Файл: Корпоративная культура в организации (Понятие, сущность и виды корпоративной культуры).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятие, сущность и виды корпоративной культуры
1.2. Принципы формирования корпоративной культуры
1.3. Управление развитием корпоративной культурой
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «Орбита»
2.1. Общая характеристика ООО «Орбита»
2.2. Анализ существующей корпоративной культуры ООО «Орбита»
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «ОРБИТА»
3.1. Мероприятия по развитию корпоративной культуры ООО «Орбита»
1) типологии, описывающие национальные особенности корпоративных культур (типология Ф. Тромпенаареса, модель Г. Хофстеда);
2) типологии (I, которые касаются лишь отдельных аспектов корпоративной культуры - социально-психологического климата или гендерных проблем (классификация М. Врие - Д. Миллера, классификация С. Медока - Д. Паркина и др.);
3) типологии, учитывающие важные аспекты системы управления предприятиями (модель Ч. Хэнди, модель Камерона-Куина, модель Л. Г. Хаета, модель Дела-Кеннеди, Р. Рютингера и др.).
Однако в научной литературе отсутствует обобщенная оценка перечисленных выше подходов, что затрудняет их практическое применение.
К типологиям, которые описывают национальные особенности корпоративных культур, относят модели Ф. Тромпенаареса и Г. Хофстеда.
Фактически они являются попытками связать тип корпоративной культуры с особенностями национального характера и менталитета. По мнению авторов, такие классификации дают возможность выявить тип культуры, наиболее характерный для определенной страны. Модели Ф. Тромпенаареса и Г. Хофстеда не предназначены для использования с целью анализа культуры отдельного предприятия.
Типология Г. Хофстеда базируется на национальных особенностях менталитета и рассматривает тип культуры в зависимости от пяти факторов:
1) значение индивидуалистического начала, как характеристики тесноты связи отдельного индивида и общества (индивидуализм - коллективизм);
2) дистанция власти, как фактор, определяющий отношение к проблеме неравенства между людьми (высокая - низкая дистанция власти);
3) степень неприятия неопределенности, как показателя, который дает оценку степени стремлений индивидов к избеганию неопределенности, удовлетворяется с помощью законов, правил, процедур, традиций (высокий - низкий степень неприятия неопределенности);
4) уровень мужества, как характеристики распределения социальных ролей между полами (мужская культура с жестким закреплением ролей - женская культура слабее);
5) степень ориентированности на будущее, как фактора, который определяет роль стратегической направленности компании (высокий - низкий уровень ориентированности на будущее) [21, с. 113-115].
Модель Г. Хофстеда дает возможность определить индексы, характеризующие степень проявления каждого из факторов с целью описания наиболее типичной корпоративной культуры для определенной страны [27, с. 40].
Практическая ценность классификации Г. Хофстеда заключается в том, что она может быть использована в работе транснациональных корпораций, мультинациональных компаний, они дают возможность учесть риски, связанные с управлением персонала во время открытия филиалов в других странах.
Вторая группа типологий сосредоточивает внимание лишь на отдельных аспектах корпоративной культуры - социально-психологическом климате или гендерных проблемах.
Модель Врие-Миллера является попыткой классифицировать корпоративные культуры в зависимости от морально-психологического климата коллектива, названия типам присвоены по аналогии с психопатическими типами личности. В рамках каждого типа культуры описывается стиль поведения персонала предприятия и стиль руководства, дается характеристика необходимых условий успешной деятельности предприятия. В модели Врие-Миллера выделяются следующие типы корпоративных культур: драматическая культура, депрессивная культура шизоидная культура, параноидальная культура, принудительная культура. Такая классификация, безусловно заслуживает внимания, но имеет непосредственно прикладной характер и не пригодна для глубокого анализа корпоративной культуры [24, с. 18].
Типология Бурке является попыткой классифицировать корпоративные культуры на основе нескольких факторов: особенностей взаимодействия организации с внешней средой, ее структуры и размеров, степени мотивированности персонала. Использование этих факторов позволило М. Бурке выделить 8 типов корпоративных культур: культура «оранжереи», культура «собирателей колосках», культура «огорода», культура «французского сада», культура «крупных плантаций», культура «лианы», культура «косяке рыб», культура» кочующих орхидеи» [24, с.20-21].
Автор А.А. Бельтюкова на основе исследования гендерных особенностей построения взаимоотношений в организации, выделили 6 типов культур: «джентльменский клуб», «казарма», «Спортивная раздевалка», пренебрежение фактором пола, «псевдо поддержка», «сообразительные мачо» [4, с. 52].
Каждый из этих типов дает характеристику особенностям взаимоотношений женщин и мужчин в организации, отношение руководства к фактору пола в процессе определения должностных обязанностей и назначение на руководящие должности и фактически дает описание той или иной формы дискриминации женщин в условиях современных организаций [4, с. 55-57].
Эта типология не содержит инструментов для определения типа культуры (за исключением словесного описания), не связывает тип культуры со степенью мотивации персонала и экономическими результатами деятельности предприятия. В целом типологии второй группы не могут быть использованы в процессе проведения экономических исследований.
Третья группа типологий является предметом наибольшего интереса с точки зрения менеджмента.
Представленные в этой группе классификации связывают тип корпоративной культуры с такими факторами как сфера деятельности предприятия, степень риска, скорость обратной связи, способ решения проблем, возникающих на предприятии, степень учета условий внешней среды и др.
Типология корпоративной культуры Дела-Кеннеди (а также разработана на ее основе типология Рютингера) является попыткой объяснить взаимосвязь типа культуры и специфики вида деятельности предприятия. С этой целью авторы выделяют два факторы, на основе которых описывают 4 типа корпоративной культуры [8, с. 40-45]: 1) степень риска определенных видов деятельности (высокий, низкий); 2) скорость обратной связи с внешней средой (медленная, быстрая).
Согласно этой типологии выделяют следующие типы культур: 1) культура интенсивной игры (у Р. Рютингера - культура торговли); 2) культура «жестких парней» (спекулятивная культура); 3) культура процессов (административная культура); 4) культура рискованных мероприятий (инвестиционная культура).
Практическая ценность классификаций Дела-Кеннеди и Р. Рютингера заключается в попытке связать тип культуры фирмы с требованиями, которые предъявляются к работникам, определении слабых и сильных сторон каждого типа культуры.
Модель Камерона-Куина имеет наибольшую ценность с точки зрения использования в процессе экономической диагностики корпоративной культуры. Согласно этой модели, типология осуществляется на основе определения направления ориентации компании (внутренний фокус и интеграция - внешний фокус и дифференциация), а также способа решения проблем (стабильность и контроль - гибкость и дискретность). На основе этой модели в настоящее время построены усовершенствованные методики диагностики корпоративной культуры, в частности, известны методики, разработанные российскими авторами Соломанидиной Т.А., Ю.Д. Красовским [11, с. 305].
Ученые К. Камерон и Р. Куинн выделяют такие типы корпоративной культуры: клановая культура, адхократичная культура, иерархическая культура, рыночная культура. Клановая культура характеризуется внутренней ориентацией и гибкостью в решении проблем.
Положительные характеристики клановой культуры: дружественный, благоприятный социально-психологический климат, сплоченность коллектива, забота руководства о трудовом коллективе, приверженность традициям и выполнения обязательств. «Клан» как тип корпоративной культуры означает по К. Камероном и Г. Куинном [36] единые для всего коллектива ценности, сплоченность и соучастие. Такие организации больше похожи на большие семьи. Типичным является бригадная работа, восприятие потребителей как партнеров.
Американским ученым Ч. Хэнди проведено исследование целого ряда крупных американских компаний и на этой основе предложил классификацию корпоративных культур, основанная на распределении власти и определении ценностных ориентаций личности. По этим признакам было выделено четыре типа культуры: 1) силовая культура; 2) ролевая (бюрократическая) культура; 3) личностная культура; 4) целевая культура.
Важным выводом Ч. Хэнди является то, что корпоративная культура не является статичной, а постоянно видоизменяется в процессе развития предприятия. Иными словами, модель Ч. Хэнди является иллюстрацией изменения корпоративной культуры в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия. Стадии зарождения и становления соответствует силовая культура, стадии развития - культура роли, стадии расцвета - личностная культура, стадии спада и возрождения целевая культура [29, с. 253-256].
Отмечая положительные характеристики существующих моделей, в т.ч. модели Ч. Хэнди, модели Камерона-Куина, ученые отмечают, что использование четырех блочных моделей не дает полной характеристики исследуемому явлению и предлагают собственную типологию. Предложенная типология определяет корпоративную культуру из таких полярных позиций как: культура Запада - культура Востока, коллективизм - индивидуализм, интеграция - дифференциация, определенность и надежность - неопределенность и риск, ответственность всех (или безответственность) - ответственность каждого [29, с. 264-270].
На основе указанных характеристик авторы выделят 8 типов корпоративно управленческих культур: 1) власть; 2) роль и правила; 3) коллегиальность; 4) большая семья; 5) творческие команды; 6) звезды; 7) задачи; 8) конкуренция.
Итак, современные подходы к типологии корпоративных культур можно разделить на три группы в зависимости от целевой направленности при осуществлении классификации: 1) классификация на основе национальных особенностей; 2) классификация по социально-психологическим характеристикам социальной группы; 3) классификация на основе учета системы управления.
В процессе проведение экономических исследований на микроуровне могут быть использованы только типологии третьей группы. С точки зрения комплексности и наличии удобных инструментов для проведения диагностики, по нашему мнению, наиболее перспективной для применения является модель Камерона-Куина. Дальнейшие исследования будут направлены на оценку возможностей использования этой модели для оценки корпоративной культуры предприятий промышленности.
1.2. Принципы формирования корпоративной культуры
Проведенный анализ литературы показал, что большинством авторов [31; 34 и др.] выделяются общесистемные и внутриколлективные принципы.
К общесистемным относят:
1. Принцип комплексности представлений о назначении экономической системы организации. В соответствии с данным принципом, организационная культура, помимо взаимоотношений членов определенной хозяйствующей или производственной системы, должна отображать комплекс представлений о предназначении как этой системы в целом, так и ее членов по отдельности.
2. Принцип первоочередности определения ценностей и философии компании. Этот принцип означает, что перед тем, как сформировать организационную культуру, необходимо предварительно определить философию и основные ценности компании, которые будут приняты и осознанны всеми ее сотрудниками.
3. Принцип историчности. Значение этого принципа заключается в том, что становление организационной культуры занимает достаточно длительный срок. Этот процесс может растянуться на целые годы, а в некоторых случаях и на десятилетия, и этот фактор никак нельзя не учитывать, когда происходят этапы выбора характера экономической системы и используемого в компании стиля управления.
5. Принцип неприменения силового воздействия. Данный принцип рассматривает любой вид существующей организационной культуры как ценность. С такой точки зрения недопустимо насильно навязывать «слабой» организационной культуре, которая присуща определенной экономической системе, «сильную» организационную культуру либо искусственным образом изменять ее. Впрочем как и наоборот - «сильную» организационную культуру нельзя искусственно заменять «слабой».
6. Принцип комплексности оценки. В соответствии с данным принципом, когда компания оценивает степень и характер влияния культуры на общую эффективность деятельности компании, эта оценка должна всегда опираться на комплексный подход. В рамках данного подхода предусматриваются и учитываются не только методы прямого влияния организационной культуры на эффективность фирмы, но и всевозможные способы опосредованного влияния.
К внутриколлективным принципам организационной культуры относят:
1. Принцип всеобщности. Для эффективного функционирования любой компании существующая в ней организационная культура должна приниматься и разделяться всем коллективом или хотя бы подавляющим большинством его членов.