Файл: Характерные черты форм государственного устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеративное государство (федерация) - форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  1. Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т. д.
  2. В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  3. В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  4. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
  5. Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации (Малько, 2001).

Виды федеративного государства:

  1. По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

а) Симметричные - субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом, т.е. равноправны (Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки),

б) асимметричные - статус субъектов различен субъекты не равноправны, некоторые из них обладают особым правовым статусом (Канада де-юре, Россия де-факто, Республика Индия).

Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

  1. По особенностям формирования федерации выделяют:

а) Территориальные - территории субъектов федерации определяются с учетом исторически сложившихся экономических и территориальных связей, либо по географическим ориентирам (ФРГ, Австрия, США)


б) Национальные - территории субъектов федерации определяется с учетом проживания представителей определенной национальности или с учетом языка (Индия, Бельгия, бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия).

в) Смешанные - формирование идет по обоим признакам (национально-территориальные) (Россия).

Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

  1. По способу образования федерации делятся на:

а) Договорные - возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении(в основе договор с каждым из субъектов о вхождении в федерацию).В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании Союза ССР).

б) конституционные - (провозглашение происхождения государства в конституции) возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (Германия, Бразилия, Россия).

И в том и в другом случае сохраняется целостность государства, а суверенитетом обладает только федерация в целом. Например, федерация Соединенных Штатов Америки образовалась из конфедерации, представлявшей собой союз суверенных государств, которые объединились на добровольных началах в единое государство. Российское федеративное государство образовалось не на договорных, а на конституционных началах. Поэтому в соответствии с конституцией страны высшей властью обладает народ всей России, а не отдельная ее часть (субъект федерации) (Малько, 2001).

  1. По роли федерального центра:

а) относительно-централизованные федерации имеют сильный федеральный центр - большинство политических решений принимается центральной властью (США, Россия);

б) относительно-децентрализованные федерации имеют слабый федеральный центр большинство политических решений принимается властями субъектов федерации (Канада).

Всего федеративных государств - двадцать два. В Европе - это ФРГ, РФ, Австрия, Бельгия, Швейцария и Югославия; в Азии - это Индия, Малайзия, ОАЭ и Пакистан; в Америке - это США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия и Венесуэла; в Океании - это Австралия и Папуа-Новая Гвинея. Федеративными являются и некоторые страны Африки: Коморские острова, Нигерия, Эфиопия. Необходимо отметить, что Канада и Швейцария официально называются конфедерациями, но фактически являются федеративными государствами. Официальное же название дань традиции (Марченко, 2015).


Итак, в зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на:

  • территориальные (союзное государство);
  • национальные (союз государств);
  • территориально-национальные.
  • территориальная федерация

2.3. Конфедеративная форма государственного устройства

Конфедерация - форма госyдаpственного yстpойства, при которой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы госyдаpственной власти и yпpавления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).

Основные признаки конфедеративного государства:

  • наличие суверенитета и государственности у всех субъектов;
  • право на сецессию (выход);
  • наличие собственного законодательства, органов власти, вооруженных сил у членов конфедерации; отсутствие общего гражданства;
  • обязательное утверждение всех решений конфедеративных органов на местном уровне;
  • решения по всем общим вопросам принимаются субъектами единогласно, а не по принципу большинства;
  • приоритет региональных законов над союзными;
  • наличие общего органа управления конфедерацией.

Присутствие всех этих факторов свидетельствует о том, что описанное государство является типичной конфедерацией.

Виды конфедеративных государств:

  • межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;
  • содружества – образованы из государств, которые обрели госу­дарственный суверенитет, но не в состоянии существовать само­стоятельно в силу экономической связанности (например СНГ);
  • сообщества государств – переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договора.

В зависимости от правовых связей различают конфедерации:

  • международно-правовые – они выступают как одно целое только в международных отношениях. Государства ограничивают свои права только в международной сфере;
  • государственно-правовые – объединяющиеся государства организуют государственно-правовые отношения (Лазарев, 1996).

ГЛАВА 3. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ


3.1. Монархия

Монархия - форма правления, при которой высшая государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (фараона, царя, короля, императора, шаха).

Признаки монархии:

1. не зависит от волеизъявления населения.

2. власть монарха передается по наследству.

3. монарх осуществляет государственную власть пожизненно.

4. юридическая безответственность монарха

Монархии подразделяются на абсолютные и ограниченные.

В абсолютной монархии гос. власть полностью и безраздельно принадлежит монарху и не ограничена каким–либо представительным (законосовещательным или законодательным) органом(например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных – Саудовская Аравия, Бруней) (Шумпетер, 1995).

Основные признаки абсолютной монархии:

  • Воля монарха в формальном отношении стоит выше закона.
  • Королевская власть контролирует все провинции государства.
  • Монарх обладает правом бесконтрольного издания обязательных для исполнения законов и указов.
  • Сеньориальные суды – упразднены и заменены королевскими как в центре, так и на местах.
  • Ликвидация городской автономии.
  • Корона располагает бесконтрольным правом устанавливать налоги с населения.
  • Наемная армия.

В ограниченной монархии власть монарха ограничена властью какого-либо представительного органа (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия).

  • Власть монарха ограничена наличием и деятельностью (компетенцией) представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти;
  • Правительство формируется из представителей партий, победивших на выборах в парламент;
  • Исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом;
  • Главой правительства является лидер партии, обладающей большинством депутатских мест в парламенте;
  • Законы принимаются парламентом, а подписание их монархом является формальным действием.

К ограниченным относятся сословно-представительная, дуалистическая и конституционная монархии (Панарин, 1999).

Сословно-представительная монархия, существовавшая при феодализме, характеризуется тем, что власть монарха в какой-то мере ограничена обладающим законосовещательными полномочиями сословно-представительным органом – собранием представителей различных сословий (духовенства, дворянства, верхушки третьего сословия), созыв и объем полномочий которого полностью зависели от воли монарха. (Боярская Дума в России, Генеральные Штаты во Франции)( Хропанюк, 1994).


Дуалистической монархия характеризуется двойственностью гос. власти. Верховная гос. власть разделена между парламентом, который является органом законодательной власти и избирается народом, и монархом, которому принадлежит исполнительная власть. Монарх обладает значительными властными полномочиями. Он имеет право налагать вето на закон, принятый парламентом, распускать парламент по своему усмотрению, издавать акты (указы, декреты и т.п.) по юридической силе равные законам парламента.(Германия, Турция, Таиланд, Ливия)

Конституционная монархия, возникшая в эпоху буржуазных революций, характеризуется уже тем, что власть монарха на основе конституции или актов, имеющих конституционное значение, ограничивается законодательной властью парламента, являющегося органом народного представительства.

Основные признаками конституционной монархии :

  • правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
  • лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
  • в законодательной , исполнительной и судебной сферах
  • власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
  • законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  • правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.

Большинство современных монархий (Великобритания, Бельгия, Испания, Нидерланды, Швеция, Япония и др.) являются конституционными.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня в трети стран мира (Бабаев, 2001).

3.2. Республика

Республика – форма государственного правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и местное самоуправление. Внутренняя классификация (по полномочиям президента) – парламентарные и президентские республики. Также выделяются различные смешанные формы: дуалистическая монархия – смесь абсолютной и конституционной; смешанные – полупрезидентская, полупарламентская республики – определяются различным объемом полномочий президента и парламента; также возможно смешение монархии и республики в суперпрезидентских государствах с пожизненным президенством (некоторые африканские государства – Нигерия и др.) и в выборных монархиях (некоторые исламские государства Востока – ОАЭ и др) (Хропанюк, 2015).