Файл: Теории происхождения государства ( Сущность государства: исходные положения ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.

В современной научной литературе выделяют пять основных подходов к понятию государства: теологический (мусульманские учения в связи с концепцией халифата), классический (государство – совокупность власти, территории, населения), юридический (государство – юридическая персонификация нации), социологический (наибольшее количество школ, в том числе и марксистское учение о государстве), кибернетический (государство – особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями).

В. Е. Чиркин в выявлении сущности государства акцентирует внимание на трех его ипостасях: государство – организация, государство – арбитр, государство как легализованное принуждение. П. М. Рабинович полагает, что государство – это организация политической власти доминирующей части социально неоднородного общества, посредством которой осуществляется руководство им в интересах этой его части, а также управление общесоциальными делами. А. П. Бутенко утверждает, что государство – это прежде всего исторически сложившаяся, сознательно организованная система, управляющая обществом. В. Д. Ардашкин пришел к выводу, согласно которому государство – это суверенная организация концентрированной власти, официально представляющая и охватывающая все общество (народ, нации и национальности, классы, слои и социальные группы) в пределах определенной территории.

Неоднозначный подход к определению государства вызывается тем, что государство имеет множество сторон, непрерывно развивается, «колеблется» в своих режимах от деспотического до демократического. В его познании проявляются неодинаковые научные потенциалы исследователей, различные их методы познания и другие обстоятельства. Но главным фактором, определяющим позицию исследователя, является состояние реального государства, его развитие, глобальные общесоциальные потребности. Именно под их воздействием формируется нынешнее представление о государстве вообще, о его сущности.

В определении государства, воплощающем в себе самые важные, сущностные его признаки, характерные черты, глубинные стороны, наиболее значимые особенности, следует исходить из того, что оно представляет собой организацию. Особенность же ее заключается в том, что это – универсальная организация для всех проживающих на определенной территории людей. Организация эта должна носить управленческий, властный, а значит, политический характер. А чтобы власть для всех была авторитетной, реальной, необходимо, чтобы она представляла собой организацию наиболее совершенную, самую мощную из всех создаваемых человечеством организаций, обладающую надлежащими ресурсами и возможностями. Она непременно должна иметь в своем распоряжении аппарат принуждения и в целях превенции, выполняя функцию угрозы по отношению к тем, кто может уклоняться от общеобязательных велений, так и особенно для тех, кто их нарушает. Все это, о чем свидетельствует всемирный опыт, присуще организации, которая именуется государством. В сущностном плане государство – это универсальная, наиболее совершенная, самая мощная, располагающая ап­паратом принуждения, политическая организация, предназначенная для управления обществом с целью обеспечения социального прогресса.


В узком смысле термин «государство» служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.

В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество с отношениями публично властного характера. Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчёркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления - аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.

Типология - это особый вид классификации, который занимается системными объектами и даёт системное знание о них. Предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы её осуществления. Понятие государства служит для обозначения единства трёх составных его элементов: политической власти, территории и населения. Выражением этого единства (целостности) государства выступает народ, поэтому именно его политическая власть и есть то, что называется родовой сущностью любого эмпирического государства.

Типология государства с точки зрения формационного подхода, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Типы государств с точки зрения формационного подхода: рабовладельческое государство; феодальное; буржуазное; социалистическое.

Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода, рассматривается в науке как категория, отображающая противоположные тенденции в развитии культуры в сфере межгосударственных отношений. Типы государств с точки зрения цивилизационного подхода: государства аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации; государства арабской, китайской, индийской и т.д. цивилизаций.

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного режима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. По типологии можно разделить следующие виды государственного устройства:[19]


- по форме правления: монархия, республика;

- по форме государственного устройства: унитарные, федеративные, конфедеративные;

- по форме государственного режима: демократические и антидемократические (тоталитарные, авторитарные, расистские);

- по их отношению к религии: светские государства, атеистические, клерикальные и теократические.

Таким образом, государство в узком смысле - это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство - это качественно определённая модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

2. Основные подходы к сущности государства

Государство – это политическая организация общества, которая обеспечивает его целостность и единство посредством реализации государственного механизма управления делами общества. Она придает праву общеобязательное значение, отправляет суверенную публичную власть, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивает законность и правопорядок.[20]

Сущность как философская категория означает главное и необходимое в определенном явлении. Таким образом, сущностью государства является наиболее характерное и важное в нем, что определяет его содержание и социальное назначение.

При исследовании сущности государства необходимо принимать во внимание два аспекта:[21]

– любое государственное образование представляет собой организацию политической власти (формальная сторона);

– интересы, которым оно служит (содержательная сторона).

Наиболее важным аспектом при изучении сущности государства выступает его содержательная сторона, то есть чьи интересы эта организация политической власти защищает.

Исходя их вышеуказанного, можно выделить следующие подходы к изучению сущности государства: классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый.

Согласно классовому подходу государство рассматривается как организация политической власти экономически господствующего класса. В данном случае оно используется как средство обеспечения запросов преимущественно господствующего класса. При этом первоочередное удовлетворение запросов определенного класса обычно вызывает отторжение и сопротивление у представителей других классов.


В этой связи возникает проблема, которая выражается в необходимости постоянного снятия либо преодоления данного сопротивления при помощи насилия и принуждения. Рабовладельческие, феодальные и буржуазные государства по своей сути являются классовыми.

Более прогрессивным принято считать общечеловеческий (обще социальный) подход. В рамках данного направления государство определяют, как организацию политической власти, которая формирует условия для достижения компромисса между интересами разных классов и социальных групп. При этом оно используется в качестве средства для обеспечения интересов преимущественно всего общества, удовлетворения запросов различных слоев и классов, посредством реализации компромиссных решений. Оно не занимает однозначной классовой позиции, а выступает как арбитр, который пытается согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, предотвратить конфликты либо разрешить их.

Рис.1. Сущность государства

Также выделяют религиозный, расовый, национальный и иные подходы к изучению сущности государства. В их рамках в политике конкретного государственного образования преобладают соответственно религиозные, расовые, национальные запросы.

При религиозном подходе государство характеризуется как организация политической власти, которая содействует преимущественной реализации взглядов определенной религии.[22]

При национальном (националистическом) подходе оно определяется как организация политической власти, которая содействует преимущественной реализации интересов титульной нации посредством ущемления интересов других наций, проживающих в данной стране.[23]

При расовом подходе государство рассматривается как организация политической власти, которая содействует преимущественной реализации интересов определенной расы посредством ущемления прав других рас, проживающих в данной стране.[24]

Следовательно, сущность государства имеет множество аспектов. Она не ограничивается лишь классовыми либо общесоциальными началами. По этой причине при выявлении сущности государства на первый план может выйти любое из вышеназванных начал в зависимости от исторических обстоятельств.

Социальное назначение государства зависит от его сущности. Оно определяет, цели, задачи, функции и характер его деятельности.


Описанные подходы к пониманию сущности государства не исключают друг друга, а дополняют. Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Однако любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) обще социальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство является не только инструментом господства какого-либо класса, но и представляет все общество, является средством его объединения. Обще социальная роль государства составляет вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.

Соотношение указанных сторон сущности государства неодинаково и зависит от множества факторов: национальной традиции, особенностей исторического развития, культурной и религиозной специфики, политического режима и пр., например, у демократического государства будут преобладать обще социальные черты, у тоталитарного – классовые.

2.1. Национальный подход

В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить, как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п.

Национальный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов только лишь одной нации. Основывается на предоставлении преимуществ и привилегий титульной нации. Национальный подход был характерен для многих империй[25].

Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод, что национальный характер — это совокупность социально- психологических черт (национально-психологических установок, стереотипов), свойственных национальной общности на определенном этапе развития, которые проявляются в ценностных отношениях к окружающему миру, а также в культуре, традициях, обычаях, обрядах. Национальный характер представляет собой своеобразное, специфическое сочетание общечеловеческих черт в конкретных исторических и социально-экономических условиях бытия национальной общности.