Файл: Психология_Немов Р.С_Кн 1_Общие основы психологии_2003 4-е изд -688с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2019

Просмотров: 13944

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развитие памяти. — Рига, 1991. (Что такое память: 5—10. Парадоксы памяти: 11—117. Память глазами физиолога: 18—30. Память глазами психолога: 3142. Можно ли тренировать память: 4347. Какая у меня память: 48—53.)

Развитие творческой активности школьников. — М., 1991. (Развитие памяти: 126—149.)

Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. II. — М., 1987. (Проблемы психологии памяти: 5—294. О некоторых корреляциях в области памяти: 316—327.)

III

Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Сис-темно-Деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно-методическое пособие. — М., 1985. (Память: 31-103.)

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980. (Узнавание: 293-361.)

Веккер Л.М. Психические процессы. — Т. 3. — Л., 1981. (Память как универсальный интегратор психики: 206—262.)

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982. (Функциональная структура памяти: 66—113.)

Восприятие. Механизмы и модели. — М., 1974. (Информация и память: 28—36.)

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 2. — М., 1982. (Память и ее развитие в детском возрасте: 381—395.)

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. (Развитие мнемических и мнемотехнических функций: 239—254.)

Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. — М., 1980. (Связь памяти и эмоций: 70—90.)

Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. Информационные процессы и нейронные механизмы. — Л., 1985. (Система зрительной памяти: 11—29.)

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982. (Восприятие и иконическая память: 46—61.)

Ипполитов Ф.В. Память школьника. — М., 1978. (Теории памяти: 7—15. Классификация видов памяти: 15—28.)

Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. — М., 1978. (Зависимость запоминания от характера деятельности: 62—86.)

258



Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. — М., 1977. (Культура, научение и память: 153—173.)

Ладанов И.Д. Управление стрессом. — М., 1989. (Тренировка памяти: 69—83.)

Лурия АЛ*. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мне-мониста. — М., 1968.

Механизмы памяти. Руководство по физиологии. — Л., 1987. (Эволюция памяти. Виды памяти: 21—41. Системная организация памяти: 263—300. Нарушения памяти: 356—369.)

Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. — М., 1964. (Планы для запоминания: 132—148.)

Найссер У. Познание и реальность. — М., 1981. (Воображение и память: 141—165.)

Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. — Л., 1983. (Особенности памяти при нервно-психическом напряжении: 55—63.)

Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. — М., 1988. (Что мы знаем и чего не знаем о памяти: 22 — 36. Управление памятью: 84—112, 133—140.)

Норман Д.А. Память и научение. — М., 1985. (Этапы переработки информации: 20—30.)

Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990. (Память: 61-79.)

Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. — М., 1976. (Язык и память: 173—182.)

Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. I. — М., 1987. (Взаимоотношение образа и слова в развитии памяти: 186—203.)

Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. — М., 1989. (Память в структуре речемыслителъной деятельности: 61—98.)

Хоффман И. Активная память. — М., 1986. (Репрезентация в памяти: 56—211. Организация памяти: 212—252. Создание новой информации в памяти: 253—276.)

Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. Исследование механизмов. — М., 1988.

Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990. (Методические рекомендации для развития внимания, памяти, эмоциональной экспрессии и мотивации у детей 4—7 лет: 45—51.)

Шабанов П.Д., Бородкин Ю.С. Нарушения памяти и их коррекция. — Л., 1989. (Принципы изучения нарушений памяти в эксперименте: 5—63. Фармакологическая коррекция нарушений памяти: 64—111.)

9*

259



Глава 10. ВООБРАЖЕНИЕ

Краткое содержание

Определение и виды воображения. Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное — их особенности. Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения.

Функции воображения, его развитие. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии.

Воображение и творчество. Связь процесса творчества с воображением. Два вида творческой фантазии: конкретный (образный) и абстрактный (логический), их связь с доминированием у человека правого и левого полушарий мозга. Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния. Использование данного факта при конструировании проектных методик изучения личности типа ТАТ и теста Роршаха.

Воображение и органические процессы. Взаимосвязь и взаимодействие воображения как идеального с органическими процессами как материальными. Психогенные чувства (чувство страха). Приспособительный характер физиологических реакций, вызванных эмоционально насыщенным воображением умеренной силы. Идеомоторный акт. Проявление мыслей и чувств человека в его мимике, жестах, пантомимике, их использование в невербальном общении. Сон и сновидения. Психика и биогенные ритмы организма.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

260



Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиоло-гической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые обсуждались в предыдущих главах учебника. В силу данного обстоятельства эта глава будет одной из самых маленьких по объему в книге, что, конечно, не говорит о небольшой значимости данного феномена в психологии и поведении человека.

Здесь дело обстоит как раз противоположным образом, а именно: мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения в учебнике.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомоса-пиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может- «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действи-

261



тельности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И.Крамского, И.Репина, В.Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.

Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Даже произведения такого некоммунистического модернистского направления искусства, как абстракционизм, ставшего основой современного авангарда, нередко создавались при помощи продуктивного

262