянием налогообложения. Соответственно можно сделать вывод, что налоговая политика – это комплекс мер, направленный на улучшение налоговых законов.
Макроэкономические задачи страны обуславливают цели налоговой политики на отдельном этапе развития государства. При разработке определенных направлений налоговой политики государство обеспечивает решение следующих задач:
- Экономические. Задачи, которые направлены на стимулирование экономического роста, преодоление инфляционных действий, понижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов различных уровней и другие;
- Социальные. Задачи, направленные на обеспечение занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение государственного дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;
- Задачи оптимизации налоговых изъятий, то есть заслуги паритета между публичными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.
Налоговая политика тесно связана с экономическим базисом общества. Изначально, налоговая политика формируется экономическими отношениями. Общество не может контролировать проведение политики, это обусловлено экономикой. Но с другой стороны, налоговая политика является частью денежной политики, что обеспечивает ей определенную самостоятельность – специальные законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние денег. Научный подход к разработке налоговой политики предполагает её соответствие закономерностям публичного развития, неизменный учет выводов денежной теории. Нарушение этого важнейшего требования может привести к большим потерям в народном хозяйстве.
Существуют принципы формирования налоговой политики:
- стабильность налоговой системы;
- одинаковое налогообложение производителей независимо от отраслевой принадлежности компании и формы принадлежности;
- равенство налогового бремени для разных категорий граждан с равным уровнем дохода;
- одинаковые условия налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей.
Налоговую политику можно разделить на три типа. Первый - высокий уровень налогообложения. Это означает, что политика характеризуется наибольшим увеличением налогового бремени. При таком варианте обязательно возникает ситуация, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты разных уровней. Второй тип – низкое налоговое бремя. Правительство старается учитывать интересы налогоплательщиков. Это способствует быстрому развитию экономики, ее настоящего сектора. Налоговое бремя субъектов смягчается, но различные государственные социальные программы значительно снижены, в виду того, что поступления в бюджет уменьшаются.
Третий тип - налоговая политика с довольно существенным уровнем налогообложения как для компаний, так и для физических лиц, который компенсируется для людей страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.
4.2. Механизм функционирования налоговой политики.
Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых форм и способов управления налогообложением, включает в себя широкий арсенал различного вида надстроек и инструментов. Юридическая форма этого механизма создается при помощи налогового законодательства.
В первую очередь, налоговый механизм можно охарактеризовать как область налоговой теории, которая трактует это понятие как организационно-экономическую категорию, а, следовательно, как объективно нужный процесс управления отношениями перераспределения, которые складываются при обобществлении части созданного в производстве государственного дохода.
Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.
Все названные элементы налогового механизма разграничены лишь условно, так как на практике они часто пересекаются, а налоговое регулирование и контроль выступают единым целым, они являются проявлениями регулирующей налоговой функции. В процессе текущего налогового регулирования используются как поощрительные способы в виде системы налоговых льгот, так и санкционные способы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика либо его дебиторов, процедур банкротства и так далее.
Налоговый механизм, также, как и хозяйственный, включает в себя два противоположных начала. Это планирование и стихийно-рыночная конкуренция. Планирование – это волевое регулирование экономики центральной властью учетом объективно работающих экономических законов методом сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических действий в согласовании с целевой направленностью развития публичного производства. Стихийно-рыночная конкуренция – это вид конкуренции, где взаимодействуют производители и потребители на базе прямых и обратных связей.
Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно появляются разрушительные явления. Таким образом, рыночные дела приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях твердой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособленными предприятиями в итоге несовпадения производственной массы продукта и его сбытом.
Таким образом появляется необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Этим регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.
Эффективность использования налогового механизма зависит от того, как правительство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, правительство получает возможность регулировать экономическое развитие.
При исследовании взаимодействия страны и налоговой политики необходимо выделить одну из черт государственной налоговой политики - это этатизм.
Характерными признаками этатизма являются - ценность интересов страны, ценность обязанностей субъектов перед их правами, налоговый произвол страны. Внутреннее содержание налогового механизма составляют организационно-экономические и правовые факторы, которые складываются при формировании доходов бюджета, перераспределении налоговых сумм между территориями.
В основе этих отношений лежит налоговое право наряду с другими отраслями права.
Определив цели и задачки налоговой политики, правительство выбирает способы и инструменты её воплощения. Внедрение того или иного способа зависит от конкретной обстановки, а также традиции. Как правило, правительство применяет полный подход.
Заключение.
Одним из самых важных элементов рыночной экономики называется налоговая система. Ее можно считать главным инструментом воздействия государства на выстраивание приоритетов экономического и социального развития. Именно поэтому очень важно, чтобы налоговая система Российской Федерации регулярно соответствовала мировому опыту, адаптировалась к новым общественным отношениям.
В нынешнее время можно выделить главные требования, которые предъявляются к налоговой системе нашей страны:
- одинаковая величина налога должна быть в случае равных доходов при равных условиях; в случае наличия различных доходов при различных условиях величина налога должна быть разная;
- налоговые ставки должны быть одинаковыми для всех физических лиц независимо от видов деятельности и для юридических лиц, вне зависимости от правовой формы;
- налоговая система должна быть комплексной, она должна учитывать различные варианты налогообложения при всяком их сочетании;
- налоговая система должна быть гибкой и стабильной для возможности обеспечения своевременного воздействия на экономические интересы участников общественного производства;
- единая налоговая ставка в обязательном порядке должна быть дополнена системой налоговых льгот, которые носят адресный и целевой характер, действие которых должно наступать в момент выполнения условий, установленных государством;
- системой налогообложения обязательно должны приниматься во внимание достижения науки и опыт зарубежных стран.
Список литературы.
1. Балабин В.И. Налоговое право: теория, практика споры. – М.: Книжный мир, 2000;
2. Гаврилова Т.В. О налоге не доходы физических лиц // Налоговый вестник, 2002, №12;
3. Истратова М.В. Переход на упрощенную систему налогообложения и НДС Российский налоговый курьер, 2002, №24;
4. Казанцев В.А. Проигравших не будет // Российский налоговый курьер, 2002, №23;
5. Кашин В.А., Бобоев М.Р. О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации // Налоговый вестник, 2002, №12;
6. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;
7. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. – М.: Инфра, 2001;
8. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. - М.: Юрайт-М, 2001;
9. Нестеров В.В. Сущность налога. Его общественное значение // Налоговый вестник, 2002,.№7;
10. Сокол М.П., Волошина А.Н. Налог на доходы физических лиц: налоговые вычеты // Налоговый вестник, 2002, №12;