Файл: Характерные черты форм государственного устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной работы является интересной и важной в современном мире, так как она актуальна и определяется потребностями любого государства.

Теория государства и права определяла форму государства в три важных и основных блока: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.

Форма правления выделяет такой фактор, как то, что существует народ, над которым правит государственная власть. Политический режим характеризуется тем, что государственная власть осуществляет власть в обществе, а форма государственного устройства определяет способы того, как население на данной территории взаимодействует и живет, кроме того это связь населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом, которые образуют союз.

Тщательно исследуя формы государственного устройства, необходимо понять сущность и многозначность государственного устройства в теории государства и права, так как это является основополагающим звеном в формировании государственной власти в стране. Так как устройство государства - это и есть структура и организация органов власти, стоит отменить, что данное понятие можно рассматривать в нескольких аспектах: структурном, политическом и территориально-административном.

Форма государственного устройства определяет характер взаимоотношений между центральной и местной властью, отношения между территориальным единицами, составляющие одно целое государство.

Взаимоотношения между составными частями государства играет немаловажную роль в формировании государственности. Проблема административно-территориального устройства возникла в связи с тем, что размеры государства увеличивались и выходили за рамки городов с сёлами, что подталкивало на создание специальных государственных органов и учреждений, которые могли бы управлять каждым из них, при этом подчиняясь центральной власти. Форма территориального устройства имеет глубокие корни, уходящие далеко в древние века. С самого начала создания истории, империи (восточная деспотия) делились на: местное (провинции, города, оккупированные государства) и центральное (столица) управления. Местное самоуправление имело органы власти, территории и управление.

Поэтому, важной составляющей государства является территориально-административные единицы, но эта структура государства не может быть главной, так как существует и форма правления, и политический режим государства.


Как и форма государственного устройства, форма правления определят путь, по которому будет идти государство: либо оно будет монархией, либо республикой. Все это зависит от того, насколько оно нуждается в изменениях ведь сначала появилась монархия, а позже республика. Такие изменения произошли в результате потребностей человечества на определенном промежутке времени, что привело к тому, что в самых разных государствах свой политический режим.

Цель курсовой работы:

• Раскрыть характерные черты форм государственного устройства

Задачи курсовой работы:

• Изучить теоретические аспекты форм государственного устройства

• Проанализировать значимость форм государственного устройства

• Определить характерные черты форм государственного устройства.

Для исследования и описания данной курсовой работы я использовала учебное пособие "Теория государства и права", также "Конституционное (государственное) право зарубежных стран". Также необходимо отметить данных авторов учебной литературы: В.Н. Хропанюк, М.Н. Марченко, В.Д. Перевалов, В.М. Корельский.

Данные учебные пособия является доступными для чтения, простыми в изложение мысли, множество примеров, которые позволяют мыслить шире и глубже, основываясь на фактах.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Форма государства - это способ образования, организации и осуществления государственной власти.

Понятие формы государства является одним из важных компонентов в аппарате государственного управления.

Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима (Корельский, Перевалов, 1998).

Понятие формы государства охватывает:

  • организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
  • территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;
  • методы и способы осуществления государственной власти.

Изучая форму государства, необходимо знать, что она:

а) является одной из важнейших «составных» частей и проявлений государства

б) не существует сама по себе, вне связи и взаимозависимости с другими « составными» частями государства.


Всего существует две формы правления – монархия и республика:

- Монархия: верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной, передается по наследству, разделения властей не существует, монарх не несет политической ответственности перед народом.

- Республика: государственная власть принадлежит народу, передается представителям народа через выборы на определенный срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несет политическую ответственность перед избирателями (Марченко, 2014).

Можно отметить многообразие форм государств в современном мире. Это определяется тем, что форма каждого конкретного государства складывается под действием множества факторов. Среди факторов, влияющих на форму государства можно отметить:

1. особенности исторического развития государства;

2. исторические традиции;

3. различные политико-правовые идеи;

4. национальный состав населения;

5. внешние факторы (международное положение и т. д.). Прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства соотношение социальных сил, политическая борьба и её результаты.

Государственное устройство может быть простым и сложным.

Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное (от лат. "унус" - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, империи и др.

Существует три формы государственного устройства:

1. Унитарная

2. Федеративная

3. Конфедеративная

ГЛАВА 2. ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

2.1. Унитарная форма государственного устройства

Унитарное государство-форма государственного устройства, при котором территория государства, в отличие от федерации не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают (Мишин, 1998).


Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

1) На территории унитарного государства действует одна конституция на всей территории без изъятий или ограничений. Так как все административно-территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. В ней содержится, принципы разграничения полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, форма государственного устройства (по умолчанию), компетенцию главы государства, правовое положение личности, форма правления, структура высших органов государственной власти. (Конституция Франции 1958 г.). Но существует исключения из правила Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание содержатся не в одном документе, а в огромном их числе (нормативно-правовые акты правовые и правовые обычаи).

2) Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительный характер и не противоречит Конституции и также центральными органами власти. Действия органов местного самоуправления на прямую подчинено главе государства, правительству, парламенту.

3) Однопалатный парламент. Действуют в половине государств Европы как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата парламента формируется по политико-административным территориальным единицам. Например: Французский парламент состоит из двух палат: нижний - Национального собрания и верхний - Сената. На протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов были двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные (Алексеев, 2015).

4) Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Административно-территориальное единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местного самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.


Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. В свою очередь унитарное государство может быть:

а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) - сложным (Финляндия, Дания). Автономия - это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.

б) Централизованным - управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) - наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) - управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами (Хропанюк, 2015).

  • Виды унитарных государств:

В зависимости от формы и степени контроля центральной власти за местными органами исследователи выделяют три вида унитарных государств: децентрализованные, относительно децентрализованные, централизованные.

К децентрализованному виду унитарных государств относят страны, в которых региональные органы власти создаются вне зависимости от центральных органов. По этой причине юридические отношения между ними выстраиваются на началах децентрализации (Япония, Новая Зеландия). Примером децентрализованного вида унитарного государства считается Великобритания, отдельные регионы которой (Уэльс и Шотландия) имеют самостоятельность (автономию).

Относительно децентрализованные унитарные государства – это страны с развитой административно-территориальной автономией (Италия, Испания, Португалия).

Централизованными унитарными государствами считаются страны, в которых преобладает роль центра в государственном управлении. Поэтому подчинение региональных органов власти центру реализуется при посредничестве должностных лиц, которых назначает столица (Норвегия, Нидерланды, Дания, Казахстан, Узбекистан и т.д.) (Марченко, 2017).

2.2. Федеративная форма государственного устройства