Файл: Адаптация ребенка к школе (Понятие «адаптации» и факторы, влияющие на нее).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По словам Э. Фромма многогранность сказки, делает ее сопоставимой с реальной жизнью, а также развивающим средством [4].

Н.М. Погосова отмечает, что работа со сказками помогает в развитие речи ребенка, расширяет словарный запас [5].

Применение сказок позволяет воздействовать на внутренний мир человека, оказывая мощное влияние на его подсознание. Процессы слушания и понимания сказки создают необходимые условия для формирования школьной адаптации у детей. Сюжеты сказок оказывают сильное эмоциональное воздействие, а герои сказок и их поступки, позволяют проживать сложные эмоциональные ситуации, а также влияют на развитие интеллектуальной и творческой сферы.

Использование сказкотерапии в работе с первоклассниками может помочь в решении проблем неуверенности, низкой самооценки, в развитие коммуникативных навыков и принятия себя. Кроме этого сказочные истории помогают педагогу в воспитательном процессе и в развитии у ребенка важных социальных качеств: уважение к другим, терпение, самоконтроль и другие. Все это позволяет детям адаптироваться к школе.

«Сказочная» работа с детьми может быть групповой, включающей совместное чтение или сочинение сказок и затем совместное обсуждение и ответы на наводящие вопросы, которые помогаю ребенку формулировать собственные выводы относительно рассматриваемой ситуации. Кроме этого работа может быть индивидуальной с отдельным ребенком, а сказка придумана психологом или самим ребенком под конкретную задачу или проблему ребенка. Сказки помогают, как диагностировать, выявить психологическую проблему ребенка, так и помочь ее скорректировать.

Главное условие применения сказкотерапии – это возможность ребенка идентифицироваться с героем сказки. Для этого герой должен иметь характеристики, по которым дети будут узнавать в нем собственные черты.

По сюжету сказки главный герой сталкивается с проблемой, которую непременно решает. В большинстве сказок происходит развитие личности героя и его психологическое взросление. Проживание в воображении трудностей и опасности вместе с героем приводит, воздействует на подсознание и через сказочную метафору приводят к  внутренним изменениям. Повышается уверенность ребенка в собственных способностях к решению учебных и коммуникативных задач, а значит, повышает адаптацию ребенка к школе.

Для успешного применения метода сказкотерапии можно работу с первоклассниками разделить на условные этапы [6]:

1. Совместное чтение и придумывание сказок для диагностики эмоциональной готовности к школе, включающее снижение уровня тревожности и свободное самовыражение и раскрепощение.


2. Развитие мотивационно - личностной готовности к обучению, формирование с помощью сказок образа «Я - ученик».

3. Сочинение сказок совместно с детьми для диагностики интеллектуальной готовности ребенка к школе, развитие произвольности, внимания, мышления, восприятия.

Таким образом, применение сказок школьным  психологом в работе с первоклассниками позволит своевременно диагностировать нарушения в формировании адаптационных механизмов у ребенка, поможет скорректировать негативное отношение к школе.

Формы работы учителя по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям

Деятельность учителя, а также всего педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию должна быть направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

1. Организация режима школьной жизни первоклассников. Создание предметно-пространственной среды.

2. Организация оздоровительно-профилактической работы.

3. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.

4. Организация внеучебной жизни первоклассников.

Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.

Изучение социально-психологической адаптации детей к школе [13].

Многие учителя в начале обучения используют «ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса, например в сентябре-октябре ежедневно учитель проводит только по три урока по 35 минут каждый, со второй же четверти - 4 урока по 35 минут, а уже с января по май по - 4 урока по 45минут. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими и дидактическими играми с двигательной направленностью.

С учетом биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности первоклассников в четверг и пятницу учитель может ввести облегченный режим обучения. Некоторые учителя вводят ежедневную 30 - 40-минутную динамическую паузу на свежем воздухе после 2-го либо 3-го урока [13].

Для снятия статистического напряжения первоклассников рекомендуется на последних уроках использовать не классно-урочную систему, а иные формы организации учебного процесса. Учителю рекомендуется планировать последними часами уроки музыки, физической культуры, изобразительного искусства, трудового обучения, в форме уроков - игр, уроков-импровизаций, уроков-экскурсий, уроков-театрализаций и т.д.


Учитывая особенности первоклассников, урок должен строиться иначе, чем в старших классах начальной школы. В уроке должны присутствовать два структурных элемента: организационный момент и основная часть.

Организационный момент используется учителем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Этот момент требует длительной и терпеливой работы, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, которая подробно объясняет, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. В зависимости от характера заданий учитель может позволить детям вставать из-за парты, свободно перемещаться по классу, подходить к столу учителя, к полкам, книгам, игрушкам и т.д. Большое место на некоторых занятиях должно отводиться дидактическим играм, при проведении которых детям разрешается двигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников можно использовать разнообразные дидактические материалы (конструкторы и строительные наборы и пр.). Рекомендуется в качестве дидактических игр использовать не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но также и ролевые игры, которые способствуют развитию творческих способностей, основой этих игр является воображение, также можно использовать дидактические игры с двигательной направленностью [13].

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Уровень готовности ребёнка к школе может быть и высоким и очень низким. У некоторых первоклассников не сформированы школьно-значимые функции: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития.

Вывод по главе 1

Таким образом, адаптация или приспособление есть активный процесс активного взаимодействия человека с природой, который способствует не только оптимальной жизнедеятельности, а также дальнейшему нормальному социальному и биологическому развитию человечества. Адаптация человека включает несколько уровней: биологический, социальный, психологический, физиологический. На процесс адаптации существенное влияние оказывают природные и социальные факторы. Выделяют 3 уровня школьной адаптации: высокий, средний и низкий. Работа учителя по организации процесса адаптации учащихся к школьному обучению должна быть направлена на создание режима школьной жизни первоклассников; организацию оздоровительно-профилактической работы в классе; организацию учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период; а также на организацию внеучебной жизни первоклассников


ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

2.1 Организация и методы исследования

Экспериментальное исследование проводилось на базедвух школ: в ГОУ Средней Общеобразовательной Школе № 1 и в ГОУ Средней Общеобразовательной Школе № 11 города Москвы с целью изучить особенности адаптации первоклассников к школьному обучению. Исследование проводилось в период с января по февраль 2019 года. Выборку испытуемых составили 24 человека, из них 4 человека – учителя начальных классов, 10 человек – родители первоклассников и 10 человек – учащиеся первых классов. Исследование проводилось в несколько этапов:

1. Определение группы испытуемых, подбор методов и методик для реализации экспериментального исследования.

2. Сбор эмпирического материала (проведение анкетирования).

3. Обработка полученных данных и описание результатов исследования.

Гипотеза настоящего исследования состоит из следующего предположения: высокая адаптированность первоклассников к школьному обучению во многом зависит от работы учителя по организации процесса адаптации в классе.

Для проведения настоящего исследования, были подобраны следующие методики:

- «Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов»;

- «Анкета для родителей первоклассников»;

- опросник для учителей «Изучение особенностей адаптации первоклассников в школе (методика Ковалевой Л. М.);

- метод беседы.

«Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов» предназначена для выявления уровня мотивации учащихся первых классов. Анкета состоит из 10 вопросов (ПРИЛОЖЕНИЕ А), на которые должны ответить учащиеся.Ответы на вопросы оцениваются от 0 до 3 баллов. Учащиеся, набравшие ниже 10 баллов – негативно относятся к школе (школьнаядезадаптация); 10-14 баллов – характеризуются низким уровнем мотивации; 15-19 баллов свидетельствуют о внешней мотивации; 20-24 балла характеризуют средний уровень адаптации; 25-30 баллов свидетельствуют о высоким уровнем школьной адаптации.


«Анкета для родителей первоклассников» предназначена для выявления уровня адаптации учащихся на основании анкетирования родителей. Родителям предлагается ответить на 11 вопросов (ПРИЛОЖЕНИЕ В) и подчеркнуть подходящий вариант ответа.

Опросник для учителей «Изучение особенностей адаптации первоклассников в школе (методика Ковалевой Л. М.)предназначендля выявления уровня и особенностей адаптации учащихся первых классов. Опросник состоит из 46 вопросов (ПРИЛОЖЕНИЕ Б), ответы на которые фиксируются на специальном бланке. Далее уровень адаптации подсчитывается по формуле: (n * 100) / 70=? %.

- учащиеся набравшие - более 40 % - нуждаются в консультации невролога;

- от 30 % - 40% - свидетельствуют о средней степени дезадаптации;

- от 15 % - 30 % свидетельствуют о средней степени адаптации;

- до 14% - нормально адаптированы.

2.2 Результаты обследования процесса адаптации первоклассников

Анализ данных «Анкеты для определения школьной мотивации учащихся первых классов»определил, что из 10 обследуемых учащихся, только 2 (20%) детей хорошо адаптированы к школьному обучению; 4 (40%) детей имеют средний уровень адаптированности к школе; 2 (20%) детей имеют внешнюю мотивацию и 2 (20%) детей имеют низкий уровень мотивации к школьному обучению см. Таблицу 2.1. Причем нормальный уровень школьной мотивации (адаптации) в среднем выше у учащихся первых классов Школы № 11 по сравнению с учащимися Школы № 1 см. Диаграмму 2.2.

Таблица 2.1 – Результаты «Анкеты для определения школьной мотивации учащихся первых классов»

Уровень школьной мотивации учащихся

Школьная дезадаптация

Низкий уровень мотивации

Внешняя мотивация

Средний уровень адаптации

Высокий уровень адаптации

дети

%

дети

%

дети

%

дети

%

дети

%

-

-

2

20%

2

20%

4

40%

2

20%