Файл: Функции менеджмента».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Менеджмент – новое явление в условиях экономической системы, сложившейся ранее и существующей сейчас в Российской Федерации. Отличие менеджмента от известной нам практики управления производством заключается в его рыночных основах. Это означает, что лишь в рыночных условиях хозяйственной деятельности могут быть реализованы научные принципы менеджмента.

Цикл менеджмента – это совокупность функций, которые он выполняет с точки зрения нормального, эффективного функционирования организации. Обычно выделяют пять таких функций:

  1. планирование;
  2. организация;
  3. координирование;
  4. мотивация;
  5. контроль.

Планирование – это один из наиболее важных, существующих способов, при помощи которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации и достижение ее общих целей. Оно непременно должно подчиняться принципу: планирование осуществляется не прерывно.

Функция организации – базисная функция менеджмента, это вид деятельности управленческого персонала, направленных на обеспечение оптимального функционирования предприятия.

Функция координации – это согласование действий многочисленных исполнителей планов в соответствии с целями предприятия.

Мотивация представляет собой процесс, с помощью которого руководство побуждает сотрудничество действовать так, как было запланировано и организованно. Однако как бы ни были хороши планы руководства, структура организации и усилия сотрудников, была бы нереально заранее надеяться на неизбежный успех.

Контроль, представляет собой процесс, в котором руководство устанавливает, достигает ли организация своих целей, выделяет проблемы и предпринимает корректирующие меры прежде, чем будет нанесен серьезный ущерб. Контроль дает также возможность руководству определять, следует ли пересматривать планы, поскольку они не выполнимы или уже выполнены. Данная связь между планированием и контролем завершает цикл, который и делает управление процессом взаимосвязанных функций.

Таким образом, тема моей работы «Функции менеджмента» очень актуальна.

Целью работы является раскрытие сущности и взаимосвязи функции управления, показ значения конкретных функций менеджмента.

При написании работы была использована следующая литература: Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент»1, Гордиенко Е.Ф. «Менеджмент»2, Казначевская Г.Б. «Менеджмент»3, Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента»4, «Основа менеджмента» под ред. Э.М. Гайнутдинова.


__________________________________________________________________

Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент»

Гордиенко Ю.Ф. «Менеджмент»

Казначевская Г.Б. «Менеджмент»

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента»

«Основа менеджмента» под ред. Э.М. Гайнутдинов

Глава I. Сущность и взаимосвязь функции управления

Понятие «менеджмент» происходит от латинского слова «manus» (рука) и в английском варианте означает управление человеческой деятельностью. Менеджмент обуславливает функцию управления.

Функции управления можно охарактеризовать как виды деятельности, необходимые для организации и руководства тем или иным объектом. В своей последовательности управленческие функции составляют технологию управления. В содержании управленческой функции входят два аспекта: сначала определяется, что делается в системе, а затем, как конкретно это необходимо делать.

В современной теории запанной системы управления можно выделить два подхода к классификации функций управления.

Первый подход. Выделение общих, универсальных функций управления. Они отражают содержание процесса управления в любой организации и не зависят от специфики объекта управления.

Второй подход. Основывается на факторе оригинальности объекта управления. При этом выделяется целая система общих или конкретных функций управления на производстве. Реализуют их соответствующие производственные (функциональные) разделения.

Например, в современной западной фирме выполняется более 20 внутренних и внешних производственных функций, таких, как управление основным производством, маркетингом, финансами, качеством, трудом и т.д.

К наиболее важным общим функциям управления относится следующее:

1. планирование и прогнозирование;

2. координация и регулирование;

3. контроль;

4. мотивация (стимулирование)1.

Функции планирования представляет собой первое звено в цепочке управленческого процесса в организации (предприятии, фирме). Данная функция возложена на менеджерский корпус и представляет собой определение целей фирмы и выявление путей, методов и средств их достижения.

Различают: перспективное, стратегическое и текущее планирование.

Краткосрочное планирование активно использовалось фирмами достаточно давно. Но бурный рост экономики, возрастание конкуренции, динамизация внешней среды обусловили переход к долгосрочному планированию. В 50-х годах оно впервые стало применяться на крупных и средних фирмах.


Процесс планирования включает в себя 4-е этапа:

- выработку общих целей предприятия;

- детализацию и конкретизацию целей;

________________________________________________________________

Основы менеджмента / под ред. Э.М. Гайнутдинова с. 25.

- определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;

- контроль за достижение целей.

В зависимости от того или иного признака, выделяются различные виды планирования:

по степени охвата:

- общее планирование, обхватывающее всю сферу деятельности фирмы;

- частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности;

по содержанию:

- стратегическое (поиск новых возможностей);

- тактическое (создание определенных предпосылок);

- оперативное (реализация возможностей);

по предмету:

- целевое планирование (определение целей);

- планирование средств (материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансы);

- программное планирование (планирование программ производства и сбыта);

- планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг);

по сферам функционирования:

- планирование производства;

- планирование сбыта;

- планирование персонажа;

- расширенное общее планирование;

по срокам:

- краткосрочное планирование (полугодовое, квартальное, месячное, недельное);

- среднесрочное планирование (на срок от 1 до 5 лет);

- долгосрочное планирование (на срок от 5 и более лет);

с точки зрения структуры управления:

- общее планирование предприятия;

- планирование сфер деятельности;

- планирование работы подразделений фирмы;

по возможности изменения планов:

- жесткое планирование;

- гибкое планирование.

Весь процесс планирования на предприятии делится на две стадии: разработка стратегии фирмы (перспективное, стратегическое планирование) и определение тактики (оперативное, тактическое планирование).

Эффективность планирования во многом определяется тем, насколько соблюдены его принципы.

Они следующие.

Принципы единства. Поскольку организация – это целостная система, то все составные части системы должны развиваться в едином направлении. Поэтому плановая деятельность любого звена организации должна быть связана с плановой деятельностью всей организации.

Принцип участия. Этот принцип означает, процесс планирования должен привлекать к себе тех, кого он непосредственно затрагивает..

Принцип непрерывности. Он означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно.


Принцип гибкости. Он тесно связан с принципом непрерывности и заключается в обеспечении возможности для планов менять направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точности, которая возможна.

Планированием называют процесс, включающий решение двух основных задач: 1) постановку целей; 2) разработку путей их достижения. Различие между стратегическим и тактическим планированием как раз можно свести к разграничению этих двух составляющих. Стратегия всегда связана с решением важнейших проблем, достижением целей, которые важны с точки зрения выживания и развития организации. Обычно в качестве этих целей выступают повышения объема продаж; темпов роста; увеличение прибыли; доли на рынке; изменение структуры капитала; изменение качества продукций; достижение социальных целей.2

Тактика определяет пути, обеспечивающие приближение и заданным целям и параметрам. Тактическое планирование связано с решением задач на настоящее время. Тактические цели всегда рассчитаны на более близкое будущее, чем стратегические цели. Они также в большой степени конкретно.

Стратегическое планирование начинается с установления руководством общих стратегических задач. Стратегический план – план, который позволяет планировать позиции завтрашнего дня – адоптивный процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением. Для эффективности стратегического планирования необходимо ясное представление о будущем состоянии внешней и внутренней среды фирмы. Для этого в крупных фирмах создаются информационные системы, данные которых оцениваются с помощью систем анализа.

Стратегия организации – это система мер, которая рассчитана на перспективу, а потому обеспечивает достижения стоящих перед организацией целей. Выбор стратегии является важнейшим этапом стратегического планирования, т.к. оттого, какая стратегия будит, выбрана, зависит будущее организации. Стратегия в течение длительного времени будит определять все без исключения управленческие решения.

Выработка стратегии осуществляется на самых высоких уровнях организации и зависит от ряда факторов и решения целого ряда задач:

__________________________________________________________________

Гордиенко Ю.Ф. Менеджмент с. 82

- от того, какие ресурсы имеются у организации;

- от состояния рынка;

- от внутренних возможностей организации;


- от состояния внешний среды организации;

- от правильного анализа альтернативных путей развития организации.

Существует типовые (базовые) стратегии.

Процесс формирования стратегии разделяется на три этапа:

формирование общей стратегии организации;

формирование конкурентной стратегии;

определение функциональных стратегий фирмы.

Общая стратегия организации формируется высшим руководством. Разработана общей стратегии направлена на решение двух задач. Во-первых, это отбор раскрытие основных элементов общей стратегии фирмы. Во-вторых, установление роли каждого из подразделений фирмы при осуществлении стратегии и определение способа, при помощи которых между ними будут распределены ресурсы.

Общая стратегия может иметь несколько вариантов.

Первый вариант – это стратегия стабильности, предполагающая сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержку. Обычно данная стратегия избирается крупными фирмами, которые доминируют на рынке.

Второй вариант – это стратегия роста, то есть увеличение организации, часто через проникновение на новые рынки и их захват. Обычно стратегия роста выбирается в том случае, когда организация действует в динамично развивающейся, «растущей» отрасли.

Третий вариант стратегии – стратегия сокращения – принимается в тех случаях, когда возникновение организации находится под угрозой. Как правило, эта стратегия существует в условиях, когда деятельность организации неудовлетворительна, происходит постоянное ухудшение показателей.

Существует еще одна стратегия – комбинированная, которая представляет собой любое возможное сочетание трех предыдущих стратегий. Она используется в том случае, если организация действует в разных отраслях, причем ее деятельность в разной степени успешна в каждой из них.

Существуют базовые стратегии, направленные на повышение конкурентоспособности. М.Портер выделил три типа таких стратегий.

Лидерство в снижении издержек. Организация, избравшая такую стратегию, стремится сделать издержки производства настолько низкими, чтобы ее товар был самым дешевым на рынке при сохранении надлежащего уровня качества.

Фокусирование. В этом случае организация должна сосредоточить свое внимание на определенном сегменте рынка.

Дифференциация. Избирая эту стратегию, организация делает ставку на предложение уникального товара или услуги, то есть стремится и дифференциации от других организаций, предлагающих аналогичные товары или услуги.3