Файл: Характерные черты форм государственного устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Признаки республики:

  • Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);
  • Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;
  • Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:

а) Они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;

б) Возможно досрочное прекращение полномочий.

Виды республик:

1) Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

2) Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ) (Черниловский, 1995).

3) Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (Франция, Португалия, Монголия).

Рисунок 1.

Виды республик и их признаки

3.3. Тоталитарное государство

Особенности устройства верховной власти тоталитарного государства не охватываются ни понятием монархии, ни понятием республики, эти признаки дают основание для выделения третьего вида формы правления - формы правления тоталитарного государства (Сырых, 2018).

Признаки тоталитарного государства:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;


2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;

3) монопольный государственный контроль над экономикой. средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";

5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны", недоступна для контроля со стороны народа;

6) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации:

9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;

10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм;

11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами ( Алексеев, 2015).

Виды тоталитарного режима:

  • Фашизм
  • Национал-социализм
  • Коммунизм

Фашизм — это политическая идеология, которая возникла после Первой мировой войны в Италии, а чуть позднее распространилась в Германии.

Основные признаки фашизма:

1. Яркие проявления национализма.

Торжественная демонстрация флагов, гордость военными достижениями, призывы к национальному единству на этом фоне характерным образом увязываются с подозрениями ко всему иностранному и с вспышками ксенофобии.

2. Презрение к правам человека.

Права человека при фашистском режиме обесценивались – они препятствовали исполнению целей правящей элиты. Используя пропаганду, такие режимы добивались того, что население покорно принимало нарушения прав человека, социально изолируя и демонизируя тех, кто был объектом этих нарушений.


3. Поиск «козлов отпущения».

Одной из самых значимых общих черт всех фашистских режимов был поиск врагов – для возложения на них ответственности за свои ошибки, отвлечения населения от других проблем и направления социального разочарования в контролируемое русло. Люди, выступавшие против таких режимов, получали ярлык «террористов» и соответствующее обращение.

4. Засилье всего военного.

Правящая элита всегда отождествляла себя с армией. Огромная часть национальных ресурсов шла на военные расходы, даже если при этом трудно было обеспечить внутренние потребности страны. Для фашистских режимов военная мощь была выражением национального превосходства, и они использовали ее при любой возможности, чтобы запугать соседей и увеличить свою власть и престиж правящего класса (Солоневич, 1991).

5. Повсеместный сексизм.

Фашистские режимы видели в женщинах граждан второго сорта, сохраняли твердую позицию против абортов и стимулировали в обществе гомофобские настроения. Это отражалось и в драконовских законах, пользовавшихся поддержкой со стороны традиционной религии страны.

6. Контроль над средствами массовой информации.

Средства массовой информации при фашизме часто находились под жестким контролем властей и ни на шаг не могли отступить от линии партии. Методы контроля включали не только выдачу разрешений и доступа к ресурсам, экономическое давление и настойчивые призывы к патриотизму, но и угрозы.

7. Одержимость национальной безопасностью.

Аппарат национальной безопасности служил фашистским режимам репрессивным инструментом, работавшим в условиях секретности и без ограничений. При этом любое сомнение в его деятельности клеймилось как предательство.

8. Связь между религией и правящим классом.

Пропаганда поддерживала иллюзию того, что фашистские лидеры выступают защитниками веры, а их оппозиция — безбожники. У людей складывалось ощущение, что противиться находящейся у власти элиты – все равно что восстать против религии.

9. Защита власти корпораций.

Тогда как частная жизнь обычных граждан находилась под строгим контролем, крупные компании могли действовать с относительной свободой. Корпорации не только гарантировали мощное военное производство, но и выступали дополнительным средством социального контроля.

10. Подавление рабочих объединений.

Рабочие движения считались силой, которая могла бросить вызов политической гегемонии правящего класса и поддерживающих его предпринимателей. Такие движения подавлялись и приравнивались к криминальным группировкам. На бедные слои населения смотрели с презрением и подозрением (Спиридов, 2016).


11. Презрение к интеллектуалам и искусству.

Считалось, что интеллектуальная и академическая свобода угрожает национальной безопасности и патриотическим идеалам. Свобода мысли и выражения осуждалась и подавлялась.

12. Одержимость преступлением и наказанием.

Численность заключенных при фашистских режимах была очень высокой, при этом полиция получала героическую репутацию и почти неограниченную власть, что приводило к многочисленным злоупотреблениям. Чтобы оправдать расширение полномочий полиции, власти стимулировали у населения страх перед преступниками, предателями и врагами.

13. Протекционизм и коррупция.

Предприниматели, близкие к власти, использовали свое положение для обогащения. Коррупция развивалась в обоих направлениях: фашистский режим получал финансовую помощь от экономической элиты, а та – политические услуги от правительства. Члены властной элиты часто пользовались своим положением и для присвоения национальных ресурсов.

14. Подтасовка результатов выборов.

Якобы свободные выборы были, как правило, фиктивными. При реальных выборах правящие элиты стремились манипулировать кандидатами, чтобы получить выгодный результат.

Национал-социализм - официальная политическая идеология в нацистской Германии, являющаяся формой фашизма с элементами расизма и антисемитизма.

Основные признаки национал-социализма:

1. Антимарксизм

2. Антибольшевизм

3. Расизм

4. Милитаризм

Коммунизм - теоретический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства (Большая Советская Энциклопедия, 1978).

Основные признаки коммунизма:

1. Все формы и виды собственности будут находиться в общем пользовании;

2. Уничтожение частной собственности и любых форм зависимости;

3. Создание системы общественных отношений на основании классового подхода;

4. Воспитание человека нового типа, моральные установки на бескорыстный труд которого заменят прежнюю материальную заинтересованность;

5. Превалирование общественных интересов над личными;

6. Реализация принципа равенства результатов в противовес либеральному равенству возможностей;

7. Сращивание государства и коммунистической партии.

Обобщение исторического опыта функционирования тоталитарных государств свидетельствует, что они оказываются достаточно эффективными тогда, когда страна развивается экстенсивно. В это случае тоталитарно устроенная власть в состоянии обеспечивать постоянное привлечение все новых и новых человеческих, сырьевых и иных ресурсов для решения экономических и политических проблем преимущественно внеэкономическими, т.е. политическими средствами (Карельский, Перевалов ,1998). Тоталитарно устроенное правление успешно достигает поставленных перед ним целей, если действует по принципу «результат любой ценой». Когда же общество вынуждено развиваться интенсивно, этот тип правления оказывается малоэффективным, более того, он превращается в препятствие на пути прогресса страны. Органически присущая ему централизация управления, при которой команды принимаются лишь на самом «верху», исключает квалифицированные планирование и решения, поскольку центр в принципе не может обладать сколько-нибудь полной информацией об имеющихся на местах возможностях конкретных подходов к достижению конкретных целей. При отмеченном органическом пороке руководства страной из единого центра действие таких существенных факторов, как централизованное распределение материальных благ, исключающее личную заинтересованность исполнителя, боязнь ответственности, скованность идеологическими догмами и т.д., отступали на второй план.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам написания курсовой работы были сделаны следующие выводы:

1) Форма государства существует в трех основных составляющих элементах: форма государственного устройства, форма правления и формы политического режима.

2) Форма государственного устройства представляет собой взаимоотношения между центральной властью и территориальными единицами, а также ее организацию и функционирование на всей территории государства.

Форма государственного устройства делится на унитарное, федеративное и конфедеративное.

Среди всех существующих форм государственного устройства наиболее сложной, но в то же время распространенной является унитарная форма. Данная форма государственного устройства привлекла много внимания и до сих пор не перестает интересовать писателей отечественной и зарубежной литературы. Ни у кого не возникает противоречий во взглядах на то, каким должно быть унитарное государство с его признаками. Учёные и исследователи пришли к единому мнению, что унитарное государство - это целое и единое государство, которое делится лишь на территориально-административные образования. В унитарном государстве существует высший государственный орган государственной власти, единая правовая и судебная, налоговая и финансовая системы, единая денежная валюта, единое гражданство, единая Конституция, централизованная система национальной безопасности.

В современном мире государства с унитарной формой государственного устройства преобладают над федеративным государствами. Но приоритетом для федерации является то, что боле трети населения мира проживает в федерациях, так как они занимают большую территорию Земли. Также стоит отметить, что в список государств с федеративной формой государственного устройства входят высокоразвитые страны, такие как: США, Великобритания.

Каждая из существующих форм государственного устройства имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому нельзя сказать, какая из них является лучшей для существования и развития государств ведь они не совершенны.

3) Форма правления - это способ осуществления государственной власти в стране.

В данное понятие входит следующее: организация и функционирование высших органов государственной власти, степень вовлечённости населения в формировании деятельности органов и учреждений, а также отношение между государством и народом. Форма правления является основополагающим и важным элементом в формировании направления осуществления государственной власти, которая закреплена в Конституции государства.