Файл: Адаптация ребенка к школе (Понятие «адаптации» и факторы, влияющие на нее).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диаграмма 2.1 - Результаты «Анкеты для определения школьной мотивации учащихся первых классов»

Диаграмма 2.2 – Процентное соотношение учащихся первых классов со средним уровнем адаптации

Анализ данных «Анкеты для родителей первоклассников» показал, что из 10 обследуемых родителей, только 5 (50%) из них считают, что их дети хорошо адаптированы к школьному обучению, 3 (30%) человек считают, что их дети плохо адаптированы к школьному обучению и 2 (20%) человек считают, что их дети дезадаптированы см. Таблицу 2.2. Причем нормальный уровень школьной адаптации, по мнению родителей в среднем выше у учащихся первых классов Школы № 11 по сравнению с учащимися Школы № 1 см. Диаграмму 2.4.

Таблица 2.2 – Результаты «Анкеты для родителей первоклассников»

Уровень адаптации учащихся первых классов, по мнению родителей

дезадаптация

возможная дезадаптация

адаптация

родители

%

родители

%

родители

%

2

20%

3

30%

5

50%

Диаграмма 2.3 - Результаты «Анкеты для родителей первоклассников»

Диаграмма 2.4 – Процентное соотношение учащихся первых классов со средним уровнем адаптации (по мнению родителей)

Анализ данных методики для учителейКовалевой Л. М.«Изучение особенностей адаптации первоклассников в школе» определил, что в Школе № 1 в обоих классах по 30 % учащихся хорошо адаптированы к обучению в школе; средне адаптированы – 30% и 40% детей соответственно; по 30% детей имеют среднюю степень дезадаптации и 10% детей нуждаются в консультации невролога. В Школе № 11 в обоих классах по 50 % учащихся хорошо адаптированы к обучению в школе; средне адаптированы – 40% и 30% детей соответственно; 10% и 20% детей имеют среднюю степень дезадаптации см. Таблицу 2.3.

Таблица 2.3 – Результаты опросника для учителей Ковалевой Л. М. «Изучение особенностей адаптации первоклассников в школе»

Уровень адаптации

Школа № 1

Школа №11

класс 1 «А»

класс 1 «В»

класс 1 «Г»

класс 1 «Д»

нормальная адаптация

30% детей

20%детей

50% детей

50% детей

средняя степень адаптации

30% детей

40% детей

40% детей

30% детей

средняя степень дезадаптации

30% детей

30% детей

10% детей

20 % детей

дезадаптация

10% детей

10% детей

-

-


Диаграмма 2.5 - Результаты опросника для учителей Ковалевой Л. М. «Изучение особенностей адаптации первоклассников в школе»

Диаграмма 2.6 – Процентное соотношение учащихся первых классов по итогам экспериментального исследования

На заключительном этапе экспериментального исследования была проведена беседа о формах работы учителей по организации процесса адаптации учащихся к школьному обучению. Учителя школы № 1 придерживаются стандартных форм работы по организации процесса адаптации первоклассников. Учителя Школы № 11 используют специально-разработанную программу организации процесса адаптации учащихся первых классов, которая заключается в том, что освоение и закрепление учебного материала в основном происходит в нетрадиционной форме, что способствует росту адаптационных механизмов у первоклассников. Именно этим можно объяснить, высокуюадаптированность к школьному обучению учащихся первых классов Школы № 11.

Вывод по главе 2

Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся Школы № 11 в среднем лучше адаптированы к обучению в школе, чем учащиеся Школы № 1 см. Диаграмму 2.6. В целом у учеников Школы № 11 больше первоклассников с высокой адаптацией и очень мало дезадаптированных учащихся. В Школе № 1 в основном преобладают дети со средней степенью адаптации к школьному обучению, а также присутствует большой процент первоклассников со средней степенью дезадаптации см. Диаграмму 2.5. Выдвинутая гипотеза о том, что высокая адаптированность первоклассников к школьному обучению во многом зависит от работы учителя по организации процесса адаптации в классе, в целом нашла подтверждение в настоящем исследовании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе подробно рассмотрено явление и понятие адаптации, ее виды и факторы на нее влияющие, дано ее определение. В работе представлен анализ основных теоретических концепций по данной проблеме. Подробно рассмотрены уровни школьной адаптации, а также особенности поведения детей в этот сложный для них период. Также подробно рассмотрены формы работы учителя по организации процесса адаптации учащихся к школьному обучению. На экспериментальном уровне определена степень адаптированности учащихся первых классов.

Таким образом, адаптация или приспособление есть активный процесс активного взаимодействия человека с природой, который способствует не только оптимальной жизнедеятельности, а также дальнейшему нормальному социальному и биологическому развитию человечества. Адаптация человека включает несколько уровней: биологический, социальный, психологический, физиологический. На процесс адаптации существенное влияние оказывают природные и социальные факторы. Выделяют 3 уровня школьной адаптации: высокий, средний и низкий. Работа учителя по организации процесса адаптации учащихся к школьному обучению должна быть направлена на создание режима школьной жизни первоклассников; организацию оздоровительно-профилактической работы в классе; организацию учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период; а также на организацию внеучебной жизни первоклассников.


Экспериментальное исследование проводилось на базе двух школ: в ГОУ Средней Общеобразовательной Школе № 1 и в ГОУ Средней Общеобразовательной Школе № 11 города Москвы. В результате диагностического исследования, была определена степень адаптации учащихся первых классов двух школ. Высокуюадаптированность учащихся одной из школ мы объяснили использованием педагогов специально-разработанной программы организации процесса адаптации учащихся первых классов. Таким образом, выдвинутая первоначально гипотеза в целом нашла свое подтверждение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации// Начальная школа.-1999.-N1.-C. 23-25.
  2. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. – М.: Педагогика, 1986. – 176 С.
  3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб.пособие для учащихся пед.уч.-щ. – М.: Просвещение, 1988. – 336 С.
  4. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов. М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф.Прохина и др.; Под.ред. М.В.Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 С.
  5. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.
  6. Дудина М. Школьная жизнь не должна быть источником отрицательных эмоций// Народное образование.-1998.-N7.-C.77-83
  7. Ивановская О.Г., Савченко С.Ф. Чем вызваны трудности школьной адаптации у первоклассников?// Начальная школа.-1999.-N1.-C.61-63.
  8. Зеленова М.Е.Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей // Народное образование.- 2000 .-№1.
  9. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы [Текст]: Справочник для практических психологов, педагогов и студентов психологических и педагогических специальностей/О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. - Изд.3-е- Ростов н/Дону:Феникс, 2006. - 442с.
  10. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе∕∕ Начальная школа. - 1996 - №7.
  11. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед.уч.-щ, студентов пед.ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – М.: Просвещение, 1990. – 301 С.
  12. Пугина Е.П. ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ учащихся первых, пятых, десятых классов.г. Каменск-Уральский, 2011.
  13. Переверзева Г.К., Кравченко С.А. Оценка адаптации учащихся первых классов к школе// Директор школы.-2001.-N7.-С.25-27
  14. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания. [Электронный ресурс]: doc. (дата обращения: 26.02.2013).
  15. Адаптация (биология) – Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 26.02.2013).
  16. Адаптация - Материал из Медицинской энциклопедии [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/ (дата обращения: 26.02.2013).

ПРИЛОЖЕНИЕ А АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1. Тебе нравится в школе или не очень?

  • не очень
  • нравится
  • не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радос­тью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

— чаще хочется остаться дома

— бывает по-разному
— иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необяза­тельно приходить всем ученикам, желающим можно ос­таться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

— не знаю

— остался бы дома
— пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравиться

- бывает по разному

- нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

  • не знаю
  • не хотел бы
  • хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  • часто
  • редко
  • не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  • точно не знаю
  • хотел бы
  • не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?
- мало

  • много
  • нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

  • нравятся
  • не очень
  • не нравятся

ПРИЛОЖЕНИЕ Б ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ (методика Ковалевой Л. М.)

Опросник для учителя.

  1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
  2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы и т. п.).
  3. Не знает много из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки и т. п.).
  4. Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неравномерные буквы, тремор и т. п.).
  5. Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.
  6. Пишет левой рукой.
  7. Бесцельно двигает руками.
  8. Часто моргает.
  9. Сосет палец или ручку.
  10. Иногда заикается.
  11. Грызет ногти.
  12. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.
  13. Ребенок явно домашний, нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
  14. Очень любит играть, играет даже на уроках.
  15. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.
  16. Речь инфантильная, напоминает речь 4-5-летнего ребенка.
  17. Чрезмерно беспокоен на уроках.
  18. Быстро примиряется с неудачами.
  19. Любит шумные, подвижные игры на переменах.
  20. Не может долго сосредоточится на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.
  21. После интересной игры, физкультурной паузы, его невозможно настроить на серьезную работу.
  22. Долго переживает неудачи.
  23. При неожиданном вопросе учителя теряется. Если дать время на обдумывание может ответить хорошо.
  24. Очень долго выполняет любое задание.
  25. Домашние задания выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше, чем у других детей).
  26. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
  27. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например, знает марки машин, но не может повторить самое простое правило).
  28. Требует постоянного внимания со стороны учителя. Почти всё делает только после персонального обращения: «Пиши!».
  29. Допускает много ошибок при списывании.
  30. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т. п.
  31. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.
  32. Никогда ничего не делает сверх положенного минимума, не стремится что – то узнать или рассказать.
  33. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.
  34. Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает только на переменах.
  35. Не любит никаких усилий, если что не получается, бросает, ищет каких то оправданий: рука болит, устал и т. п.
  36. Не совсем здоровый вид (больной худенький)
  37. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
  38. Если что не получается, раздражается, плачет.
  39. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если торопить, может совсем отключиться, бросить работу.
  40. Часто жалуется на усталость, головную боль.
  41. Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен не стандартно, требует сообразительности.
  42. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы, палочки и т. п.).
  43. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
  44. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.
  45. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
  46. Такое впечатления, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки и понятия у него не сформированы.