Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
Федеративное государство (федерация) - форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
- Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т. д.
- В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
- В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
- Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
- Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации (Малько, 2001).
Виды федеративного государства:
- По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:
а) Симметричные - субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом, т.е. равноправны (Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки),
б) асимметричные - статус субъектов различен субъекты не равноправны, некоторые из них обладают особым правовым статусом (Канада де-юре, Россия де-факто, Республика Индия).
Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.
- По особенностям формирования федерации выделяют:
а) Территориальные - территории субъектов федерации определяются с учетом исторически сложившихся экономических и территориальных связей, либо по географическим ориентирам (ФРГ, Австрия, США)
б) Национальные - территории субъектов федерации определяется с учетом проживания представителей определенной национальности или с учетом языка (Индия, Бельгия, бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия).
в) Смешанные - формирование идет по обоим признакам (национально-территориальные) (Россия).
Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.
- По способу образования федерации делятся на:
а) Договорные - возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении(в основе договор с каждым из субъектов о вхождении в федерацию).В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании Союза ССР).
б) конституционные - (провозглашение происхождения государства в конституции) возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (Германия, Бразилия, Россия).
И в том и в другом случае сохраняется целостность государства, а суверенитетом обладает только федерация в целом. Например, федерация Соединенных Штатов Америки образовалась из конфедерации, представлявшей собой союз суверенных государств, которые объединились на добровольных началах в единое государство. Российское федеративное государство образовалось не на договорных, а на конституционных началах. Поэтому в соответствии с конституцией страны высшей властью обладает народ всей России, а не отдельная ее часть (субъект федерации) (Малько, 2001).
- По роли федерального центра:
а) относительно-централизованные федерации имеют сильный федеральный центр - большинство политических решений принимается центральной властью (США, Россия);
б) относительно-децентрализованные федерации имеют слабый федеральный центр большинство политических решений принимается властями субъектов федерации (Канада).
Всего федеративных государств - двадцать два. В Европе - это ФРГ, РФ, Австрия, Бельгия, Швейцария и Югославия; в Азии - это Индия, Малайзия, ОАЭ и Пакистан; в Америке - это США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия и Венесуэла; в Океании - это Австралия и Папуа-Новая Гвинея. Федеративными являются и некоторые страны Африки: Коморские острова, Нигерия, Эфиопия. Необходимо отметить, что Канада и Швейцария официально называются конфедерациями, но фактически являются федеративными государствами. Официальное же название дань традиции (Марченко, 2015).
Итак, в зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на:
- территориальные (союзное государство);
- национальные (союз государств);
- территориально-национальные.
- территориальная федерация
2.3. Конфедеративная форма государственного устройства
Конфедерация - форма госyдаpственного yстpойства, при которой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы госyдаpственной власти и yпpавления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).
Основные признаки конфедеративного государства:
- наличие суверенитета и государственности у всех субъектов;
- право на сецессию (выход);
- наличие собственного законодательства, органов власти, вооруженных сил у членов конфедерации; отсутствие общего гражданства;
- обязательное утверждение всех решений конфедеративных органов на местном уровне;
- решения по всем общим вопросам принимаются субъектами единогласно, а не по принципу большинства;
- приоритет региональных законов над союзными;
- наличие общего органа управления конфедерацией.
Присутствие всех этих факторов свидетельствует о том, что описанное государство является типичной конфедерацией.
Виды конфедеративных государств:
- межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;
- содружества – образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например СНГ);
- сообщества государств – переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договора.
В зависимости от правовых связей различают конфедерации:
- международно-правовые – они выступают как одно целое только в международных отношениях. Государства ограничивают свои права только в международной сфере;
- государственно-правовые – объединяющиеся государства организуют государственно-правовые отношения (Лазарев, 1996).
ГЛАВА 3. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
3.1. Монархия
Монархия - форма правления, при которой высшая государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (фараона, царя, короля, императора, шаха).
Признаки монархии:
1. не зависит от волеизъявления населения.
2. власть монарха передается по наследству.
3. монарх осуществляет государственную власть пожизненно.
4. юридическая безответственность монарха
Монархии подразделяются на абсолютные и ограниченные.
В абсолютной монархии гос. власть полностью и безраздельно принадлежит монарху и не ограничена каким–либо представительным (законосовещательным или законодательным) органом(например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных – Саудовская Аравия, Бруней) (Шумпетер, 1995).
Основные признаки абсолютной монархии:
- Воля монарха в формальном отношении стоит выше закона.
- Королевская власть контролирует все провинции государства.
- Монарх обладает правом бесконтрольного издания обязательных для исполнения законов и указов.
- Сеньориальные суды – упразднены и заменены королевскими как в центре, так и на местах.
- Ликвидация городской автономии.
- Корона располагает бесконтрольным правом устанавливать налоги с населения.
- Наемная армия.
В ограниченной монархии власть монарха ограничена властью какого-либо представительного органа (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия).
- Власть монарха ограничена наличием и деятельностью (компетенцией) представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти;
- Правительство формируется из представителей партий, победивших на выборах в парламент;
- Исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом;
- Главой правительства является лидер партии, обладающей большинством депутатских мест в парламенте;
- Законы принимаются парламентом, а подписание их монархом является формальным действием.
К ограниченным относятся сословно-представительная, дуалистическая и конституционная монархии (Панарин, 1999).
Сословно-представительная монархия, существовавшая при феодализме, характеризуется тем, что власть монарха в какой-то мере ограничена обладающим законосовещательными полномочиями сословно-представительным органом – собранием представителей различных сословий (духовенства, дворянства, верхушки третьего сословия), созыв и объем полномочий которого полностью зависели от воли монарха. (Боярская Дума в России, Генеральные Штаты во Франции)( Хропанюк, 1994).
Дуалистической монархия характеризуется двойственностью гос. власти. Верховная гос. власть разделена между парламентом, который является органом законодательной власти и избирается народом, и монархом, которому принадлежит исполнительная власть. Монарх обладает значительными властными полномочиями. Он имеет право налагать вето на закон, принятый парламентом, распускать парламент по своему усмотрению, издавать акты (указы, декреты и т.п.) по юридической силе равные законам парламента.(Германия, Турция, Таиланд, Ливия)
Конституционная монархия, возникшая в эпоху буржуазных революций, характеризуется уже тем, что власть монарха на основе конституции или актов, имеющих конституционное значение, ограничивается законодательной властью парламента, являющегося органом народного представительства.
Основные признаками конституционной монархии :
- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
- в законодательной , исполнительной и судебной сферах
- власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.
Большинство современных монархий (Великобритания, Бельгия, Испания, Нидерланды, Швеция, Япония и др.) являются конституционными.
Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня в трети стран мира (Бабаев, 2001).
3.2. Республика
Республика – форма государственного правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и местное самоуправление. Внутренняя классификация (по полномочиям президента) – парламентарные и президентские республики. Также выделяются различные смешанные формы: дуалистическая монархия – смесь абсолютной и конституционной; смешанные – полупрезидентская, полупарламентская республики – определяются различным объемом полномочий президента и парламента; также возможно смешение монархии и республики в суперпрезидентских государствах с пожизненным президенством (некоторые африканские государства – Нигерия и др.) и в выборных монархиях (некоторые исламские государства Востока – ОАЭ и др) (Хропанюк, 2015).