Файл: Функции менеджмента».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бизнес – план – это план развития предприятия, необходимый для освоения новых видов бизнеса.

Бизнес – план помогает:

- определить направление деятельности предприятия в соответствии с потребностями рынка;

- довели направление деятельности до всех потенциальных партнеров, инвесторов и акционеров;

- координировать деятельность работников предприятий для достижения поставленных целей;

- определить виды деятельности и источники ее финансирования;

- прогнозировать возможные трудности и пути их преодоления;

- установить стандарты, при помощи которых в последствии будет осуществляться контроль за реализацией планов.4

Бизнес – план – это документ, предназначаемый не только для внутреннего использования. Он в значительной степени адресован потенциальным инвесторам, а потому должен содержать информацию выгодно представляющую перспективы развития организации. Наличие бизнес – план – одно из обязательных условий для любых переговоров, направленных на привлечение ресурсов, кроме того, он предназначен и для потенциальных клиентов и партнеров.

Одна из самых важных функций менеджера состоит в принятии организационных решений, которые затем реализуются через других людей. Организационное решение – это выбор, который дает руководитель в процессе выполнения своих обязанностей, определенных его должностью. Цель организационного решения состоит в обеспечении последовательного движения организации к намеченным целям. Поскольку от того, какое решение примет менеджер, нередко зависит успех организации, с принятием решения связана очень высокая обязанность.

Функция организации является базисной функцией менеджмента. В более широком смысле – это вид деятельности управленческого персонала, направленный на обеспечение оптимального функционирования предприятия.

Структура управления – это краткое здания управленческой системы, которое создается для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно качественно. Организационная структура управления – это система, в которой оптимально определены функциональные обязанности, права и ответственность, а так же установлены порядок и формы взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

__________________________________________________________________

Гордиенко Ю.Ф. Менеджмент с. 85

Гордиенко Ю.Ф. Менеджмент с. 86-87

Элементы организационной структуры управления – это либо отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), либо службы и органы аппарата управления.


Существует два наиболее важных основания, на которых осуществляется специализация элементов оси.

Специализация может осуществляться в зависимости от состава структурных подразделений организации. На этом основании вычисляются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса.

На основании характера тех общих функций, которые выполняются в процессе управления, формируются органы: а) занимающиеся планированием, б) организующие производство, труд и управление, в) контролирующие все процессы в организации.5

Связи между элементами принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми, вертикальные связи представляют собой отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

Между элементами организационной структуры могут устанавливаться линейные и функциональные отношения.

Линейные отношения – это отношения между руководителями и подчиненным, при которых руководитель принимает решения, касающиеся любых действий подчиненного. Руководитель при таких отношениях называется линейным.

Функциональные отношения – это отношения, при которых руководитель принимает решения, касающиеся деятельности организации только в одной из функциональных сфер (например, в финансовой, инновационной или производственной). У каждого работника, таким образом, оказывается несколько руководителей, которым он подчиняется лишь в вопросах, находящихся в их компетенции. Руководитель, выполняющий такие функции, называется функциональным.

Организационная структура управления должна быть:

- оптимальной

- должна обеспечивать возможность оперативности управления

- надежной

- соответствовать требованию экономичности.

Если организационная структура управления отвечает этим требованиям, то деятельность организации будет эффективной.

В современных гуманитарных науках существует множество классификаций управленческих структур. Широкое распространение

__________________________________________________________________

Гордиенко Ю.Ф. Менеджмент с. 99-100

получила классификация, в которой выделяется два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они базируются на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющее выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.


Бюрократический тип. Эту модель современной организации описал в начале ХХ столетия немецкий социолог Макс Вебер. В основе этой модель – представление о предприятиях как об «организационных организациях», предъявляющие жесткие требования, как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют.

Основными для этой нормативной модели рациональной бюрократии являются следующие положения:

В организации должно быть четкое разделение труда, на каждой должности следует использовать только квалифицированных специалистов;

В ее основе должна лежать иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

В рамках организации должны действовать совокупности формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;

Для бюрократической организации характерен дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей;

Наем на работу должен осуществляться в соответствии с квалифицированными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.

Преимущество бюрократических структур управления показали свою эффективность. Особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать сложную работу больших коллективов людей, работающих на единую цель, им присущи недостатки, особенно заметные в современных условиях.

Бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей; вопросы стратегии и тактики развития организации решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно исполнением этих решений, теряется общий управленческий интеллект (который рассматривается сегодня как важнейший фактор эффективного управления); невозможно с бюрократическим типом структуры управляв процессом изменений, направленных на совершенствование работы.

Органический тип. В организации нового типа импровизация и дискуссия ценятся больше, чем планирование и четкость исполнения задач. В таких организациях все решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях. Именно этот подход породил представление о миссии организации как основном средстве координации деятельности работников и подразделений. Правило работы в таких организациях формируются в виде принципов, а не установок.6

Существуют и более дробное классификация организационных структур управления, которая акцентирует внимание главным образом на взаимоотношения между отдельными подразделениями и распределениями полномочиями между ними.


Линейная организационная структура обычно используется в мелких и средних предприятиях, которые осуществляют производство товаров и услуг, причем это производство не характеризуется особой сложностью. В этом случае важное подразделение имеет только одного руководителя, на которого возлагаются полномочия по принятию всех управленческих решений. Этот руководитель подчиняется лишь вышестоящему руководителю.

В рамках линейной организационной структуры подчиненные зависят только от своего руководителя: вышестоящий орган управления не имеет права отдавать им распоряжения без согласования с непосредственным руководителем.

Преимуществом линейной организационной является то, что в ее основе лежит один канал коммуникации – канал между руководителем и подчиненном; в рамках этой организационной структуры достаточно легко обеспечить распоряжения, получаемые исполнителем, всеми ресурсами, необходимыми для их выполнения.

Особенностью данного типа организационной структуры является то, что в ней руководитель несет персональную ответственность за результаты принимаемых им решений.

Линейная организационная структура имеет недостатки: м руководимо выдвигаются слишком высокие требования; менеджеры высшего уровня на больших предприятиях оказываются перегруженными – это приводит к бюрократической волоките.

В рамках функциональной организационной структуры принятие управленческих решений распределяется между функциональными руководителями.

Преимуществом функциональной структуры управления является то, что она помогает преодолеть недостаток линейной структуры, заключающиеся в необходимости высоко квалифицированных руководителей, достаточно компетентных в самых разных областях деятельности.

Функциональная структура снижает потребность организации в специалистах широкого профиля, которые встречаются достаточно редко. Кроме того, линейные менеджеры в рамках функциональной структуры освобождаются от принятия решений и могут сосредоточиться исключительно на управлении производством.

__________________________________________________________________

Гордиенко Ю.Ф. Менеджмент с. 102-103

Недостатки функциональной структуры управления заключаются главным образом в том, что задача организации решений затрудняется; снижается мотивация работников т.и. каждый из них подчиняется одновременно нескольким функциональным руководителям – появляется возможность избежать ответственность; функциональный руководитель не всегда может в достаточной мере проконтролировать действия своих подчиненных; процедура принятия решений оказывается более длительной, в том числе и из-за необходимости согласовывать их с другими функциональными службами.


Линейно – функциональная структура является трансформацией функциональной и одновременно совмещает в себе качества линейной структуры. Основное преимущество этой структуры состоит в том, что линейный руководитель является единственным руководителем для каждого из работников. Как следствие – более сильная мотивация и отсутствие возможности избежать выполнения своих обязанностей. Кроме того, на линейного руководителя возлагаются функции координатора, что исключает противоречия в решениях и распоряжениях.

Линейно – функциональная структура позволяет обеспечить тот уже уровень компетентности решений, что и при функциональной структуре. Основным недостатком линейно – функциональной структуры является излишнее усложнение вертикальных отношений к организации. В линейно – штабной структуре руководство исполнителями возлагается на линейного руководителя. В рамках линейно – штабной структуры линейные руководители освобождаются от нагрузки, что позволяет им качественнее осуществлять оперативное управление. Это – достоинство линейно – штабной структуры.

При матричной организационной структуре существует два типа связей. Во-первых, это функциональные связи, при которых конкретный исполнитель подчиняется руководителю соответствующей функциональной службы. Во- вторых, исполнитель подчиняется еще и руководителю проекта.

Преимуществами матричной организационной структуры является более высокая эффективность текущего, оперативного управления, а также повышение возможностей гибкого использования ресурсов в соответствии с актуальными задачами, стоящими перед организацией; обеспечение достаточно высокого уровня персональной ответственности, поскольку имеется конкретное лицо, которое отвечает за воплощение конкретной программы; более быстрое осуществление должной реакции на требования заказчика, изменения спроса.

Основная фигура в рамках дивизиональной организационной структуры – менеджер, руководящий подразделением. В его подчинении находится ряд помощников, которые выполняют функцию координации отдельных функциональных служб. Благодаря такому сочетанию обеспечивается успешный компромисс между вертикальными и горизонтальными отношениями внутри подразделения или организации в целом.

Преимуществом дивизионной структуры является то, что подразделения функционируют как небольшие самостоятельные предприятия, что повышает их конкурентные качества. Они также получают возможность более быстро реагировать на изменения ситуации, в большей степени ориентированы на потребителя. Отличительное чертой девизиональной организационной структуры является более высокая координированность внутри подразделений, которая достигается за счет того, что они подчиняются одному лицу.