Файл: Функции менеджмента».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При создании организационной структуры управления, следует учитывать ряд принципов.

Необходимо избирать такую организационную структуру, которая соответствует стратегическим планам, обеспечивает эффективное взаимодействие с окружающей средой и достижение намеченных целей.

Организационная структура не может всегда оставаться неизменной, так как меняется и ее внешнее и внутреннее окружение.

Так как функциональные структуры в чистом виде показали себя как не слишком эффективными, крупные организации перешли и использованию дивизиональных структур.

При формировании организационной структуры управления используется четыре метода:

- метод аналогии состоит в том, что при формировании организационной структуры используется опыт проектирования структур управления в аналогичных организациях,

- экспертный метод основывается на изучении заключений и предложений экспертов – специалистов, которые либо сами проектируют варианты структуры, либо сами проектируют варианты структуры, либо оценивают уже разработанные;

- метод структуризации целей предусматривает, выработав системы целей организации и ее последующие совмещения с разрабатываемой структурой;

- метод организационного моделирования заключается в разработке математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и обязанности в организации.

5. В матричной организации происходит наложение специально созданных, временных целевых структур на постоянную структуру организации. Происходящее при этом наложение полномочий иногда приводит к борьбе за власть, а также к ориентации за традицию при выработке групповых решений к чрезмерным затратам.

6. В рамках любой структуры возможна децентрализация полномочий, основная цель которой заключается в том, чтобы дать нижестоящим руководителям право самим принимать важные решения.

Децентрализованные структуры обычно целесообразно применять тогда, когда окружения организации представлено динамичными рынками и конкуренцией, а также быстро меняющейся технологией.

Если же изменения в окружающей среде происходят сравнительно медленно, а организация относительно невелика, то для нее может оказаться предпочтительной централизованная структура управления. Преимущества централизованной структуры состоят в экологическом эффективном использовании персонала, высокой степени координации и контроля за специализированными видами деятельности и в уменьшении вероятности того, что подразделения начнут расти в ущерб организации в целом.7


Очень важным аспектом организационной функции менеджмента является решение вопроса о взаимоотношениях между высшими и низшими уровнями управления, т.е. о соотношениях таких характеристик деятельности менеджера как полномочия, ответственность. Средством, при помощи которого руководство устанавливает связь между управлениями уровнями, является делегирования полномочий. Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована. Делегирование полномочий – один из наиболее важных приемов, позволяющих руководителю высвободить время для более важных дел.

Функция координации – это согласование действий многочисленных исполнителей планов в соответствии с целями предприятия (фирмы, корпорации).

Координация в управлении осуществляется путем обеспечения взаимодействия различных подразделений (отделов, служб) в системе производства. Кроме того, функция координации включает в себя регулирование и маневрирование материальными и финансовыми ресурсами.

Текущее координирование включает в себя регулирование. Это управленческий вид деятельности, направленный на обеспечение требуемого соответствия между элементами системы, на ликвидацию возникающих отклонений от плановых заданий, графиков, норм выработки. Регулирование – это сложный механизм управления, основной которого являются информационные системы.

Функция контроля – это процесс, используя который руководство предприятия получает информацию о текущем состоянии дела по выполнению плана, о ходе решения поставленных задач. Этот процесс включает правила корректировки действий в случае, если появляются значительные различия между результатами и установленными параметрами. Основной причиной необходимости контроля является то, что предприятие должно обладать способностью, своевременно выявлять ошибки и исправлять их до того, как они помещают достижению цели.

__________________________________________________________________

Гордиенко Ю.Ф. Менеджмент с. 111-113

Функция контроля тесно связана с анализом и учетом. В тоже время учет во многих случаях является средством контроля. В результате анализа оценивается состояние объекта управления, итоги решения поставленных задач и потенциальной возможности.

Контроль связан с такими функциями менеджмента, как планирование, организация и координация. Любая из них включает те или другие элементы контроля, например сопоставление получаемых результатов с установленными контрольными значениями и критериями.


В управлении различают три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль начинается до решения поставленной задачи. Обычно он осуществляется до и во время определения целей и задач деятельности предприятия, а также планирования операций по их решению.

Текущий, или оперативный контроль проводится с момента начала управленческой или хозяйственной операции до этапа получения требуемого результата. Цель текущего контроля – своевременно выявлять отклонения от намеченных планов, чтобы исключать серьезные ошибки или сбои в деятельности предприятия. Как правило, такой контроль осуществляет менеджер. Кроме того, текущей контроль может проводиться специально созданным подразделением, обычно починенным менеджеру высшего звена. Способы и формы текущего контроля различны. Их тип зависит от факторов объективного и субъективного характера. К первому ряду относятся принятые на предприятии правила и нормы контроля. Вторая группа определяется личностными качествами менеджера.

Руководители, придерживающиеся демократического или либерального стиля управления, должны учитывать возможность появления негативных эмоций работников, чью деятельность они контролируют. Для исключения этого необходимо осуществлять контроль не навязчиво, не вызывая у сотрудников страха перед возможными неприятностями за ошибки в работе. При этом на передний план выдвигается положительная сторона контроля, т.е. менеджеры заявляют о своей поддержке выявленных в результате контроля успешных действий работников.

Другая точка зрения на использования контроля в управленческой деятельности характерна менеджерами более жесткого стиля управления, которые намеренно делают процесс контроля видимым, указывают работникам, по каким критериям и параметрам он будет осуществляться. Такой контроль имеет цель не выявить ошибки или нарушения дисциплины, а избежать их.

Используя данный метод, предполагают, что разработки, зная о том, что осуществляется постоянный контроль за их деятельностью, будут стремиться не допускать ошибок, избегать сомнительных решений, исключать нарушения правил и инструкций.

Эффективность такого стиля текущего контроля продолжительное время считалась неоспоримой, даже при наличии значительных издержек, т.е. частых стрессов и срывов в поведении сотрудников. Но современные направления теории менеджмента, определяется главной ценностью предприятия человеческие ресурсы, рекомендует не использовать при возможности эту систему контроля или хотя бы, сочетать ее с другими менее стрессовыми формами.


Заключительный контроль – контроль параметров и результатов решения задачи. Этот тип контроля дает менеджеру информацию, позволяющую планировать виды деятельности, подобные или отличающиеся от осуществленной работы, и способствует усилению такого фактора, как мотивация. Положительной стороной заключительного контроля является не только моральное, но и материальное поощрение за успешно осуществленную работу.

Контроль в деятельности менеджеров предприятия включает в себя еще ряд важных аспектов: выбор формы и приемов контроля, выявление связи контроля с информационными потоками, условий его эффективного осуществления, поиск инноваций в нем.

Мотивация – это процесс побуждения личности к деятельности для достижения субъективных целей и целей предприятия.

Там, где управление и организация труда предоставляют сотрудникам возможность реализовать себя в деле, труд будет эффективным, а стремление к трудовой деятельности высоким. Следовательно, мотивировать работников – значит затронуть их личные интересы, дать им возможность реализоваться в процессе трудовой деятельности.

Существуют различные теории мотивации, включающие психологическое и организационно-экономическое направление. Все их можно разделить на две основные группы:

- содержательные теории мотивации, базирующиеся на исследовании внутренних побуждений субъекта, которые заставляют людей действовать так, а не иначе;

- процессуальные теории мотивации, появившиеся сравнительно недавно, основывающиеся, в первую очередь, на факторе поведения людей и с учетом их воспитания и познания.8

Так как существуют различные направления мотивации, менеджер должен: определить набор критериев (принципов), которые в наибольшей степени влияют на поведение работника; создать условия, способствующие мотивации сотрудников; активно общаться со своими подчиненными. Обратная связь позволяет создать эффективную основу для мотивации.

Таким образом процесс управления может быть представлен следующими взаимосвязанными функциями: планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; контроль; мотивация. Функции у4правления характеризуются к5ак виды деятельности, необходимые для организации и руководства тем или иным объектом.

В своей последовательности управленческие функции составляют технологию управления.

_________________________________________________________________

Виханский О.С. , Наумов А.И. Менеджмент с. 134


Глава II. Конкретные функции менеджмента

Один из подходов классификации функций менеджмента основывается на критерии учета особенностей объекта управления. При этом выделяется система конкретных функций управления на предприятии. Выполняют их специализированные производственные (функциональные) подразделения.

Например, на современном предприятии выполняется не менее 20-25 производственных функций, включающих:

- управление основным производством;

- управление вспомогательным производством;

- управление подготовкой производства;

-управление трудовыми ресурсами;

- маркетинг продукции;

- управление материально-техническим обеспечение производства;

- управление капитальным строительством;

- управление инновациями;

- управление учетом и анализом деятельности;

- управление ценными бумагами;

- управление финансами.9

Как показывает практика, функции управления деятельностью предприятия, а следовательно, и способы их реализации, не являются строго фиксированными. Они постоянно изменяются и модифицируются, вследствие чего меняется содержание работ, выполняемых в соответствии их требованиями. Развитие и модификация функций управления происходят не только в результате воздействия внутренних закономерностей их совершенствования, но и под влиянием требований развития других функций.

Отсюда можно утверждать, что развитие каждой из функций управления объективно обусловливается вниманием определенных требований. Каждая из функций, являясь частью системы управления, должна совершенствоваться в направлении, определенном общими целями и задачами развития предприятия в конкретных экономических условиях.

Финансовый анализ является одним из важнейших управленческих функций, направленной на комплексное, системное исследование и прогнозирование финансов предприятия. Цель финансового анализа – выявить обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для успешной производственной деятельности; направленность их размещения и использования, финансовые взаимосвязи с другими предприятиями, организациями и гражданами; платежеспособность предприятия, его финансовую устойчивость и деловую активность.

__________________________________________________________________

Виханский О.С. , Наумов А.И. Менеджмент с. 134

Заключение

Таким образом, к наиболее важным общим функциям управления относятся следующие: