Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика (Виды налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К факультативным можно отнести сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, которые не являются общеобязательными.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж.

В соответствии с бюджетной системой Российской Федерации налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, исходя из этого налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулируемые.

Налоги закрепленные напрямую и полностью поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Внутри этой категории выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд.

Налоги регулирующие поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции определенной законодательно. На данный момент в налоговой системе России действуют два таких налога: налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации.

По целевой направленности введения налога.

Согласно этому основанию можно выделить налоги целевые и абстрактные.

Государство вводит абстрактные налоги для формирования бюджета в целом, в то время как целевые налоги вводятся для финансирования конкретного направления государственных затрат, например, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели. Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.

В специальной научной литературе можно встретить и иные основания классификации налогов. Так, например, выделяют раскладочные (контингентированные) и количественные налоги. Охарактеризовать раскладочные налоги можно тем, что их размер определяется исходя из конкретного необходимого расхода. Сумма налога непосредственно распределяется между плательщиками. В свою очередь количественные (долевые) налоги ориентированы на возможность плательщика заплатить налог и учитывают его имущественное положение. Выделяют также разовые и периодические налоги. Под периодическими налогами обычно имеются в виду те налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью. К этой группе относятся налоги на имущество (земельные, со строений, с транспортных средств и так далее), налоги на доходы как физических, так и юридических лиц, периодические налоги на потребление (акцизы, НДС, налог с продаж). По периодическим налогам всегда устанавливается налоговый период. К разовым налогам можно отнести те налоги, уплата которых связана с какими-то особыми событиями, не образующими систему. Примерами разового налога являются налоги на наследство и дарение, таможенные пошлины, пошлины, уплачиваемые при регистрации недвижимого имущества, сборы за регистрацию автотранспортных средств.


Практически все налоги, которые взимаются на сегодняшний день в России являются периодическими. Разовыми считаются такие федеральные налоги и сборы как таможенная пошлина, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, местные сборы — курортный сбор, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

В зависимости от мотивации экономического поведения хозяйствующего субъекта некоторые авторы выделяют условно-постоянные налоги, фиксированные, то есть те, которые не зависят от уровня производства, продаж и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью (например, налог на имущество, на пользование природными ресурсами, налоги на отдельные виды деятельности и другие), а также условно-переменные, которые более тесно связаны с экономической деятельностью субъектов (все виды подоходных налогов, акцизы, НДС и так далее). Эти налоги ориентированы на выравнивание результатов экономического соревнования, т. е. сдерживание явных лидеров и поддержку аутсайдеров как в сфере производства, так и потребления. Условно-переменные налоги являются основным источником бюджетных поступлений.

Налоговая система.

Налоговая система является очень важным механизмом системы государственного регулирования экономики. Она состоит из совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей, которые взимаются в установленном порядке. На развитие и функционирование налоговых систем развитых стран оказывают непосредственное влияние различные экономические, политические и социальные условия. Различия налоговых систем заключаются в структурах, способах взимания налогов, ставках и так далее.

Основными задачами налоговой системы считаются такие параметры как:

- обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода;

- противодействие спаду производства;

- создание благоприятных условий для развития предпринимательства;

- реализация социальных программ.

Одной из самых важных функций налоговой системы принято считать фискальную функцию. Это формирование доходной части государственного бюджета. Еще существуют и другие функции - ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.


Эффективность налоговой системы определяется такими факторами как полнота выявления источников в целях обложения их налогом и минимизация расходов по взиманию налогов.

Эффективность налоговой системы можно определить, как чистый доход государства от поступления налогов, то есть как разница между взысканными налогами и издержками взимания. Степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от уровня ставок налогов.

Существует три вида налоговых систем: глобальная, дифференцированная и смешанная.

Согласно глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Это позволяет облегчить расчет налогов, планировать финансовый результат становится проще. Этот вид налоговой системы широко применяется в западных странах.

Дифференцированная система предполагает деление доходов на группы в зависимости от источника их получения (активные и пассивные доходы), к которым применяют различные ставки.

В смешанной системе можно найти элементы и глобальной, и дифференцированной систем.

Существуют базовые принципы налогообложения. Можно выделить три главных принципа – это определенность, эффективность, справедливость.

Под определенностью подразумевается тот факт, что каждый налог должен быть заранее и гласно объявлен в отношении лиц, которые должны платить этот налог; лица или учреждения, которому или в которое этот налог должен быть уплачен; срока, в течение которого или до которого этот налог должен быть уплачен; определенности той суммы (или ставки дохода/имущества), которую налогоплательщик должен заплатить в качестве этого налога.

Эффективность означает минимизацию для налогоплательщика всех дополнительных затрат времени, труда и денежных средств в связи с выполнением им обязанности уплаты налога

В настоящее время принцип эффективности должен пониматься значительно шире.

Во-первых, должны учитываться не только расходы государства на сбор налогов, но и затраты налогоплательщиков на выполнение таких дополнительных налоговых повинностей, как ведение налогового учета и представление налоговой отчетности. В большинстве западных стран такие затраты налогоплательщиков давно признаны (включая и право налогоплательщика зачислять их в расходы при исчислении облагаемого дохода) и строго контролируются.


Во-вторых, следует учитывать, что расходы налоговых органов в связи с взиманием ими налогов также непрерывно растут в связи с усложнением налогового законодательства, увеличением затрат на поддержание налогового контроля, на увеличение численности налоговых работников и на оснащение налоговых органов все более высокотехнологичным и более дорогим дорогостоящими техническими средствами и оборудованием.

Под справедливостью налога понимают сторгую равномерность распределения бремени налога между всеми его плательщиками. В настоящее время идея "налоговой справедливости" продвинулась значительно дальше - к прогрессивности в налогообложении, при которой получатели более высоких доходов должны платить относительно большую их долю в виде налогов.

Кроме этих классических норм, современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов, которые на практике выражаются в виде так называемых запретов. Среди них выделяют следующие:

1) Запрет на введение налога без закона;

2) Запрет двойного взимания налога;

3) Запрет налогообложения факторов производства;

4) Запрет необоснованной налоговой дискриминации.

Первый принцип (запрет) чрезвычайно прост: он запрещает государственной власти вводить налоги без ведома и против воли народа. Фактически под этим лозунгом прошли все буржуазные революции, и в настоящее время в любом современном государстве любое налоговое обложение должно быть обязательно одобрено представителями граждан в органах законодательной власти.

Следующий принцип (запрет) относится к ситуации, когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может облагаться идентичным налогом более одного раза. Подобная ситуация обычна для нынешней усложненной системы налогообложения, при которой власти разных государств или разные уровни власти в одном и том же государстве пользуются расширенными налоговыми правами.

Важнейшее значение имеет принцип привлекать к налогообложению базовые факторы производства. К таким факторам относят труд и капитал. Поскольку этот запрет носит экономический характер, то он не закреплен каким-либо образом в законодательных документах. Однако это не мешает властям во всех достаточно развитых странах следовать ему столь строго, как если бы он был признан на уровне конституционного закона. Фактически всё налоговое законодательство во всех развитых странах формировалось и формируется при непременном соблюдении этого основополагающего запрета.


Для капитала, вложенного в производство, формально существуют налог на прибыль и налоги на доходы от капитала. Однако первый налог на деле сконструирован таким образом, что им фактически облагается только капитал, выводимый из производства: капитал, примененный в процессе производства, защищен от налогообложения щедрыми амортизационными льготами, а полученная на этот капитал прибыль практически всегда освобождается от налога, если она реинвестируется на развитие производства в рамках предприятия.

Труд как фактор производства свободен от налогообложения во всех развитых странах. Фактически это обеспечено установлением не облагаемого налогом минимума дохода на таком уровне, который превосходит нормальную для этой страны стоимость воспроизводства рабочей. На этом минимальном прожиточном уровне дохода работник может всю жизнь быть свободным от налога и получать еще при этом за счет средств бюджета широкий круг социальных пособий. В целом же не следует считать жертву властей для таких случаев слишком значительной. На самом деле, освобождение от налогообложения предоставляется только в отношении прямых налогов, поскольку эти же работники и так уплачивают в бюджет в виде, например, акцизов и налога на добавленную стоимость до 30% и более от суммы их доходов.

Наконец, последний запрет касается, в основном, международных отношений и отражает ту известную реальность, что в настоящее время граждане и капиталы широко мигрируют между странами, и сотни тысяч и даже миллионы граждан живут, работают, занимаются бизнесом и получают доходы в разных странах. В большинстве этих стран государство использует в отношении граждан и не граждан принцип. Соответственно, в этих условиях сама жизненная необходимость требует отказаться от какой-либо налоговой дискриминации иностранцев.

Исходя из этого можно сделать вывод, что основополагающие принципы налогообложения во всех развитых странах мира соблюдаются уже на протяжении долгого времени. Конечно, нельзя отрицать, что в отдельных странах и в отдельные критические периоды власти - вынужденно или произвольно - отходили от этих принципов и даже прямо нарушали. Так, в США в период рузвельтовского "нового курса" налоговые ставки достигали невероятно высоких размеров. В военные периоды в некоторых странах Европы вводились чрезвычайно жесткие налоги в отношении иностранцев, применялись особые формы налогообложения - в виде долгосрочных принудительных займов и т.д. Но такие отклонения носили подчеркнуто временный характер, и с прекращением таких особых условий власти обычно без промедления восстанавливали прежние порядки.