Файл: Психология_Немов Р.С_Кн 1_Общие основы психологии_2003 4-е изд -688с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2019

Просмотров: 13940

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теперь действуем в соответствии со вторым и с третьим из сформулированных выше правил: попарно связываем друг с другом перечисленные предметы в необычные ассоциации и мысленно представляем придуманное. Первым таким предметом может стать, например, почтовый ящик, изготовленный в виде телефонной трубки; вторым — набитый книгами огромный почтовый ящик; третьим — завернутая в белье длинная рука; четвертым — огромные денежные купюры, уложенные и связанные в форме бельевой пачки. После этой процедуры достаточно последовательно представить, как будут выглядеть придуманные нами предметы, чтобы в нужный момент, когда данные предметы попадутся на глаза, вспомнить о связанных с ними делах.

Следует иметь в виду один прием, основанный на формировании ассоциаций. Если, например, необходимо как можно лучше запомнить текст, или доказательство теоремы, или какие-либо иностранные слова, то можно поступить следующим образом. Поставить перед собой дополнительную задачу нахождения ответа на вопросы: «Что это мне напоминает? На что это похоже?»

Читая далее текст или доказательство теоремы, мы должны будем ответить на следующие конкретные вопросы: «Какой другой текст или эпизод из жизни мне напоминает данный текст? Какое другое доказательство напоминает способ доказательства данной теоремы?» Знакомясь с новым словом, мы тут же должны мысленно отвечать на такой, например, вопрос: «Какое иное слово или событие напоминает мне данное слово?»

Здесь действует следующая закономерность: чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени мы уделяем мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается и сам материал.

Основной принцип, лежащий в основе многих мнемотехни-ческих приемов, состоит в использовании образов, связывающих между собой запоминаемый материал со знаком, или формирование такого рода связей внутри самого запоминаемого материала. Для того чтобы хорошо запомнить последовательность не связанных между собой слов, достаточно бывает проделать следующее. Представим себе путь, который проходим ежедневно, идя на учебу или на работу. Последовательно проходя его в уме, «расставим» по пути то, что нужно запомнить в виде предметов, связанных с запоминаемым по смыслу. Однажды проделав такую работу, мы потом, идя по данному пути, сможем вспомнить все что нужно. Достаточно будет для этого даже просто представить себе соответствующий путь.

253


Важным средством улучшения памяти, как показали исследования отечественных психологов, может стать формирование специальных мнемических действий, в результате освоения которых человек оказывается способным лучше запомнить предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной организации самого процесса его познания с целью запоминания. Развитие подобных действий у ребенка, как показали специальные исследования, проходит через три основных этапа. На первом из них (младшие дошкольники) мнемические познавательные действия ребенка организуются у него взрослым человеком во всех существенных деталях. На втором этапе старшие дошкольники уже способны самостоятельно классифицировать, распределять предметы на основании общих признаков по группам, причем соответствующие действия выполняются еще во внешней развернутой форме. На третьем этапе (младшие школьники) наблюдается полное овладение структурой и выполнением познавательного мнемического действия в уме.

Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.

Однако в связи с данной и другими рекомендациями по улучшению памяти, в том числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта.

Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий. Интерференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного материала заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например когда запоминаются слова иностранного языка, одни из которых еще не отложились в долговременной памяти, а другие в это же время только начинают изучаться.

254



Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Тема 1. Общее представление о памяти.

1. Значение памяти в жизни человека.

2. Развернутое определение памяти.

3. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.

Т е м а 2. Виды памяти и их особенности.

1. Основания для классификации видов памяти.

2. Разновидности памяти.

3. Кратковременная память человека.

4. Долговременная память человека.

5. Взаимосвязь и взаимодействие кратковременной и долговременной памяти.

Т е м а 3. Индивидуальные различия памяти у людей.

1. Количественные индивидуальные особенности памяти.

2. Качественные характеристики индивидуальной памяти.

3. Связь памяти с личностью человека.

4. Нарушения памяти (амнезии).

5. Память и мотивация (объяснение забывания).

Т е м а 4. Теории и законы памяти.

1. Ассоциативная теория памяти.

2. Гешталъттеория памяти.

3. Смысловая теория памяти.

4. Психоаналитическая теория памяти.

5. Деятельностная теория памяти.

6. Информационно-кибернетическая теория памяти.

7. Законы памяти и факты из ее исследований.

8. Явление реминисценции.

Т е м а 5. Формирование и развитие речи.

1. Основные линии развития памяти человека в фило- и онтогенезе.

2. Теория филогенетического развития памяти П.П.Блонского.

3. Культурно-историческая теория развития памяти Л.С.Выготского.

4. Развитие непосредственного и опосредствованного запоминания у детей по А.Н.Леонтьеву.

5. Факторы, ачияющие на развитие памяти.

6. Практические выводы-рекомендации по улучшению памяти.

Темы для рефератов

1. Виды памяти у человека.

2. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

3. Теории памяти в психологии.

4. Факторы, определяющие развитие памяти у человека.

255



Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

2. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.

3. Сравнительный анализ основных механизмов памяти по ее психологическим теориям.

4. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

ЛИТЕРАТУРА

I

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980. (Кратковременная память: 27—52. Теории памяти: 53—203, 273—292. Память и мышление: 362—427.)

Вейн A.M., Каменецкая Б.И. Память человека. — М., 1973. (Память у животных: 6172. Понятие хорошей и плохой памяти: 85. Методы изучения памяти: 7398. Болезни и память. Нарушения памяти: 131—190. Улучшение памяти: 191—207.)

Зинц Р. Обучение и память. — Минск, 1984. (Классификация видов памяти: 199—209.)

Лезер Ф. Тренировка памяти. — М, 1979. (Что такое память: 37—43. Основные процессы памяти. Запоминание, припоминание, забывание: 73—114.)

Линдсеи П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. — М., 1974. (Виды памяти: 313—354. Память: 355—384. Механизмы памяти: 385—419.)

Лурия А.Р. Внимание и память. — М., 1975. (Память: 42— 103.)

Норман ДА. Память и научение. — М., 1985. (Как мы обучаемся и запоминаем: 10—14. Сенсорная память: 15—20. Первичная память: 30—37. Вторичная память: 37—41. Забывание: 47—51.)

Роговин М.С. Проблемы теории памяти. — М., 1977. (Феноменология памяти: 23—38. Теории памяти: 38—64. Расстройства памяти: 64—71. Ассоциации и память: 90—98. Личность и память: 98—129. Структурно-уровневая концепция памяти: 161— 180.)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 1. — М., 1989. (Память: 300-344.)

Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. — М., 1966. (Теории памяти в психологии: 10—36, 378—381. Произвольное запоминание: 37—73. Непроизвольное запоминание: 106—136. Понимание и запоминание. Соотношение процессов: 137—198.)

256



Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. — М., 1979. (Общие амнезии потери памяти (Т.Рибо): 25—48. Две памяти (А. Бергсон): 61—75. Память (П-Флорес): 244—270.)

II

Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. — Т. II. — М., 1979. (Память и мышление: 118— 341. Память. Припоминание: 341—366.)

Вейн A.M., Каменецкая Б.И. Память человека. — М., 1973. (Виды памяти: 99—113. Возрастные изменения памяти: 114—121.)

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961. (Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в психологии: 9—137. Непроизвольное запоминание и деятельность: 141— 221. Непроизвольное запоминание и мотивация: 222—241. Сравнение непроизвольного и произвольного запоминания: 245425. Развитие памяти: 425—514.)

Ипполитов Ф.В. Память школьника. — М., 1978. (Советы по улучшению памяти: 28—45.)

Кладки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М., 1978. (Кратковременная память: 83—159. Долговременная память: 160—215. Запоминание: 216—236. Припоминание (воспроизведение): 237—271. Память и зрение: 272291.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983. — Т. I. (Развитие высших форм запоминания: 31-64.)

Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М., 1976. (Развитие памяти: 8—37, 94—137. Произвольное запоминание: 38—93. Связь кратковременной и долговременной памяти: 138—219. Развитие памяти в процессе обучения: 220—246.)

Механизмы памяти. Руководство по физиологии. — Л., 1987. (Память, ее функции и связь с работой мозга: 7—20. Эмоции и регуляция памяти: 325—351. Нейропсихологическая регуляция памяти: 351—356. Психофизиологические аспекты модуляции памяти: 374-388.)

Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. — М., 1988. (Механизмы памяти: 67—83.)

Общая психология. — М., 1986. (Память: 291—321.)

Познавательная активность в системе процессов памяти. — М., 1989. (Деятельностный подход к памяти: 7—10. Связь познавательной активности и памяти: 10—24. Связь произвольного и непроизвольного запоминания: 25—43.)

9. Р. С. Немов, книга 1

257